МОУ ДО «Центр дополнительного образования»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия по теме
«Восьмизвучный перебор»
в объединении «Серебряная струна»
Педагог
дополнительного
образования:
Гостева Наталья
Александровна
Берёзовка 2023
План-конспект занятия по теме:
«Восьмизвучный перебор»
в объединении «Серебряная струна»
Год обучения – 1-й
Цель занятия: знакомство с аккомпанементом восьмизвучного перебора, использование его на практике.
Задачи:
образовательная:
закрепить пройденный материал (п. «3», п. «4», п. «6»), познакомиться с новыми терминами, парными аккордами, совершенствовать аккомпанемент восьмизвучного перебора на практике;
развивающая:
формировать развитие музыкальных способностей, памяти, творческого потенциала;
воспитывающая:
формировать развитие коммуникативных качеств учащихся.
Средства обучения:
- шестиструнная гитара,
- музыкальный центр,
- презентация,
- раздаточный наглядный материал (схемы, карточки).
Ход занятия.
- Доброе утро, ребята!
- Я очень рада видеть вас.
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с аккомпанементом восьми -звучного перебора. Закрепим пройденный материал, познакомимся с новыми терминами, поработаем с карточками и выполним практические задания.
- Мне хочется узнать с каким настроением вы сегодня пришли на занятие.
- Предлагаю вам нарисовать свое настроение в виде струн разного цвета.
· Струна зеленого будет обозначать отличное настроение.
· Струна красного цвета – хорошее настроение.
· Струна синего цвета – настроение оставляет желать лучшего.
Нарисуем струны ( настроение хорошее, надеюсь оно не изменится к концу занятия).
Сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку по «Струнным дорожкам» (1-й слайд)
· Сначала встанем на путь самой узкой струнной дорожки и ответим на такие вопросы:
1. Сколько может быть струн на гитаре? (6, 7, 9, 12)
2. Какие бывают струны? (медные, посеребренные, бронзовые, нейлоновые, никелевые, металлические)
3. А если одна струна на гитаре порвется? Какую технику безопасности нужно соблюдать и правила при натяжении и замене струн?
· Вторая струнная дорожка приведет нас в мир извлечения звуков. Сейчас я буду извлекать эти прекрасные звуки, а вы на слух попробуете угадать, какой перебор прозвучит. (педагог садится спиной к детям и исполняет разные ритмические рисунки)
- щипковый
- вальсовый
- п. «3», п. «4», п. «6», п. «8».
Следующее задание. Нужно разобраться, что изображено на этих графических рисунках (раздать карточки с графическим изображением щипковый, вальсовый, п. «3», п. «4», п. «6»).
Молодцы! Разобрались, справились с заданием. Здесь были изображены переборы «3», «4», «6», щипковый, вальсовый
· Совершая прогулку по струнным дорожкам мы остановимся на третьей дорожке – и продолжим знакомство с аккомпанементом восьмизвучного перебора.
Тема нашего занятия «Восьмизвучный перебор». (2-й слайд)
Продолжая прогулку по струнным дорожкам мы с вами встретились с необычным названием «Арпеджио»( 3-й слайд – новый термин)
Мы с вами уже знаем несколько способов игры перебором. Так вот – арпеджио – это последовательное извлечение звуков, способ исполнения нот аккорда, которые играются одна за другой (т. е. по очереди).
Давайте вспомним цифровое обозначение струн восьмизвучного перебора (Б-3231323) – 4-й слайд.
А теперь вспомним цифровое обозначение пальцев правой руки, т. е. аппликатура п. «8» (5-й слайд). А еще п. «8» можно увидеть в графическом изображении (6-й слайд).
Скажите, может быть кто-то слышал такое слово «Табулатура»? Слово «табулатура» означает цифровое обозначение нот, а графическая запись перебора «8» тоже выполнена в табулатуре. И все переборы мы записываем используя цифры. В начале учебного года мы разучивали разные мелодии, используя табулатуру. (показать книгу с названием « Табулатура») – 7-й слайд - термин – название.
· Продолжим прогулку и перейдем на четвертую струнную дорожку, где нам встретились парные связки аккордов (8-й слайд).
1. Am – A7
2. A7 – Dm
3. Dm – G7
4. G7 – C
5. C – E7
Скажите, какие из аккордов вам не знакомы? (G7, E7).
Предлагаю вам познакомиться с новыми аккордами и выполнить п. «8», используя парные связки аккордов (раздать карточки с парными связками аккордов. Ребята выполняют задание, комментируя по схеме, что делают.).
Молодцы! С заданием справились! И даже разобрались с новыми аккордами, и цифровым обозначением, аппликатурой.
· Теперь пойдем по 5-й струнной дорожке, тут нас ждет аккомпанемент песни «Дельфиненок». Надеюсь, что многие из вас уже смогут исполнить эту песню, используя п. «8»(исполняют дети по желанию, 1 чел. – исполняет аккомпанемент песни, остальные поют)
· Молодцы! Осталась у нас последняя 6-я струнная дорожка (на ее пути мы должны подвести итог занятия и определить настроение и самооценку каждого)
- Скажите, по какой струнной дорожке вам было интересней всего идти?
- По какой дорожке вы прогулялись бы еще раз?
- А по какой дорожке вам было трудно идти?
- Какие знания и умения вы сможете применить в жизни?
Молодцы! А теперь я попрошу вас снова отметить состояние своей души и дать себе оценку по 6-ти бальной шкале (раздать нарисованные гитары: нарисовать струны в цвете о состоянии своей души, кружочками отметить номер струны - дать свою самооценку по 6-ти бальной шкале).
Я благодарю вас за работу, на следующем занятии по аккомпанементу мы будем знакомиться с ритмичным ударом, четырех звучным боем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.