План мероприятий
по формированию функциональной грамотности
обучающихся
на 2023/24 учебный год
Составила:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии МБОУ «СОШ №9 с углубленным изучением китайского языка г. Владивостока» Гук Светлана Михайловна
Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) среди обучающихся 5–9-х классов посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
3. Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющие место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
4. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в федеральном проекте «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (далее – Проект) подходами к формированию и оценке функциональной грамотности и банком открытых заданий для обучающихся 5-х -9-х классов.
5. Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
6. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
7. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
8. Пополнить и актуализировать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
9. Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
3. Пополненный и актуализированный банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся.
5. Повышение качества образования.
№ п/п |
Наименование мероприятия проекта |
Срок реализации проекта |
Результат реализации мероприятия |
Исполнители мероприятия |
ЭТАП 1. Подготовительный |
||||
1 |
Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности: · Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219; · подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; · материалов Проекта ; · материалов проводимых в РФ международных исследований TIMSS, PIRLS, PISA |
Сентябрь–октябрь |
Разработанный план по реализации проекта |
Заместитель директора по УВР, руководители рабочих групп педагогов |
2 |
Анализ условий осуществления образовательной деятельности в школе (кадровых, материально-технических, методических и т. д.) и состояния уровня функциональной грамотности обучающихся |
Август–сентябрь |
Аналитическая информация |
Директор, заместитель директора по УВР |
3 |
Разработка и утверждение локальных актов, обеспечивающих реализацию плана по формированию функциональной грамотности обучающихся в школе |
Август–сентябрь |
Комплекс утвержденных локальных актов |
Заместитель директора по УВР |
4 |
Включение в учебный план спецкурсов, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся |
Август |
Учебный план с изменениями |
Заместитель директора по УВР |
5 |
Приобретение учебных пособий для обучающихся по формированию функциональной грамотности |
Август |
Пополнение школьной библиотеки, использование обучающимися образовательной организации пособий по формированию функциональной грамотности |
Директор, заместитель директора по УВР |
6 |
Разработка памятки для участников образовательных отношений «Функциональная грамотность и ее компоненты» |
Август–сентябрь |
Информирование участников образовательных отношений |
Директор, заместитель директора по УВР |
7 |
Родительские собрания «Метапредметные результаты ФГОС в контексте международного сопоставительного исследования PISA» |
Октябрь–декабрь |
Информирование родителей |
Директор, председатель совета родителей, классные руководители |
8 |
Запуск информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте школы |
Октябрь |
Информирование всех участников образовательных отношений |
Директор, технический специалист, классные руководители |
9 |
Презентация материалов по тематике «функциональная грамотность» и «межпредметные связи» |
Октябрь–ноябрь |
Методические материалы по данной теме |
Рабочие группы педагогов |
10 |
Участие в семинаре «Формирование и развитие функциональной грамотности в контексте международных и российских исследований качества образования» |
Октябрь |
Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования функциональной грамотности |
Директор |
11 |
Проведение диагностики для выявления уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 5-х, 10-х классов |
Ноябрь |
Аналитическая справка о результатах проведения стартовой диагностики и уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся |
Заместитель директора по УВР, педагоги, обучающиеся |
12 |
Педагогический совет «Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы» |
Ноябрь |
Сформулированы требования разных групп участников образовательных отношений к качеству образования; внесены изменения в локальные нормативные акты по ВСОКО |
Заместитель директора по УВР, педагоги |
13 |
Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей |
Декабрь |
Концепция разработанной модели |
Заместитель директора по УВР, руководители рабочих групп |
ЭТАП 2. Практический |
||||
14 |
Реализация спецкурсов, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся |
В течение учебного года |
Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся |
Педагоги |
15 |
Пополнение и актуализация банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» |
Январь |
Пополненный и актуализированный банк межпредметных технологий и заданий для формирования функциональной грамотности |
Замдиректора по УВР, педагоги |
16 |
Заседания рабочих групп педагогов с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности |
Январь–февраль |
Скорректированная модель организации формирования функциональной грамотности, методические рекомендации для педагогов по реализации плана |
Заместитель директора по УВР, педагоги |
17 |
Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности |
Февраль–май |
Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана |
Заместитель директора по УВР, руководители групп, обучающиеся |
18 |
Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности. В феврале – индивидуальный проект в 9-х классах; в марте–апреле – метапредметные диагностические работы и групповые проекты во 2–4-х, 5–8-х классах; в мае – индивидуальный проект в 10-х классах |
Февраль–май |
Аналитическая справка по результатам контроля уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся |
Заместитель директора по УВР, руководители групп, обучающиеся |
19 |
Педагогический совет «Как организовать образовательную деятельность, чтобы повысить функциональную грамотность школьников». Изучение работы учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся, внесение корректив |
Февраль |
Протокол педагогического совета |
Заместитель директора по УВР, педагоги |
20 |
Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов |
Март–апрель |
Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций обучающихся |
Заместитель директора по УВР, руководители рабочих групп |
21 |
Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений |
Март–апрель |
Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана |
Заместитель директора по УВР, руководители групп, обучающиеся |
22 |
Мониторинг реализации мероприятий плана работы |
Ежемесячно |
Совещание при директоре |
Директор, заместитель директора по УВР |
23 |
Организация участия педагогов школы в курсах повышения квалификации Академии просвещения РФ, посвященных формированию функциональной грамотности |
Ежемесячно |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности |
Заместитель директора по УВР, педагоги |
ЭТАП 3. Рефлексивно-оценочный |
||||
24 |
Мониторинг качества результатов учеников на всероссийских проверочных работах |
Март–май |
Анализ результатов ВПР |
Заместитель директора по УВР, руководители рабочих групп |
25 |
Мониторинг реализации плана работы, обобщение опыта |
Июнь |
Совещание при директоре, выпуск методического пособия с материалами по реализации плана по формированию функциональной грамотности |
Заместитель директора по УВР, руководители рабочих групп |
26 |
Проведение мастер-классов педагогов «Лучшие практики формирования функциональной грамотности» |
Август |
Проведение мастер-классов, выступления на педсовете |
Заместитель директора по УВР, педагоги |
27 |
Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировок в рабочие программы |
Июнь–август |
Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программ для дальнейшего продолжения работы |
Заместитель директора по УВР, педагоги |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.