План практического занятия "Организация микробиологической лабораторной службы. "
Оценка 4.8

План практического занятия "Организация микробиологической лабораторной службы. "

Оценка 4.8
Документация
docx
преподавание
Взрослым
16.06.2021
План практического занятия "Организация  микробиологической лабораторной службы. "
разработка практического занятия по микробиологии
план 1 ЛД мкб.docx

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

(ОГБПОУ БМК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

 

ОП. 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность  31.02.01  Лечебное дело

 

Очная форма обучения

по программе углубленной подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия

 

Тема занятия: 1.2. Организация  микробиологической лабораторной службы.

Тип занятия: обобщение и систематизация ранее полученных знаний, совершенствование умений и навыков.

Вид занятия: практическая работа.

Цели:

1.     Обучающая

-         Повторить основные методы по забору транспортировке материала для микробиологического исследования.

2.     Развивающая –  способствовать логическому, профессиональному мышлению; умению выделить главное в изученном материале; формировать у студентов наблюдательность, умение осуществлять связь нового материала с другими дисциплинами; систематизировать знания, умения по теме с учетом правил забора, транспортировки, хранения материала.

3. Воспитательная – формировать профессиональные качества: внимательность, аккуратность, наблюдательность, дисциплинированность, умение работать в коллективе; формировать интерес к предмету; способствовать воспитанию осознанного отношения к выполняемой работе, обучению, ответственности за свою работу.

В результате изучения темы обучающийся должен

иметь практический опыт:

-       составления алгоритмов взятия материала для микробиологических исследований

-       обеспечения надлежащей транспортировкам материала

уметь:

-       проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

знать:

-       основные методы асептики и антисептики

В результате должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

Методическое оснащение занятия:

Материально – техническое оснащение:  маски, перчатки, 70% спирт, шпатели, стеклограф, лотки, лабораторная посуда для взятия биологического материала (тампоны с пробирками), штативы,  фантом головы, ватные шарики, маркированные емкости с дезинфицирующими растворами.

Раздаточный материал: лекционный материал, методические разработки для студентов, задания для самостоятельной работы.

 

Место проведения:  учебный кабинет «Основы микробиологии и иммунологии».

 

Литература для подготовки:

 

Основной источник

Ссылка

QR

Основы микробиологии и иммунологии. учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019.

Гл.3, 3.4. удаление лабораторных отходов

 

http://www.medcollegelib.ru/doc/ISBN9785970435991-0004/003.html?SSr=350133ed661727e3d83150889501497664

 

 

Гл.9, 9.2.  сбор, хранение и транспортировка материала для исследования

 

http://www.medcollegelib.ru/doc/ISBN9785970435991-0010/005.html?SSr=350133ed661727e3d83150889501497664

 

 

Дополнительные

источники

 

 

Лекция 2

https://vk.com/doc171747733_489515444

 

Лекция 3

https://vk.com/doc171747733_489515447

 

Материалы практики

 

https://vk.com/doc171747733_502262382

 

1.       Техника взятия капиллярной крови

 

https://vk.com/club203934598?z=video-203934598_456239027%2Ffbb501cfa441f8a1d6%2Fpl_wall_-203934598

 

2.       Алгоритм взятия крови на гемокуль

туру

 

https://vk.com/club203934598?z=video-203934598_456239026%2F58bc54c0eb5fcbb2f4%2Fpl_wall_-203934598

 

3.       Алгоритм взятия мазка зева, носовой полости

https://vk.com/club203934598?z=video-203934598_456239023%2Fd7f9bfe39a28c5b8ff%2Fpl_wall_-203934598

 

 

        

 

 

Технология обучения: поисково-алгоритмическая.

№ п/п

Этапы занятия.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

I.

Организационный момент  (5 мин.)

1.1 Проверить подготовленность аудитории к проведению занятия

1.2 Отметить отсутствующих, провести организационные записи в журнале

1.3 Назвать тему занятия

1.4 Обозначение мотивации

Сбор и транспортировка биологического материала является начальным и одним из самых ответственных этапов этиологической диагностики инфекционных заболеваний. Необходимо  знать правила забора, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для микробиологических исследований. Также знать меры предосторожности биологической безопасности при сборе  и транспортировке исследуемого материала.

Нарушения правил забора биологического материала, получение нерепрезентативных клинических образцов, неправильная и несвоевременная их доставка в лабораторию – все это снижает достоверность результатов микробиологического исследования, приводит к неправильному выбору антибактериальной терапии, что в конечном итоге наносит вред больному и увеличивает неоправданные материальные затраты лечебного учреждения.

1.5        Определение цели урока

Подготовка обучающихся к занятию.

Преподаватель формирует мотив познавательной деятельности студентов.

Обучающиеся пробуют сформулировать цель занятия.

Регулятивные

ОК 1

II.

Актуализация знаний  (10 мин.)

Обучающиеся устно отвечают на вопросы:

Закончите предложения:

1.         Возбудители  ООИ – это…

2.         Возбудители  2-й группы биологической опасности это ….

3.         Возбудители 3-й группы биологической опасности это ….

4.         Возбудители  4-й группы биологической опасности это ….

5.         Этиологическое лечение это ….

6.         Контаминация это ….

7.         Нормальная микрофлора это…..

8.         Тубферы это….

9.         Асептика это...

10.       Антисептика это….

11.       Среда Стюарта и среда Эймс это…

12.       Отходы класса А это….

13.       Отходы класса Б это….

14.       Отходы класса В это….

15.       Анаэробы  это..

16.         Аэробы  это...

17.         Бактериурия  это.

18.         Шпатель  это.

Активизация внимания

Обучающиеся устно отвечают на вопросы,

Обосновывая выбор правильного ответа. Производят самоконтроль.

Учебно-познавательные

ОК 2-5

III.

Закрепление нового материала (Творческий этап)           (60 мин.)

 

     Для закрепления  по знаний студентам предлагаются обучающие задания:

1.      Составление  алгоритмов взятия материала для микробиологического исследования  по

Приложению 1 «  Общие правила получения, хранения,

транспортировки биологического материала »,  

Приложению  2«Забор, хранение и транспортировка материала  для микробиологического исследования»,

Приложению  3«Образец направления

в бактериологическую лабораторию»

2.      Составление   «Памятки  пациенту для сбора материала»

3.      Проведение  взятия мазка зева на голове фантома. Алгоритм 3

4.      Составление направления  в бактериологическую лабораторию

 

Проверка результатов проведения  манипуляции:

Соответствие алгоритму и заполнение направления  в соответствии образцу -  «5»,

Неправильно заполнено направление, но манипуляция проведена верно -   «3»,

Неправильно заполнено направление, манипуляция проведена неверно -  «2»

 

Контроль конечного уровня знаний обучающихся (Приложение 1).

 Студентам предлагается  ответить на итоговые вопросы:

1.      Когда рекомендуется брать материал от больного? Чем это объясняется?

2.      Каким требованиям должен отвечать инструментарий для взятия материала? Что обеспечивают соблюдение этих требований?

3.      Какой инструментарий используется для взятия испражнений?

4.      Какие правила соблюдают при заборе крои для микробиологических исследований?

5.      Какие правила при сборе мокроты?

6.      Какие правила при взятии мазка из носовой полости?

7.      Какие правила при взятии мазка слизи со слизистых оболочек с зева?

8.      Что прилагается к материалу для микробиологического исследования?

9.      В какой срок должен быть доставлен материал? Если уложиться в этот срок невозможно, какие предпринимают действия?

10.  Какой материал допускается хранить в холодильнике?

11.  К чему приводят погрешности в правилах сбора материала для микробиологического исследования?

12.  Что представляют собой преаналитический этап лабораторного исследования?

 

 

 

 

Обучающиеся изучают Приложения, составляют алгоритмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя свои знания и материал Приложений, обучающиеся составляют памятку

Проводят взятие мазка из зева на фантоме

Составляют направление в бактериологическую лабораторию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студенты отвечают на вопросы общего тест-контроля по изученным темам, осуществляют самооценку.

Компетенции самосовершенствования, ценностно-смысловые

 

ОК .2-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2- 12

 

ПК 1.2, 4.2, 4.7,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2-6, 8,9,12

IV.

Подведение итогов          (15 мин.)

Подведение итогов занятия.

Повторение целей урока:  - повторить основные методы по забору транспортировке материала для микробиологического исследования.

Преподаватель помогает правильно сформулировать вывод:

Изучив тему урока, мы достигли нашей цели?

Разбор типичных ошибок.

Озвучиваются оценки.

 

 

Обучающиеся выявляют ошибки, определяют – выполнена ли цель занятия, заполняют отчет по выполненной работе, отвечают на итоговые вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Компетенции личностного самосовершенствования

ОК 1-9, 11, 12

I.        

Домашнее задание

Ознакомление с материалом следующего практического занятия: «Морфология  микроорганизмов. Методы   изучения».

Электронный учебник

http://www.medcollegelib.ru/doc/ISBN9785970454824-0003.html?SSr=57013462ec15ffffffff27c__07e5040c0f391c-aff9

материалы практики

https://vk.com/doc171747733_494319566

 

Обучающие выслушивают, записывают

 

 

Используемые источники:

Основы микробиологии и иммунологии. учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019.

http://www.medcollegelib.ru/doc/ISBN9785970454824-0004.html?SSr=32013462ec121190ef3e50889501497664

 

 

Приложение 1

«Общие правила получения,

хранения,

транспортировки биологического материала»

 

                                  Этапы лабораторного исследования           

 

Преаналитический                   Аналитический                   Постаналитический

 

Подготовка пациента, взятие биоматериала, транспортировка в лабораторию, пробоподготовка.

Общие правила получения

биологического материала

1.     Материал берут по возможности в НАЧАЛЬНОМ  периоде заболевания, так как именно в этот период возбудители выделяются чаще, их больше, они имеют более типичную локализацию.

2.     Материал для микробиологического исследования берется ДО НАЧАЛА      антибактериальной терапии или через определенный промежуток после введения препарата.

3.     Материал берут из ОЧАГА ИНФЕКЦИИ или исследуют  КЛИНИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ  биологический материал.

4.     Необходимо соблюдать АСЕПТИКУ, избегая контаминации биологического материала посторонней микрофлорой.

5.     Следует предупредить попадания в материал антимикробных препаратов (дезинфектантов, антибиотиков, антисептиков).

6.     Для взятия материала используют СТЕРИЛЬНЫЕ посуду и инструменты.

7.     Количество материала должно быть ДОСТАТОЧНЫМ для проведения исследования.

Правила хранения и транспортировки

биологического материала

1.     Биологический материал доставить в лабораторию в МАКСИМАЛЬНО КОРОТКИЕ СРОКИ (не позднее 1,5 – 2 часов после получения)

 а) допускается хранение материала в холодильнике при температуре    + 4ºС (исключение: ликвор, кровь, внутрисуставная и плевральная жидкости);

б) при использовании транспортных сред биологический материал можно хранить 24 – 48 часов.

2.     Жидкий биологический материал можно транспортировать непосредственно в шприце, на кончике которого надет стерильный колпачок.

3.     В процессе транспортировки материал следует ОБЕРЕГАТЬ от действия света, холода, от механических повреждений, чтобы исключить гибель микроорганизмов.

4.     Доставлять материал в лабораторию в  ТЕРМОКОНТЕЙНЕРАХ или МЕТАЛЛИЧЕСКИХ БИКСАХ,  которые легко обрабатываются.

5.     Для исследования на анаэробы биологический материал необходимо поместить в АНАЭРОБНЫЕ УСЛОВИЯ.

а) для жидких образцов (кровь, гной, экссудат, жидкости из стерильных полостей)  используют специальные флаконы с жидкой питательной средой, заполненные газовой смесью;

б) можно использовать коммерческие тампоны с транспортной средой.

6.     К материалу прилагается сопроводительный документ.

        Любой клинический материал должен рассматриваться как потенциально опасный для человека, поэтому при заборе, хранении и транспортировке биологического материала соблюдать ПРАВИЛА БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

 

 

Приложение 2

 

 

Техника взятия капиллярной крови

 

https://vk.com/club203934598?z=video-203934598_456239027%2Ffbb501cfa441f8a1d6%2Fpl_wall_-203934598

 

Алгоритм взятия крови на гемокуль

туру

 

https://vk.com/club203934598?z=video-203934598_456239026%2F58bc54c0eb5fcbb2f4%2Fpl_wall_-203934598

 

 

«Забор, хранение и транспортировка материала

для микробиологического исследования»

 

1. Кровь 

Забор крови для бактериологического исследования

1.     Для взятия крови использовать стерильные шприцы или системы одноразового пользования.

2.     Кровь берут во время подъема температуры 3-х кратно, из периферической вены с соблюдением правил асептики и мер индивидуальной защиты (использовать резиновые перчатки).

3.     Рекомендуемое соотношение объемов крови  и сред – 1:10.

4.     Кровь засеять в питательные среды сразу после взятия у постели больного или в процедурном кабинете над пламенем спиртовой горелки.

5.     Взятие и посев крови в среды, приготовленные в лаборатории, осуществляют 2 человека: один обрабатывает кожу пациента, пунктирует вену, берет кровь, другой – над пламенем спиртовки открывает пробки флаконов, подставляет флакон со средой под струю крови из шприца или системы, обжигает горлышки и пробки флаконов и закрывает их.

6.     Флаконы промаркировать, заполнить направление и доставить в лабораторию.

Посев  крови в коммерческие флаконы со средой:

1.     Снять предохранительную резиновую крышку.

2.     Продезинфицировать резиновую пробку флакона 70 % этиловым спиртом.

3.     Дать просохнуть обработанной поверхности.

4.     Проколоть пробку флакона иглой шприца.

5.     Произвести посев крови (медленно).

6.     Протереть пробку 70 % спиртом.

7.     Осторожно, круговыми движениями, перемешать содержимое флакона.

8.     Промаркировать флакон, заполнить направление и доставить в лабораторию.

Примечание: до транспортировки флаконы с кровью можно держать в термостате при

                       t-ре 37˚С или при комнатной температуре в защищенном от света месте.

 

2. Материал  из

верхних дыхательных путей

Алгоритм взятия мазка зева, носовой полости

https://vk.com/club203934598?z=video-203934598_456239023%2Fd7f9bfe39a28c5b8ff%2Fpl_wall_-203934598

 

 

 

Взятие отделяемого со слизистых оболочек зева

 

Этапы

Примечание

Подготовка  к процедуре

1.Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования, сроки получения результата исследования и получить согласие на процедуру.

Объяснить пациенту, что забор материала из зева проводится утром, натощак, до приема лекарственных средств. Достоверный ответ получают через 3 - 5 дней, если правильно подготовлен пациент и правильно взят мазок.

2. Вымыть руки, надеть маску, перчатки.

 

3. Усадить пациента лицом к источнику света, сесть напротив пациента.

 

4. Поставить стеклографом номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении: ЗЕВ - №1, установить пробирку в штатив.  

Порядковый номер каждой пробирки должен соответствовать номеру направления с указанием Ф.И.О. пациента.

 

5. Взять в левую руку шпатель и пробирку с меткой: ЗЕВ - №1.       

Убедиться, что пробирка соответствует фамилии, имени, отчеству (Ф.И.О.) данного пациента!

Выполнение процедуры

1. Попросить пациента открыть рот, ввести шпатель в рот, фиксировать им язык пациента.   

 

2. Извлечь правой рукой из пробирки стержень со стерильным тампоном, держа его за пробку в виде ватно-марлевого тампона.

 

3. Взять мазок, не касаясь стерильным тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, последовательно обтерев правую миндалину, затем небную дужку, язычок, левую небную дужку, левую миндалину и заднюю стенку глотки.

Провести только одним тампоном справа и слева (при подозрении на дифтерию - на границе измененной и неизмененной поверхности миндалин). При неясно локализованных изменениях взять мазки двумя тампонами: из очага и из всех других секторов ротоглотки, указав это на пробирке.

4. Вынуть шпатель из полости рта, погрузить в дезинфицирующий раствор.   

 

5. Извлечь тампон, не касаясь им слизистой оболочки полости рта и языка.       

 

6. Ввести тампон в пробирку, не касаясь наружной поверхности пробирки, плотно закрыть ее.       

Тампон должен как можно меньше времени находиться в нестерильных условиях окружающей среды.

7. Поставить пробирку в штатив, затем в бикс, закрыв его на «замок».        

На биксе имеются специальные приспособления для надежного укрепления крышки бикса.

Окончание процедуры

1. Снять перчатки, маску, погрузить их в дезинфицирующий раствор.

 

2.Вымыть и осушить руки.  

 

3. Оформить направление в бактериологическую лабораторию.

 

4. Доставить пробирку с сопроводительным документом в лабораторию.    

Пробирку можно хранить в специальном холодильнике не более 2-3 часов.

 

Взятие слизистого отделяемого полости носа

 

Этапы

Примечание

Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования и получить согласие.

 

2. Осмотреть полость носа, убедиться, что она чистая. 

При необходимости: очистить нос (предложить пациенту высморкаться), удалить корки из полости носа, размягчив их стерильным вазелиновым маслом, затем очистить сухим ватным фитилем.

3. Вымыть руки с мылом, надеть маску и перчатки.

 

4. Поставить стеклографом номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении: НОС- 2, установить пробирку в штатив.

Порядковый номер каждой пробирки должен соответствовать номеру направления с указанием Ф.И.О. пациента.

Выполнение процедуры

1. Взять закрытую пробирку с меткой «НОС-2» в левую руку под 3,4,5 пальцы, а правой рукой извлечь из нее тампон.

Пальцы правой руки должны касаться только пробки пробирки, в

которую вмонтирован стержень с тампоном.

2. Приподнять кончик носа пациента большим пальцем левой руки, а правой - ввести тампон вглубь правой, затем  левой полости носа.

Тампон вводится легким вращательным движением в нижний носовой код на глубину 1.5-2см.

 

3. Извлечь тампон из полости носа.        

Тампон должен как можно меньше времени находиться в нестерильных условиях окружающей среды.

4. Осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, ввести в нее тампон.    

Следите, чтобы пробирка была плотно закрыта.

5. Поставить пробирку в штатив для пробирок, затем в бикс, закрыв его на «замок».

Проверить соответствие номера пробирки с номером направления и Ф.И.О пациента. На биксе имеются специальные приспособления для надежного укрепления крышки бикса.

Окончание процедуры

1. Снять перчатки, маску и погрузить их в дезинфицирующий раствор.   

 

2.Вымыть и осушить руки.  

 

3.Оформить направление.    

 

4. Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию.        

 

Пробирку можно хранить в специальном холодильнике не более 2-3 часов.

 

 

 

               

Рис. 1 Взятие отделяемого  из слизистых оболочек зева и носа для бактериологического исследования.

 

3. Взятие  материала при подозрении на

 менингококковую инфекцию

 

Взятие отделяемого задней стенки носоглотки.

 

Этапы

Примечание

Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования и получить согласие.

Забор материала производят утром, натощак, до лечения.

2. Вымыть руки с мылом, надеть халат, маску и перчатки.

 

3. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления.      

 

4. Установить пробирку в штатив.        

 

Выполнение процедуры

1. Налить в пробирку 3-5 мл питательной среды.   

Соблюдать стерильность.

2. Изогнуть стерильный ватный тампон о край пробирки под углом 135° на расстоянии 3-4 см от конца

Можно взять готовый изогнутый стержень с тампоном.

3. Предложить пациенту широко открыть рот.   

 

4. Надавить шпателем, который находится в левой руке, на корень языка.       

 

5. Ввести тампон концом вверх под мягкое небо в носоглотку и осторожным движением собрать слизь.

Необходимо провести тампоном под мягким небом 2-3 раза.

6.Извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

 

7.Поместить в пробирку с питательной средой, не касаясь ее стенок.

 

8.Поставить пробирку в штатив для пробирок, затем штатив в бикс.

Проверить соответствие номера пробирки с номером направления и Ф.И.О. пациента.

9. Положить грелку в бикс, уплотнив поролоном, термометр для поддержания температуры в пределах 37 - 38 °С в момент транспортировки.

Менингококк погибает при температуре ниже 37°С.

10.Закрыть бикс на «замок»

На биксе имеются специальные приспособления для падежного укрепления крышки бикса.

Окончание процедуры

1. Снять перчатки, маску и погрузить их в дезинфицирующий раствор.   

 

2. Доставить взятый материал в биксе е направлением в бактериологическую лабораторию.        

Биологический материал доставляется НЕМЕДЛЕННО!

 

 

5.     Забор  проб мокроты

 

Этапы

Примечание

Подготовка к процедуре

1. Предупредить   и   объяснить   пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования.

 

2. Объяснить, что сбор Мокроты целесообразно проводить до начала антибиотикотерапии.

 

3. Обучить технике сбора мокроты:

- предупредить, что собирают мокроту только при кашле, а не при отхаркивании;

- объяснить, что необходимо соблюдать правила личной гигиены до и после сбора мокроты;

- объяснить, что необходимо вечером почистить зубы, а утром, натощак прополоскать рот и глотку кипяченой водой непосредственно перед сбором.

Если пациент испытывает трудности при обучении, оставьте ему письменные рекомендации.

Выполнение процедуры

1.Открыть крышку банки.

 

2.Откашлять и собрать мокроту (не слюну)

в стерильную банку в количестве не менее 5 мл.

Следите, чтобы мокрота не попала на край банки и не касайтесь внутренней  поверхности крышки и банки.

Окончание процедуры

Прикрепить направление и доставить в бактериологическую лабораторию.

Исследуется свежевыделенная мокрота  не позднее 1-1,5 часов. В условиях стационара:

в бактериологическую лабораторию мокроту доставляют в герметичном контейнере, а если необходимо транспортировать мокроту на дальнее расстояние, то используют спецтранспорт.

 

 

                            

        

Рис. 2. Обучение пациента подготовке к взятию мокроты для бактериологического исследования:
            а - почистить зубы за 2 часа до сбора мокроты;
            б - полоскание полости рта и глотки кипяченой водой;
            в - техника открывания банки;
            г - сбор мокроты при откашливании.

 

6.     Забор  кала ректальной петлей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

Примечание

 

Подготовка к процедуре

1.Объяснить пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования, сроки получения результата и получить согласие на процедуру

Забор материала производят в любое время, согласовав с лабораторией. Достоверный ответ получают через 5-7 дней, если правильно подготовлен пациент и правильно взят мазок.

2. Вымыть руки с мылом, надеть халат, маску и перчатки.               

 

3.Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления.   

 

4. Установить пробирку, содержащую консервант, в штатив.   

 

Выполнение процедуры

1. Уложить пациента на левый бок, привести колени к животу.   

Пациент может принять коленно-локтевое положение.

 

2. Извлечь петлю из пробирки (держать ее только за наружную поверхность ватно-марлевого тампона, плотно закрывающего пробирку).   

Соблюдается стерильность.

 

3. Развести ягодицы пациента левой рукой, осторожно ввести петлю в анальное отверстие, продвигая ее в прямую кишку вначале по направлению к пупку (1 - 2 см), а затем параллельно позвоночнику, продвигая петлю еще на глубину 4-5 см.   

Методика забора материала из прямой кишки зависит от ее расположения.

 

4. Опустить петлю в стерильную пробирку с консервантом, не касаясь краев и наружной поверхности пробирки

Плотно закрыть пробирку с консервантом ватно-марлевым тампоном, в который вмонтирован стержень с металлической петлей для забора материала. Петля полностью погружена в раствор.

 

5. Поставить пробирку в штатив для пробирок, затем штатив в бикс, уплотнив поролоном.     

Проверить соответствие номера пробирки с номером направления и Ф.И.О. пациента.

 

6.  Закрыть бикс на «замок». 

На биксе имеются специальные приспособления для надежного укрепления крышки бикса.

 

Окончание процедуры

1. Снять перчатки, маску и погрузить их н дезинфицирующий раствор.   

 

 

2.  Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию.

Биологический материал доставляется как можно быстрее, но не позже, чем через 1 час

 

        

Рис. 3.  Взятие кала для бактериологического исследования:

            а - подготовка к взятию кала;

            б - взятие кала;

            в - техника выполнения соскоба со слизистой прямой кишки, вращение стержня;

            г - погружение стержня в пробирку.

 

7.     Отбор проб мочи

 

Этапы

Примечание

Подготовка к процедуре

1. Объяснить смысл и необходимость предстоящего исследования и получить согласие на процедуру.

В случае не информированности пациента -уточнить у врача дальнейшую тактику.

  2. Уточнить понимание цели исследования и объяснить последовательность процедуры.   

Обеспечить письменной информацией, если пациент имеет трудности в обучении.

3. Обучить технике подмывания перед сбором мочи:

- зайти в туалетную комнату и раздеться до пояса;

-вымыть руки;

-расстелить бумажное полотенце на тумбочке;

- положить на него салфетки и поставить закрытую баночку;

- сесть как можно ближе к спинке унитаза и развести ноги.

ПОДГОТОВКА ЖЕНЩИНЫ:

- раздвинуть половые губы пальцами и держать их раздвинутыми до окончания процедуры;

- подмыть половые губы кипяченой водой с мылом, проводя рукой в направлении спереди назад;

- осушить половые губы и наружное отверстие мочеиспускательного канала, меняя салфетки.

ПОДГОТОВКА МУЖЧИНЫ:

- взять половой член, как при мочеиспускании, освободить головку, отодвинуть крайнюю плоть и вымыть ее водой с мылом;

- высушить головку полового члена, используя три салфетки.         Выбросить салфетки в унитаз после однократного промокания.

 

Выполнение процедуры

1.Обучить пациента технике сбора мочи на исследование:

- после подмывания:

- взять баночку, открыть крышку так, чтобы не касаться внутренней поверхности крышки и баночки;

- положить крышку внутренней поверхностью вверх на бумажное полотенце;

- выделить первую струю мочи в унитаз (или судно) на счет «1». «2»;

- задержать мочеиспускание;

- подставить баночку;

- выделить мочу в баночку в количестве не менее 10 мл и задержать мочеиспускание.

 

2. Закрыть баночку крышкой, не касаясь внутренней поверхности крышки и баночки, отставить баночку.   

 

3.Завершить мочеиспускание в унитаз.     

 

4.Вымыть руки, осушить.    

 

5. Одеться.

 

Окончание процедуры

Попросить пациента повторить всю полученную информацию. Объяснить пациенту, куда и в какое время отнести баночку с мочой и направлением в бактериологическую лабораторию

В стационарных условиях:

объяснить, где поставить баночку с мочой и направлением. Баночку с мочой можно хранить в специальном холодильнике при температуре + 4 ˚C  не более 24 часов.

        

 

Приложение 3

Образец направления

 

НАПРАВЛЕНИЕ  В БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ

Материал  ___________________________________________________  

Цель исследования  ______________________________________

Учреждение, направляющее материал ________________________

ФИО пациента________________________возраст__________

Адрес больного_______________________________________

Дата заболевания ____________ дата взятия материала _________________

Предполагаемый клинический диагноз________________________

Принимаемые лекарственные препараты _________________________

Подпись врача, направляющего материал________________

Печать


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ

План занятия Тема занятия: 1

План занятия Тема занятия: 1

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

Лекция 2 https://vk.com/doc171747733_489515444

Лекция 2 https://vk.com/doc171747733_489515444

Технология обучения: поисково-алгоритмическая

Технология обучения: поисково-алгоритмическая

Среда Стюарта и среда Эймс это… 12

Среда Стюарта и среда Эймс это… 12

Какой инструментарий используется для взятия испражнений? 2

Какой инструментарий используется для взятия испражнений? 2

Используемые источники : Основы микробиологии и иммунологии

Используемые источники : Основы микробиологии и иммунологии

С (исключение: ликвор, кровь, внутрисуставная и плевральная жидкости); б) при использовании транспортных сред биологический материал можно хранить 24 – 48 часов

С (исключение: ликвор, кровь, внутрисуставная и плевральная жидкости); б) при использовании транспортных сред биологический материал можно хранить 24 – 48 часов

Забор, хранение и транспортировка материала для микробиологического исследования» 1

Забор, хранение и транспортировка материала для микробиологического исследования» 1

Алгоритм взятия мазка зева, носовой полости https://vk

Алгоритм взятия мазка зева, носовой полости https://vk

Провести только одним тампоном справа и слева (при подозрении на дифтерию - на границе измененной и неизмененной поверхности миндалин)

Провести только одним тампоном справа и слева (при подозрении на дифтерию - на границе измененной и неизмененной поверхности миндалин)

Поставить стеклографом номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении:

Поставить стеклографом номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении:

Рис. 1 Взятие отделяемого из слизистых оболочек зева и носа для бактериологического исследования

Рис. 1 Взятие отделяемого из слизистых оболочек зева и носа для бактериологического исследования

Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления

Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру направления

Забор проб мокроты

Забор проб мокроты

Рис. 2. Обучение пациента подготовке к взятию мокроты для бактериологического исследования: а - почистить зубы за 2 часа до сбора мокроты; б - полоскание полости…

Рис. 2. Обучение пациента подготовке к взятию мокроты для бактериологического исследования: а - почистить зубы за 2 часа до сбора мокроты; б - полоскание полости…

Забор материала производят в любое время, согласовав с лабораторией

Забор материала производят в любое время, согласовав с лабораторией

Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию

Доставить взятый материал в биксе с направлением в бактериологическую лабораторию

Обеспечить письменной информацией, если пациент имеет трудности в обучении

Обеспечить письменной информацией, если пациент имеет трудности в обучении

Обучить пациента технике сбора мочи на исследование: - после подмывания: - взять баночку, открыть крышку так, чтобы не касаться внутренней поверхности крышки и баночки; -…

Обучить пациента технике сбора мочи на исследование: - после подмывания: - взять баночку, открыть крышку так, чтобы не касаться внутренней поверхности крышки и баночки; -…

План практического занятия "Организация микробиологической лабораторной службы. "

План практического занятия "Организация  микробиологической лабораторной службы. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2021