План по самообразованию: «Дидактическая игра, как необходимое условие для успешного развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Оценка 4.7

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как необходимое условие для успешного развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
другое
Детсад
15.04.2020
План по самообразованию: «Дидактическая игра, как необходимое условие для успешного развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.
Работа над планом по самообразованию.docx

 

Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»

Воспитатель I квалификационной категории

Ярина Татьяна Ивановна

 

План по самообразованию: «Дидактическая игра, как необходимое условие для успешного развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

 

 

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

 

     В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка – дошкольника. Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игры являются средством формирования познавательный активности - ребенок не только познает, но получает новые знания, закрепляет их.

     Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний.

     Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д.

     Особенности развития познавательной активности детей дошкольного                возраста в процессе игровой деятельности.

     В дошкольном возрасте ребенок, осваивает мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства.

     В этот период через отношения с взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и тому подобное. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которые ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

     Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношении с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

     В этот период у ребеноа начинает развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использования знаков, наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, воображение и память.

В возрасте от 3 до 7 лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.

     Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образе. Поэтому дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых, овладевает познавательной активностью.

     Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой – либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда использует заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объёмные модели предметов.

     В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, т. Е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, относятся к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, её действительному воплощению, дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам, интересуется ими.

     Познавательная активность ребенка дошкольника формируется и развивается в игровой деятельности. В дошкольной психологии игра с правилами в основном используется как дидактическое средство для физического, сенсорного, умственного, музыкального развития детей.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника.

     Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

     Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность.

     В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами ( игрушками, природным материалом и пр. ), настольно – печатные игры и словесные игры.

     Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

     Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель ), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года"), о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").

     Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

 

    Актуальность выбранной темы.

     Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

     Ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

     Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

     Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

    

     Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

  

     Задачи:

·        изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

·        составить картотеку дидактических игр для детей 2 младшей группы;

·        повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

·        развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

 

План работы на 2018-2019 учебный год:

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

 

Изучение методической литературы.

Сентябрь - май

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 2001. 

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. Феникс, 2008г. 

Изучение статей, методики и технологий педагогов в Интернете. 

 

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Самореализация

Сентябрь - апрель

Педагогический мониторинг.

Заполнение карт индивидуального развития.

Сентябрь

 

Разработка и оформление картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Сентябрь - май

Организация предметно - развивающей среды.

Оформление центра развития речи детей.

Ноябрь (16 ноября)

Доклад для педагогов на педсовете: «Педагогические условия взаимодействия ДОУ с родителями по познавательно-речевому развитию».

 

Выступление на педсовете.

Февраль

Мастер-класс «Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста»

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Педагогический мониторинг.

Выступление на итоговом педсовете.

Работа с детьми

Сентябрь

Знакомство детей с подвижными дидактическими играми.

 

Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

 

Совместная игровая деятельность.

Январь

Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

 

Март

Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

 

Апрель - май

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

 

Работа с родителями.

Сентябрь

Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.

Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

 

Октябрь

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Информация в уголке для любознательных родителей.

 

Ноябрь

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры и упражнения для речевого развития  детей».

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Январь

Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

 

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Май

Отчёт «Как мы играли и чему научились за год».

 

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

 


 

Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»

Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»

Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка – дошкольника

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников

Разработка и оформление картотеки дидактических игр

Разработка и оформление картотеки дидактических игр

Разработка и оформление картотеки дидактических игр

Разработка и оформление картотеки дидактических игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2020