МДОАУ Детский сад № 29
«Твори добро»
( план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию)
Составлен старшим воспитателем Плотниковой Л.В.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие
человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и
мыслям человека.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения.
В
методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания
«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства».
Особым местом в духовно-нравственном развитии является
воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с
окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с планом
данных мероприятий, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного
образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность
воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит
компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное
пространство и обеспечит активный выход на социум.
Тип программы мероприятий: образовательная.
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный
характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями
воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического
мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных
отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной
речью, здоровым образом жизни.
Условия реализации программы мероприятий.
Данный план мероприятий рассчитан для детей от 4 до 7лет. Занятия проводятся в
течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю.
Продолжительность занятий 20-25 минут. Кроме теоретической работы предполагается
также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация,
создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы
позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал.
Цель мероприятий:
Сохранение духовно- нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России, Оренбургской области, г.Новотроицка , стремление возродить традиции семейного воспитания.
Методы :
(наглядный, словесный, практический)
Наглядный метод :
• чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в храм, краеведческий музей;
- наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
- подготовка и проведение праздников «Масленица», «Рождество», « Калядки»,«День матери», «День защитника отечества».
Словесный метод :
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно- ролевые, дидактические, игры-драматизации , режиссерские, народные).
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывание загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод :
• организовывать продуктивную деятельность
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• оформить коллекцию семян для занятия;
• сшить кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины.
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
• Занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников со священнослужителями, местными поэтами, представителями краеведческого музея.
• Использование аудиозаписей и компьютерных технологий.
• Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
• Детская благотворительность.
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
• Творческие вечера.
• Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями:
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• Лекторий для родителей;
• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• Вечер вопросов и ответов;
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические
семинары с использованием ИКТ);
• Занятия совместно с родителями: анкетирование и
тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• Индивидуальные консультации специалистов: психолога, педиатра.
• Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки- передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• Экскурсии;
• Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• Совместное посещение богослужений и прогулки к храму;
• Помощь родителей: облагораживание территории, участие в подготовке праздников, в восстановлении «Троицкого» храма.
Направления работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно- образовательное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).
4. Нравственно- трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Тематика занятий и методов работы (с сентября по май):
1. «Как устроен мир Божий».
Задачи: открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обратить их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствующую развитию творческой личности ребенка.
Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений.»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; «Если бы не было воздуха»; «Мир - наш дом.»; «Умеем ли мы видеть»; «Питание, отдых, здоровье, болезни»; «Жизнь человека».; «Времена года - весна»;
«Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года -зима»; «Рыбы»; «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».
2.«Хорошо - плохо».
Задачи: на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учить детей различать добро и зло, дать представления о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков. Научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра.
Тематика занятий: «Добро и зло»; «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Послушание и непослушание»; «О дружбе и друзьях. Верность»; «Жадность и щедрость»; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; «Совесть»; «Благодарность»; «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; «Память»; «О дружбе »; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».
3.«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах».
Задачи: знакомить детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей
Российского государства, государственной символикой , жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской, воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим малую родину; гордости за историческое прошлое Новохоперского края, русского государства.
Тематика занятий «Край, в котором ты живешь.»: «История возникновения родного города»; «Герб города»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».
Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы города, в котором мы живем.
Тематика занятий цикла «О чем поет колокол»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».
Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» ,«Откуда пошла земля русская?», «Святые князья Борис и Глеб», « Пресвятая Богородица».
4.«Православная культура».
Задачи: знакомить детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогать в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывать их жизненный смысл, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
Тематика занятий: «Рождество Христово», «Крещение», «Вербное воскресение», «Пасха», « Введение во Храм».
5.« Хозяева и хозяюшки»
Задачи: знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, дать понятие об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Тематика занятий: «Что такое семья», « О дружбе мальчиков и девочек», «Хозяюшка дома», « Хозяин дома».
Список литературы.
1.Шевченко Л.Л., «
Добрый мир», православная культура для малышей, Москва,2014г.
2. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших
дошкольников»
3. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших
школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
4. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
5. И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для
учителя./ М.: Просвещение, 1997;
6. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./
Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов
ВГПУ, 2000;
7. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-
М.: Издательский дом «Покров», 2004;
8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика»,
1988.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.