План по экспериментированию в средней группе
Оценка 5

План по экспериментированию в средней группе

Оценка 5
docx
20.11.2024
План по экспериментированию в средней группе
план по экспериментированию средняя группа.docx

Перспективное планирование поисково-познавательной и опытно экспериментальной деятельности

в средней группе

№п\п

Тема

Содержание работы

Живая природа

Неживая природа

Окружающий мир

Мир растений

Мир животных

Опыты

Труд в природе

Человек

Рукотворный мир

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

1.

НОД «Мой веселый звонкий мяч»

О.В. Дыбина стр. 43

«Что было до…»

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировать знания о том, каким мяч был в древности; поднять эмоциональное настроение; развить внимание, быстроту реакции, ловкость.

 

2.

Опыт «Как влияют погодные условия на состояние почвы?»

О.А. Воронкевич стр.76-77

«Добро пожаловать в экологию»

 

 

Выявить, как изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

 

Уборка мусора, сухих листьев с участка.

 

 

3.

НОД «Песок, глина,  камни»

«Неизведанное рядом»

О.В. Дыбина стр. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Сбор песка в песочницу

 

Познакомить с материалом - глина. Учить детей определять свойство материала и его качество. Учить детей узнавать вещи, сделанные из глины

4

НОД  «Незнайкин клад» О.В. Дыбина стр.30

«Из чего сделаны предметы?»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить знания о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; поупражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению.

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Как зимуют дикие звери»

О.В. Воронкевич стр.106

«Добро пожаловать в экологию»

 

Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

НОД «Беседа о домашних животных»

О.В. Воронкевич стр.119

«Добро пожаловать в экологию»

 

Формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

НОД «Знакомый незнакомец апельсин»

Н.В. Нищева стр.164

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

 

 

 

 

 

 

 

Расширить представления детей о составляющих ЗОЖ (зависимость от правильного питания)

 

 

Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легче воды)

4

НОД «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»

О.В. Воронкевич стр.99

«Добро пожаловать в экологию»

Учить составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя  в качестве плана модели – картинки. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уборка участка от опавших веток, заготовка листьев и семян для поделок и аппликаций.

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Глиняные игрушки»

О.В. Дыбина стр.38

«Творим, измеряем, преобразуем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вырабатывать навыки работы с глиной для изготовления поделок, развивать творческое воображение, умение изменять предметы, используя новые детали.

2

НОД «Мебель для куклы Ани»

О.В. Дыбина стр. 53 «Неизведанное рядом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учиться видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.

3

НОД «Путешествие в прошлое посуды»

«Что было до…»

О.В. Дыбина стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

4

НОД «Вес, притяжение»

О.В. Дыбина стр 39

«Неизведанное рядом»

 

Опыт «Всё имеет вес»

М/п «Механизмы и магниты» стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

Цель опыта: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера.

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Как живут растения зимой»

О.А. Воронкевич, стр. 112

«Добро пожаловать в экологию!»

 

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

 

 

Утепление снегом  молодых деревьев и кустарников.

 

 

2

НОД «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

О.А. Воронкевич стр. 114

«Добро пожаловать в экологию!»

 

 

 

 

 

 

 

Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании.

Учить распознавать птиц (воробей, ворона)

По способам передвижения, издаваемым звукам.

Воспитывать заботливое отношение, интерес.

 

 

 

 

3

НОД «Такая разная вода»

М/п «Вода и воздух» стр.10

Опыт «Окрашивание воды»

О.В. Дыбина стр. 27

«Неизведанное рядом»

 

 

 

 

 

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

 

 

 

4

Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

О.В. Дыбина стр. 43 «Неизведанное рядом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель опыта: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

 

Январь

 

 

 

 

 

 

1

«Строим снежный город»

О.В. Дыбина стр. 50

«Неизведанное рядом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

 

2

Опыт «Изготовление цветных льдинок»

 

 

 

Постройки из снега на участке.

 

 

 

Цель опыта: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

 

 

3

НОД «Путешествие в прошлое одежды»

О.В. Дыбина стр. 29

 

«Что было до…»

Опыт «Как согреть руки?»

О.В. Дыбина стр. 43 «Неизведанное рядом»

 

 

 

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла)

 

 

Познакомить детей с историей создания одежды; учить узнавать вещи из тканей и меха.

4

НОД «Отгадай материал»

О.В. Дыбина стр. 48-49

«Из чего сделаны предметы»

 

 

 

 

 

 

Закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названиях.

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Стеклянный город»,

О.В. Дыбина стр. 39

«Из чего сделаны предметы»

Д/и «Что лишнее?»

О.В. Дыбина стр. 48

«Из чего сделаны предметы»

 

 

 

 

 

Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла.

2

НОД «На чём мы путешествуем»

О.В. Дыбина стр.39

«Что было до…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить со способами передвижения древних людей на дальние расстояния; закрепить знания об известных видах транспорта (автобусе, самолёте, машине).

3

НОД «Определи место для предмета»

О.В. Дыбина стр. 22-23

«Рукотворный мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточнить представление о труде взрослого, опираясь на «модели труда»; познакомить с предметами, облегчающими труд человека; научить классифицировать предметы по способу использования.

4

НОД «Кораблик»

О.В. Дыбина стр.51 «Неизведанное рядом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Учить видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат.

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Чудесные превращения волшебной палочки»

О.В. Дыбина стр.34

«Что было до…»

 

 

 

 

Уборка снега на участке

 

Дать детям представление об истории создании швейных принадлежностей; вызвать интерес к ним.

2

НОД «Птицы»

О.А. Воронкевич с.125

«Добро пожаловать в экологию!»

 

Опыт «Из чего птицы строят гнезда?»

О.В. Дыбина стр.25 «Неизведанное рядом»

 

Обобщать у детей преставление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца. Учить соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

 

 

 

3

НОД «Сравнение комнатных растений»

О.А. Воронкевич стр.101

«Добро пожаловать в экологию!»

 

 

 

Опыт «Проращивание растения из семени»

«Мои первые опыты: изучаем природу» стр.11

Учить сравнивать листья растений по следующем признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев

 

Дать первоначальные знания о прорастании растения из семени, подвести к следующем открытиям:

-большинство растений вырастают из одного семени;

- в семени находится информация о том, каким должно быть это растение;

-для прорастания необходимы определённые условия.

Посадка гороха и посев уличных цветов в уголке природы.

 

 

4

Опыт «Волшебный театр»

О.В. Дыбина стр.38 «Неизведанное рядом»

Опыт «Сила магнита»

«Мои первые опыты:

Простые механизмы и постоянные магниты» стр.83

 

 

Познакомить детей со следующими свойствами магнита:

- есть такие предметы, которые магнитом притягиваются, и такие, которые не притягиваются;

-притягивается предмет магнитом, зависит от того, из какого материала он сделан, т. к. магниты притягивают только определённые материалы;

-сила магнита проникает через препятствия и при этом притягивает предметы из магнитных материалов.

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Путешествие в весенний лес»,

О.А. Воронкевич с.126

«Добро пожаловать в экологию!»

 

Опыты: «Почему тает снег?»; «Где быстрее наступит весна?»

О.В. Дыбина стр.22 «Неизведанное рядом»

 

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количества солнечных дней; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние снега, сосульки, капель; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений).

Установить зависимость изменений в природе от сезона.

 

 

 

2

Опыт «Всё имеет вес»

«Мои первые опыты:

Простые механизмы и постоянные магниты» стр.10

 

 

Познакомить детей со следующими свойствами окружающих предметов:

- вес предмета зависит от его размера и материала, из которого он сделан;

-все предметы, которые тяжелее воздуха падают вниз, если их сбросить с высоты;

-все предметы одинаковой формы и размера падают на землю одинаково быстро, сколько бы он не весили. Каждый предмет замедляется воздухом, причём в зависимости от формы и размера- сильнее или слабее;

- сила, с которой предмет ударяет по земле, зависит от его веса.

Выращивание рассады уличных цветов в уголке природы

 

 

3

Опыт «Где снег не тает?» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

стр.23

Опыт «Взаимодействие воды и снега»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

стр.29

 

 

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым). Выявить свойства воды: чем выше температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

 

 

 

4

НОД «Резина, её качества и свойства»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

стр.48

 

 

 

 

 

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества и свойства

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Петрушка идёт трудиться»

О.В.Дыбина «Рукотворный мир» стр.28

Опыт «Посадим дерево»

О.В.Дыбина

«Неизведанное рядом»

стр.33

 

 

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Уход за растениями в уголке природы

На участке- окапывание деревьев.

 

Научить классифицировать предметы по функциональному назначению

(удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.

2

НОД «Путешествие в прошлое бумаги»

О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы» стр.24

 

 

 

 

 

Познакомить детей с историей бумаги, с её современными видами.

3

НОД «Из чего и как возникает почва»

Опыт «Превращение яблока»

«Мои первые опыты: изучаем природу» стр.82

 

 

Дать первоначальные знания о свойствах почвы, подвести к следующем открытиям:

- отмершие части растений и мёртвые животные перегнивают и разлагаются. Со временем они становятся почвой, основой для новой жизни;

Процесс разложения зависит от условий окружающей среды и времени.

 

 

 

4

НОД «Когда это бывает?»

 

Опыт «Свет вокруг нас»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.35

Понять, что источники света могут принадлежать к природному или рукотворному миру.

 

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру.

Посадка рассады цветов на клумбу

 

 

 

Июнь

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Поиск воздуха»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.30

Опыт «Воздух можно увидеть и почувствовать»

«Мои первые опыты: вода и воздух» стр.52

 

 

Обнаружить воздух

Дать первоначальные знания о свойствах воздуха, подвести к следующем открытиям: воздух стремится заполнить любое свободное пространство; воздух прозрачный и занимает определённое место.

 

 

 

2

НОД «Из чего лучше сделать?»

О.В. Дыбина «Рукотворный мир» с.52

 

 

 

 

 

 

Закреплять знания детей о многообразии рукотворного мира, видах материалов.

3

НОД  «Петрушка в спортивной форме»

 О.В. Дыбина «Рукотворный мир» с.31

 

 

 

 

 

 

Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

4

НОД «Радуга»

Опыт «Цвет радуги»

«Мои первые опыты: свет и звук»» с.54

Рисование «Раскрасим радугу»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.37

 

 

Познакомить детей со свойствами света.

 

Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух цветов.

Доказать, что свет состоит из разных цветов; цвета лучей – это цвета радуги.

 

 

 

 

Июль

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Насекомые вокруг нас»

Опыт «Зовём насекомых в гости»

«Мои первые опыты: изучаем природу» стр.48

 

Дать первоначальные знания о многообразии насекомых, условиях их приспособления к среде обитания, подвести к следующим открытиям: животные есть почти во всех уголках Земли; каждое животное имеет свою среду обитания; животные приспосабливаются к условиям окружающей среды; человек может помочь животным завоевать новые места обитания.

Развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием

 

 

 

2

Экологическая игра Лото с элементами моделирования «Кто где живёт»

 

Опыт «Как возникает тень»

«Мои первые опыты: свет и звук» стр. 17

 

Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания.

Познакомить детей со следующими свойствами света: свет не проникает сквозь непрозрачные предметы; за непрозрачным предметом образуется тень; размер и направление тени зависит от направления света.

 

 

 

3.

НОД «Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика»

О.А. Воронкевич с.43

«Добро пожаловать в экологию!»

 

 

Экспериментирование «Какой рыбки легче плавать?»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» с.26

 

Дать детям общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб. Уточнить и закрепить знания детей о внешних признаках рыб. Использовать модели, закрепить знания моделей, умение пользоваться ими при сравнении. Учить отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окраске, величине)

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

 

 

 

4

НОД «Таинственные стекла»

Опыт «Свет и цвет»

Мои первые опыты: свет и звук с.64

 

 

 

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

 

 

 

 

 

Август

 

 

 

 

 

 

1

НОД «Тепло и влага»

Опыт «Как путешествует вода»

Мои первые опыты: изучаем природу стр.90

 

 

Дать детям понятие, что в природе существует круговорот воды.

Прополка клумб

 

 

2

НОД «Знакомый незнакомец апельсин»

Нищева стр.164

Опыт «Почему апельсин не тонет?»

 

 

 

Продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легче воды)

 

 

 

Полив цветов на клумбе.

Расширить представления детей о составляющих ЗОЖ (зависимость от правильного питания)

 

3

НОД «Кого покатаем на машине?»

О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» стр.49

 

 

 

 

 

Побудить детей группировать предметы по материалам, из которых они сделаны.

4

НОД «Такая разная вода»

Мои первые опыты «Вода и воздух» стр.10

Опыт «Окрашивание воды»

Дыбина «Неизведанное рядом» с.27

 

 

Выявить свойства воды:  теплой, холодной, нагревать другие предметы. Может менять цвет, запах.

Полив цветов на клумбе.

 

 

 


 

Перспективное планирование поисково-познавательной и опытно экспериментальной деятельности в средней группе №п\п

Перспективное планирование поисково-познавательной и опытно экспериментальной деятельности в средней группе №п\п

Октябрь 1 НОД «Как зимуют дикие звери»

Октябрь 1 НОД «Как зимуют дикие звери»

Вырабатывать навыки работы с глиной для изготовления поделок, развивать творческое воображение, умение изменять предметы, используя новые детали

Вырабатывать навыки работы с глиной для изготовления поделок, развивать творческое воображение, умение изменять предметы, используя новые детали

НОД «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

НОД «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

НОД «Путешествие в прошлое одежды»

НОД «Путешествие в прошлое одежды»

НОД «Кораблик» О.В. Дыбина стр

НОД «Кораблик» О.В. Дыбина стр

Простые механизмы и постоянные магниты» стр

Простые механизмы и постоянные магниты» стр

Выращивание рассады уличных цветов в уголке природы 3

Выращивание рассады уличных цветов в уголке природы 3

Дать первоначальные знания о свойствах почвы, подвести к следующем открытиям: - отмершие части растений и мёртвые животные перегнивают и разлагаются

Дать первоначальные знания о свойствах почвы, подвести к следующем открытиям: - отмершие части растений и мёртвые животные перегнивают и разлагаются

НОД «Радуга» Опыт «Цвет радуги» «Мои первые опыты: свет и звук»» с

НОД «Радуга» Опыт «Цвет радуги» «Мои первые опыты: свет и звук»» с

Добро пожаловать в экологию!»

Добро пожаловать в экологию!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2024