«Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы
Наталья Панкова
«Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей
старшей группы
- познакомить детей с понятием этикет и с правилами этикета;
- показать детям важную роль вежливых слов в жизни людей и побуждать детей употреблять в речи вежливые слова;
-развивать у детей коммуникативные качества, понимание разнообразных вопросов и умение отгадывать загадки;
Ход занятия:
Знают взрослые и дети:
Много слов на белом свете!
А с волшебными словами
Мы идём по свету с вами!
- Волшебными словами называют вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
(спасибо, пожалуйста, прости, извини, здравствуй, до свидания, доброе утро, вечер, день, спокойной ночи)
- Спасибо, молодцы! А почему люди называют вежливые слова волшебными словами! Ответьте, пожалуйста!
(потому что вежливые слова делают людей добрее)
-Правильно! Волшебные слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться друг к другу. Вспомните, пожалуйста, одно из самых добрых и хороших слов в нашей жизни. Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья.
- Верно! Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать. Давайте и мы с вами поздороваемся.
Упражнение «Я здороваюсь везде».
Я здороваюсь везде:
Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй день.
Мне здороваться не лень.
-А какие ещё слова можно говорить при встрече? Послушайте стихотворение и скажите их.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу –
Кузнецу, ткачу, врачу –
«С добрым утром!» - говорю,
«Добрый день» кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
-Какие вежливые слова вы услышали? А теперь скажите мне, как правильно нужно здороваться? (нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова). Когда к вам обращаются вежливо, что вы испытываете? (удовольствие, радость) если к вам обратились грубо - что происходит с вами? (обижаюсь, грущу) а чтобы нам с вами не загрустить, мы споём песню.
Песня «Здравствуй, небо на рассвете!»
- А сейчас я загадаю загадку ещё об одном важном волшебном слове. Слушайте внимательно и догадайтесь, какое это слово.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех:
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
- Так какое же это слово? А вспомните случаи, когда нужно говорить «спасибо».
(ответы детей)
- Но бывает так, что иногда мы можем кого-то обидеть, толкнуть или сделать больно. Бывает, что мы это сделали не нарочно, нечаянно и чтобы на нас не обижались, мы тоже говорим волшебное слово. Какое, вы догадаетесь, послушав стихотворение.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: «Я ни при чём!»
Но, досчитав до тридцати,
Сказал: «Ну, дедушка (прости!»)
- Правильно! Но можно ещё сказать и «извините, пожалуйста». Сейчас нам об этом слове расскажет Аня.
Извини меня, котёнок,
Что тебя отогнала!
Я, наверное, спросонок
Ничего не поняла!
Я была спросонок –
Не сердись, котёнок!
И тогда обида куда-то исчезает, на лице появляется улыбка и настроение становится хорошим у обоих. Послушайте какой случай произошёл однажды в одной семье.
Папа разбил драгоценную вазу –
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Папа смутился, взглянул им в глаза
И робко и тихо «Простите» сказал.
А мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже».
«Простите», казалось бы, что в нём такого?
А вот ведь какое чудесное слово.
-Какое слово помогло папе? А как он его сказал, каким голосом?
- Но бывают ситуации, когда даже волшебные слова не помогают. Я сейчас расскажу об одном таком мальчике, а вы скажите, правильно ли поступает мальчик и что нужно было ему сделать.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень «мил»,
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил –
«Спасибо» говорил.
- Правильно ли поступает мальчик? А что нужно было ему сделать, если он хотел поиграть в мячик? Как надо просить, кто мне покажет?
- А теперь встаньте в кружок и поиграем с мячиком в игру «Волшебное слово». Правила простые. Мы по кругу передаём мячик со словами:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!
У кого останется мячик в руках после этих слов, тот говорит любое волшебное слово.
Игра «Волшебное слово».
- А теперь настала пора послушать частушки о правилах поведения.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – 3 струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Пропоём мы вам частушки,
Просим не смеяться.
Мы артисты молодые –
Можем застесняться.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Закричал: «Какой позор!»
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова –
Причесала языком.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Тётя Зина попросила
Слазить Мишу на чердак,
- Извините, тетя Зина,
Я вам вовсе не батрак.
-А у нас в группе есть такие дети? Надеюсь, что нет и не будет! Сейчас я проверю, знаете ли вы волшебные слова.
Ситуации:
-приходя в группу надо говорить…
-сломал игрушку товарищу…
-когда садимся кушать, то всем говорим…
-тебя угостили конфетой…
-перед сном нужно всем пожелать…
-проснувшись, говорим…
-если обидел кого-нибудь…
(детей, которые отгадали слова вызывать к себе для следующей игры)
- Сейчас поиграем в игру «Цветик- семицветик». (на лепестках написаны загадки. Дети должны выбрать любой лепесток и отгадать загадку. Если дети затрудняются, то остальные помогают)
Игра «Цветик- семицветик.»
Задания:
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была –
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова… (извините).
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).
Зазеленеет даже пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас ругают за шалости,
Говорим мы (простите, пожалуйста).
И во Франции и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
- Замечательно, молодцы. Вы все так хорошо знаете волшебные слова. Мы, взрослые, верим и надеемся, что эти волшебные слова всегда будут с вами! И я хочу вам пожелать, чтобы вы были всегда вежливыми, чтобы никого не обижали, а если всё же кого-то нечаянно обидели, то всегда не стеснялись просить прощения. И тогда вас все будут любить, хвалить и с вами захотят дружить. И никогда не будьте похожими на ослика из стихотворения.
Был ослик очень вежливый, воспитанный он был,
Всем улыбался, кланялся и «здравствуй» говорил,
Потом он отходил на шаг и в сторону бубнил,
Что заяц – трус, тюлень – тюфяк,
Что лев – дурак, а слон – толстяк…
Ни разу слова доброго он не сказал ни про кого,
И я прошу тебя, дружок, не будь похожим на него.
- Все изученные сегодня правила - это правила этикета. А сейчас заканчивая наше занятие, знакомство с этикетом, мы споём песню, которая так и называется: «Что такое этикет?»
Песня «Что такое этикет?»
-А чтобы вы никогда не забывали эти волшебные слова, я подарю вам волшебный цветок доброты и вежливости – цветик- семицветик, на котором записаны эти важные слова. И если вдруг вы забудете какое-нибудь из них, то попросите взрослых вам их прочитать и пусть они всегда будут с вами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.