Перспективное планирование поисково-познавательной и опытно экспериментальной деятельности
в средней группе
№п\п |
Тема |
Содержание работы |
||||||
Живая природа |
Неживая природа |
Окружающий мир |
||||||
Мир растений |
Мир животных |
Опыты |
Труд в природе |
Человек |
Рукотворный мир |
|||
|
Сентябрь |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
НОД «Мой веселый звонкий мяч» О.В. Дыбина стр. 43 «Что было до…»
|
|
|
|
|
|
Сформировать знания о том, каким мяч был в древности; поднять эмоциональное настроение; развить внимание, быстроту реакции, ловкость.
|
|
2. |
Опыт «Как влияют погодные условия на состояние почвы?» О.А. Воронкевич стр.76-77 «Добро пожаловать в экологию» |
|
|
Выявить, как изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
|
Уборка мусора, сухих листьев с участка. |
|
|
|
3. |
НОД «Песок, глина, камни» «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина стр. 32
|
|
|
Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. |
Сбор песка в песочницу |
|
Познакомить с материалом - глина. Учить детей определять свойство материала и его качество. Учить детей узнавать вещи, сделанные из глины |
|
4 |
НОД «Незнайкин клад» О.В. Дыбина стр.30 «Из чего сделаны предметы?» |
|
|
|
|
|
Закрепить знания о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; поупражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению. |
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Как зимуют дикие звери» О.В. Воронкевич стр.106 «Добро пожаловать в экологию» |
|
Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. |
|
|
|
|
|
2 |
НОД «Беседа о домашних животных» О.В. Воронкевич стр.119 «Добро пожаловать в экологию» |
|
Формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). |
|
|
|
|
|
3 |
НОД «Знакомый незнакомец апельсин» Н.В. Нищева стр.164 Опыт «Почему апельсин не тонет?»
|
|
|
|
|
Расширить представления детей о составляющих ЗОЖ (зависимость от правильного питания) |
|
|
|
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легче воды) |
|||||||
4 |
НОД «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах» О.В. Воронкевич стр.99 «Добро пожаловать в экологию» |
Учить составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели – картинки. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах.
|
|
|
Уборка участка от опавших веток, заготовка листьев и семян для поделок и аппликаций. |
|
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Глиняные игрушки» О.В. Дыбина стр.38 «Творим, измеряем, преобразуем»
|
|
|
|
|
|
Вырабатывать навыки работы с глиной для изготовления поделок, развивать творческое воображение, умение изменять предметы, используя новые детали. |
|
2 |
НОД «Мебель для куклы Ани» О.В. Дыбина стр. 53 «Неизведанное рядом»
|
|
|
|
|
|
Учиться видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат. |
|
3 |
НОД «Путешествие в прошлое посуды» «Что было до…» О.В. Дыбина стр.18 |
|
|
|
|
|
Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. |
|
4 |
НОД «Вес, притяжение» О.В. Дыбина стр 39 «Неизведанное рядом»
Опыт «Всё имеет вес» М/п «Механизмы и магниты» стр. 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель опыта: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. |
|||||||
|
Декабрь |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Как живут растения зимой» О.А. Воронкевич, стр. 112 «Добро пожаловать в экологию!»
|
Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей. |
|
|
Утепление снегом молодых деревьев и кустарников. |
|
|
|
2 |
НОД «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» О.А. Воронкевич стр. 114 «Добро пожаловать в экологию!»
|
|
Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Учить распознавать птиц (воробей, ворона) По способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение, интерес. |
|
|
|
|
|
3 |
НОД «Такая разная вода» М/п «Вода и воздух» стр.10 Опыт «Окрашивание воды» О.В. Дыбина стр. 27 «Неизведанное рядом»
|
|
|
Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. |
|
|
|
|
4 |
Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» О.В. Дыбина стр. 43 «Неизведанное рядом»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель опыта: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла). |
|||||||
|
Январь |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
«Строим снежный город» О.В. Дыбина стр. 50 «Неизведанное рядом»
|
|
|
|
|
|
Учиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
|
|
2 |
Опыт «Изготовление цветных льдинок» |
|
|
|
Постройки из снега на участке. |
|
|
|
|
Цель опыта: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
|
|||||||
3 |
НОД «Путешествие в прошлое одежды» О.В. Дыбина стр. 29
«Что было до…» Опыт «Как согреть руки?» О.В. Дыбина стр. 43 «Неизведанное рядом»
|
|
|
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла) |
|
|
Познакомить детей с историей создания одежды; учить узнавать вещи из тканей и меха. |
|
4 |
НОД «Отгадай материал» О.В. Дыбина стр. 48-49 «Из чего сделаны предметы»
|
|
|
|
|
|
Закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названиях. |
|
|
Февраль |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Стеклянный город», О.В. Дыбина стр. 39 «Из чего сделаны предметы» Д/и «Что лишнее?» О.В. Дыбина стр. 48 «Из чего сделаны предметы» |
|
|
|
|
|
Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла. |
|
2 |
НОД «На чём мы путешествуем» О.В. Дыбина стр.39 «Что было до…»
|
|
|
|
|
|
Познакомить со способами передвижения древних людей на дальние расстояния; закрепить знания об известных видах транспорта (автобусе, самолёте, машине). |
|
3 |
НОД «Определи место для предмета» О.В. Дыбина стр. 22-23 «Рукотворный мир»
|
|
|
|
|
|
Уточнить представление о труде взрослого, опираясь на «модели труда»; познакомить с предметами, облегчающими труд человека; научить классифицировать предметы по способу использования. |
|
4 |
НОД «Кораблик» О.В. Дыбина стр.51 «Неизведанное рядом» |
|
|
|
|
. |
Учить видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат. |
|
|
|
|||||||
|
Март |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Чудесные превращения волшебной палочки» О.В. Дыбина стр.34 «Что было до…» |
|
|
|
Уборка снега на участке |
|
Дать детям представление об истории создании швейных принадлежностей; вызвать интерес к ним. |
|
2 |
НОД «Птицы» О.А. Воронкевич с.125 «Добро пожаловать в экологию!»
Опыт «Из чего птицы строят гнезда?» О.В. Дыбина стр.25 «Неизведанное рядом» |
|
Обобщать у детей преставление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца. Учить соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной. |
Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. |
|
|
|
|
3 |
НОД «Сравнение комнатных растений» О.А. Воронкевич стр.101 «Добро пожаловать в экологию!»
Опыт «Проращивание растения из семени» «Мои первые опыты: изучаем природу» стр.11 |
Учить сравнивать листья растений по следующем признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев |
|
Дать первоначальные знания о прорастании растения из семени, подвести к следующем открытиям: -большинство растений вырастают из одного семени; - в семени находится информация о том, каким должно быть это растение; -для прорастания необходимы определённые условия. |
Посадка гороха и посев уличных цветов в уголке природы. |
|
|
|
4 |
Опыт «Волшебный театр» О.В. Дыбина стр.38 «Неизведанное рядом» Опыт «Сила магнита» «Мои первые опыты: Простые механизмы и постоянные магниты» стр.83 |
|
|
Познакомить детей со следующими свойствами магнита: - есть такие предметы, которые магнитом притягиваются, и такие, которые не притягиваются; -притягивается предмет магнитом, зависит от того, из какого материала он сделан, т. к. магниты притягивают только определённые материалы; -сила магнита проникает через препятствия и при этом притягивает предметы из магнитных материалов. |
|
|
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Путешествие в весенний лес», О.А. Воронкевич с.126 «Добро пожаловать в экологию!»
Опыты: «Почему тает снег?»; «Где быстрее наступит весна?» О.В. Дыбина стр.22 «Неизведанное рядом»
|
Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количества солнечных дней; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние снега, сосульки, капель; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений). |
Установить зависимость изменений в природе от сезона. |
|
|
|
||
2 |
Опыт «Всё имеет вес» «Мои первые опыты: Простые механизмы и постоянные магниты» стр.10 |
|
|
Познакомить детей со следующими свойствами окружающих предметов: - вес предмета зависит от его размера и материала, из которого он сделан; -все предметы, которые тяжелее воздуха падают вниз, если их сбросить с высоты; -все предметы одинаковой формы и размера падают на землю одинаково быстро, сколько бы он не весили. Каждый предмет замедляется воздухом, причём в зависимости от формы и размера- сильнее или слабее; - сила, с которой предмет ударяет по земле, зависит от его веса. |
Выращивание рассады уличных цветов в уголке природы |
|
|
|
3 |
Опыт «Где снег не тает?» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.23 Опыт «Взаимодействие воды и снега» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.29 |
|
|
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым). Выявить свойства воды: чем выше температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. |
|
|
|
|
4 |
НОД «Резина, её качества и свойства» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.48 |
|
|
|
|
|
Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества и свойства
|
|
|
Май |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Петрушка идёт трудиться» О.В.Дыбина «Рукотворный мир» стр.28 Опыт «Посадим дерево» О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» стр.33 |
|
|
Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. |
Уход за растениями в уголке природы На участке- окапывание деревьев. |
|
Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым. |
|
2 |
НОД «Путешествие в прошлое бумаги» О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы» стр.24 |
|
|
|
|
|
Познакомить детей с историей бумаги, с её современными видами. |
|
3 |
НОД «Из чего и как возникает почва» Опыт «Превращение яблока» «Мои первые опыты: изучаем природу» стр.82 |
|
|
Дать первоначальные знания о свойствах почвы, подвести к следующем открытиям: - отмершие части растений и мёртвые животные перегнивают и разлагаются. Со временем они становятся почвой, основой для новой жизни; Процесс разложения зависит от условий окружающей среды и времени. |
|
|
|
|
4 |
НОД «Когда это бывает?»
Опыт «Свет вокруг нас» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.35 |
Понять, что источники света могут принадлежать к природному или рукотворному миру. |
|
Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру. |
Посадка рассады цветов на клумбу |
|
|
|
|
Июнь |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Поиск воздуха» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.30 Опыт «Воздух можно увидеть и почувствовать» «Мои первые опыты: вода и воздух» стр.52 |
|
|
Обнаружить воздух Дать первоначальные знания о свойствах воздуха, подвести к следующем открытиям: воздух стремится заполнить любое свободное пространство; воздух прозрачный и занимает определённое место. |
|
|
|
|
2 |
НОД «Из чего лучше сделать?» О.В. Дыбина «Рукотворный мир» с.52
|
|
|
|
|
|
Закреплять знания детей о многообразии рукотворного мира, видах материалов. |
|
3 |
НОД «Петрушка в спортивной форме» О.В. Дыбина «Рукотворный мир» с.31
|
|
|
|
|
|
Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность. |
|
4 |
НОД «Радуга» Опыт «Цвет радуги» «Мои первые опыты: свет и звук»» с.54 Рисование «Раскрасим радугу» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.37 |
|
|
Познакомить детей со свойствами света.
Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов. Доказать, что свет состоит из разных цветов; цвета лучей – это цвета радуги. |
|
|
|
|
|
Июль |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Насекомые вокруг нас» Опыт «Зовём насекомых в гости» «Мои первые опыты: изучаем природу» стр.48 |
|
Дать первоначальные знания о многообразии насекомых, условиях их приспособления к среде обитания, подвести к следующим открытиям: животные есть почти во всех уголках Земли; каждое животное имеет свою среду обитания; животные приспосабливаются к условиям окружающей среды; человек может помочь животным завоевать новые места обитания. |
Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием |
|
|
|
|
2 |
Экологическая игра Лото с элементами моделирования «Кто где живёт»
Опыт «Как возникает тень» «Мои первые опыты: свет и звук» стр. 17 |
|
Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. |
Познакомить детей со следующими свойствами света: свет не проникает сквозь непрозрачные предметы; за непрозрачным предметом образуется тень; размер и направление тени зависит от направления света. |
|
|
|
|
3. |
НОД «Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика» О.А. Воронкевич с.43 «Добро пожаловать в экологию!»
Экспериментирование «Какой рыбки легче плавать?» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.26 |
|
Дать детям общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб. Уточнить и закрепить знания детей о внешних признаках рыб. Использовать модели, закрепить знания моделей, умение пользоваться ими при сравнении. Учить отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окраске, величине) |
Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. |
|
|
|
|
4 |
НОД «Таинственные стекла» Опыт «Свет и цвет» Мои первые опыты: свет и звук с.64
|
|
|
Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
|
|
|
|
|
|
Август |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
НОД «Тепло и влага» Опыт «Как путешествует вода» Мои первые опыты: изучаем природу стр.90 |
|
|
Дать детям понятие, что в природе существует круговорот воды. |
Прополка клумб |
|
|
|
2 |
НОД «Знакомый незнакомец апельсин» Нищева стр.164 Опыт «Почему апельсин не тонет?»
|
|
|
Продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легче воды)
|
Полив цветов на клумбе. |
Расширить представления детей о составляющих ЗОЖ (зависимость от правильного питания) |
|
|
3 |
НОД «Кого покатаем на машине?» О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» стр.49 |
|
|
|
|
|
Побудить детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны. |
|
4 |
НОД «Такая разная вода» Мои первые опыты «Вода и воздух» стр.10 Опыт «Окрашивание воды» Дыбина «Неизведанное рядом» с.27 |
|
|
Выявить свойства воды: теплой, холодной, нагревать другие предметы. Может менять цвет, запах. |
Полив цветов на клумбе. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.