Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»
Воспитатель I квалификационной категории
Ярина Татьяна Ивановна
План по самообразованию: «Дидактическая игра, как необходимое условие для успешного развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка – дошкольника. Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игры являются средством формирования познавательный активности - ребенок не только познает, но получает новые знания, закрепляет их.
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д.
Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В дошкольном возрасте ребенок, осваивает мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства.
В этот период через отношения с взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и тому подобное. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которые ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношении с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
В этот период у ребеноа начинает развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использования знаков, наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, воображение и память.
В возрасте от 3 до 7 лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.
Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образе. Поэтому дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых, овладевает познавательной активностью.
Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой – либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда использует заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объёмные модели предметов.
В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, т. Е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, относятся к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, её действительному воплощению, дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам, интересуется ими.
Познавательная активность ребенка дошкольника формируется и развивается в игровой деятельности. В дошкольной психологии игра с правилами в основном используется как дидактическое средство для физического, сенсорного, умственного, музыкального развития детей.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами ( игрушками, природным материалом и пр. ), настольно – печатные игры и словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.
Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель ), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года"), о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.
Актуальность выбранной темы.
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
· изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
· составить картотеку дидактических игр для детей 2 младшей группы;
· повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
· развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
План работы на 2018-2019 учебный год:
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение методической литературы. |
Сентябрь - май |
А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 2001. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. Феникс, 2008г. Изучение статей, методики и технологий педагогов в Интернете.
|
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Самореализация |
Сентябрь - апрель |
Педагогический мониторинг. |
Заполнение карт индивидуального развития. |
Сентябрь
|
Разработка и оформление картотеки дидактических игр. |
Составление картотеки дидактических игр. |
|
Сентябрь - май |
Организация предметно - развивающей среды. |
Оформление центра развития речи детей. |
|
Ноябрь (16 ноября) |
Доклад для педагогов на педсовете: «Педагогические условия взаимодействия ДОУ с родителями по познавательно-речевому развитию».
|
Выступление на педсовете. |
|
Февраль |
Мастер-класс «Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста» |
Выступление на семинаре-практикуме. |
|
Май |
Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Педагогический мониторинг. |
Выступление на итоговом педсовете. |
|
Работа с детьми |
Сентябрь |
Знакомство детей с подвижными дидактическими играми.
|
Совместная игровая деятельность. |
Ноябрь |
Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.
|
Совместная игровая деятельность. |
|
Январь |
Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
|
|
Март |
Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
|
|
Апрель - май |
Дидактические игры на закрепление изученного материала. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
|
|
Работа с родителями. |
Сентябрь |
Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. |
Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.
|
Октябрь |
Консультация «Дидактические игры – что это такое?» |
Информация в уголке для любознательных родителей.
|
|
Ноябрь |
Мастер-класс для родителей «Дидактические игры и упражнения для речевого развития детей». |
Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). |
|
Январь |
Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».
|
Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. |
|
Май |
Отчёт «Как мы играли и чему научились за год».
|
Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.