Пояснительная записка
План внеурочной деятельности (Далее План) муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № .... (Далее Учреждение) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, форм реализации внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью (Далее ВУД) понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Основные принципы плана:
• учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей (законных представителей);
• учет кадрового, материально-технического потенциала Учреждения;
• построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
• соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях Учреждения обучающиеся получают возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря способностям, независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
1. При разработке плана использовались следующие нормативно-правовые документы:
2. Цель и задачи внеурочной деятельности.
2.1. Целью внеурочной деятельности является создание условий для реализации планируемых результатов ООП НОО; обеспечение соответствующей возрасту адаптации обучающегося в Учреждении, создание благоприятных условий для развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
-создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
-способствовать осуществлению воспитания благодаря включению обучающихся в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
- дополнить и углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;
- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей.
3. Состав и структура внеурочной деятельности.
3.1.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. За счет часов на ВУД Учреждение реализует программы отдельных учебных курсов, воспитательные, профилактические мероприятия.
Общешкольные дела по программе воспитания включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют обучающемуся овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.
3.2.Для эффективной организации внеурочной деятельности разработана и внедрена оптимизационная модель ВУД.
Модель разработана на основе оптимизации всех внутренних ресурсов Учреждения и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические и руководящие работники Учреждения.
3.3.Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
· организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
· организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
· организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом Учреждения.
3.4. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и составляет не более 1350 часов за 4 года обучения.
3.5.Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Исходя из задач, внеурочная деятельность осуществляется через следующие модули:
1. Традиционные мероприятия школы
2. Мероприятия по плану классного руководителя
3. Внеурочная деятельность по отдельному учебному курсу, консультационные мероприятия
Описание модуля |
Формы |
Кадровое обеспечение |
«Традиционные мероприятия школы» Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы |
Традиционные мероприятия по плану воспитательной работы Учреждения. Проведение спортивных мероприятий по плану Учреждения: дни здоровья, внутришкольные мероприятия.
|
Зам. директора по ВВР, зам. директора по ПР., классные руководители, учителя физической культуры, другие педагогические работники.
|
«Мероприятия по плану классного руководителя» Погружение в коллективные творческие дела осуществляется в соответствии с планом классного руководителя |
Тематические классные часы (подготовка и проведение). Экскурсии в музей, библиотеки города. Посещение культурно-развлекательных заведений города (театры, кинотеатры, цирк и т.п.) Организация походов. Проведение бесед на нравственно-этические темы, по охране здоровья, динамические паузы и т.п. |
Классные руководители
|
«Внеурочная деятельность по программам отдельных учебных курсов» Содержание образовательных программ отдельных учебных курсов внеурочной деятельности предлагается обучающимся и родителям по выбору |
Занятия по программам отдельных учебных курсов. |
Педагогические работники Учреждения. |
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива школы, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Учреждение организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:
· Спортивно-оздоровительное
· Духовно-нравственное
· Социальное
· Общеинтеллектуальное
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
· использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
· развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Формы организации внеурочной деятельности: секции, кружки, соревнования, экскурсии, праздники, классные часы, встречи со спортсменами, конкурсы, защита проектов.
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, в совместной педагогической работе Учреждения, семьи и других институтов общества. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
· формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
· воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
· приобщение обучающихся к культурным ценностям;
· сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
· последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности.
Формы организации внеурочной деятельности: кружки, экскурсии, праздники, классные часы, беседы, защита проектов встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, локальных войн.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
· формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
· формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование основы культуры межэтнического общения;
· формирование отношения к семье как к основе российского общества;
· воспитание у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Формы организации внеурочной деятельности: кружки, экскурсии, беседы, классные часы, посещение библиотек, музеев
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основными задачами являются:
· формирование навыков научно-интеллектуального труда;
· развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
· формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
· овладение навыками универсальных учебных действий обучающимися на ступени начального общего образования.
Формы организации внеурочной деятельности: Занятия по отдельным учебным курсам, кружки, клубы, диспуты, «круглые столы», защита проектов, олимпиады, конкурсы, марафоны
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
· формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
· становление активной жизненной позиции;
· воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Формы организации внеурочной деятельности: кружки, клубы, ансамбли, классные часы, посещение кинотеатров, театров, цирка, зоопарка, конкурсы, викторины, защита проектов, встречи с интересными людьми (искусства, театральными деятелями, артистами)
Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала, включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование:
· гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
· социальной активности;
· представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· приобщение к системе культурных ценностей;
· трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
· экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
· эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
· организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
· игровая деятельность;
· познавательная деятельность;
· проблемно-ценностное общение;
· досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
· художественное творчество;
· социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
· трудовая (производственная) деятельность;
· спортивно-оздоровительная деятельность;
· туристско-краеведческая деятельность.
7.1. Общие вопросы.
· Внеурочные мероприятия проводятся преимущественно с группами обучающихся, сформированными с учётом выбора внеурочной деятельности обучающимися и родителями (законными представителями) непосредственно в школе.
· Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий может быть до 15 - 25 человек (Учреждение не имеет права отказать обучающимся в участии в мероприятиях ВУД, поэтому допускается участие целого класса обучающихся)
· Продолжительность занятия внеурочной деятельностью в 1,2,3,4 классе составляет 35-45 минут, но при этом обязательно учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями, дополнениями).
7.2.Программы отдельных учебных курсов-за основу взяты, в том числе программы внеурочной деятельности учебно-методической системы «Начальная школа XXI века»:
А.Л.Семенов, Т.А.Рудниченко «Информатика и математика»
Р.И.Сизова, РФ. Селимова «Учусь создавать проекты»
Е.Э.Кочурова «Занимательная математика»
А.И Савенков «Я - исследователь»
Л.А. Ефросинина «В мире книг»
О.В. Холодова «Юным умникам и умницам» (Информатика, логика, математика.)
Л.В. Мищенкова « 36 занятий для будущих отличников»
Г.А. Суязова « Мир вокального искусства»
Отдельные учебные курсы:
Направление |
|
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
Решаемые задачи |
Спортивно - оздоровительное |
Кружок «Здоровей-ка» |
|
|
|
4в |
Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья |
Отряд «ЮИДД» |
|
2б |
|
|
Общекультурное |
«В мире вокального искусства» |
|
|
|
4г |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. |
«В мире книг» |
1а |
|
|
4д |
||
Общеинтеллектуальное
О
|
«Я-исследователь» |
|
|
|
|
Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, формирование УУД |
«Информатика, логика, математика» |
1г |
2в |
|
|
||
«Занимательная математика» |
1 б 1в ГПД
|
2 А 2 г
|
3 б 3г 3д |
|
||
« Занимательный русский язык» |
|
|
|
4 б
|
||
«36 занятий для будущих отличников» |
|
|
|
4а |
||
«Информатика, математика» |
|
|
3а |
|
||
Духовно-нравственное |
Работа музея при МАОУ СОШ №».... |
Все классы. |
Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. |
7.3.Направления, формы организации и распределение часов внеурочной деятельности.
Направления внеурочной деятельности |
Форма организации внеурочной деятельности |
Количество часов в неделю |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Спортивно-оздоровительное |
Секции, кружки, соревнования, экскурсии, праздники, классные часы, встречи со спортсменами, конкурсы, защита проектов |
2 |
2 |
2 |
2 |
Духовно-нравственное |
Кружки, экскурсии, праздники, классные часы, беседы, защита проектов встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, локальных войн |
2 |
2 |
2 |
2 |
Социальное |
Кружки, экскурсии, беседы, классные часы, посещение библиотек, музеев |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общеинтеллектуальное |
Кружки, клубы, диспуты, «круглые столы», защита проектов, олимпиады, конкурсы, марафоны |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общекультурные |
Кружки, клубы, ансамбли, классные часы, посещение кинотеатров, театров, цирка, зоопарка, конкурсы, викторины, защита проектов, встречи с интересными людьми (искусства, театральными деятелями, артистами) |
2 |
2 |
2 |
2 |
Всего (по классам): |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Итого: Итого: за год в каждом первом классе - 340часов; третьем-четвертом -350 часов. |
40 |
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и составляет не более 1350 часов за 4 года обучения.
Создать банк методических разработок, мероприятий |
Систематизация авторских разработок педагогов. Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия. |
Разработать систему диагностической работы педагога по вопросам досуговой деятельности обучающихся. |
Диагностика запросов обучающихся, родителей на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени обучающихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. |
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. Проведение педагогических советов и заседаний МО с участием специалистов внешкольных учреждений. |
Создать банк методической литературы по организации досуга обучающихся. |
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. |
· выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;
· материалы для оформления и творчества обучающихся;
· наличие канцелярских принадлежностей;
· аудиоматериалы и видеотехника;
· компьютеры;
· телевизоры;
· проекторы;
· интерактивные доски и др.
Показатели |
Сроки контроля |
Ответственные за проведение |
1. Эффективность работы
|
||
Проектная деятельность учащихся |
в течение года
|
классные руководители, педагогические работники |
Сотрудничество культуры
|
в течение года
|
зам. директора по ВВВР |
Результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы. |
в течение года
|
классные руководители, учителя-предметники, педагогические работники |
Количество обучающихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы. |
в течение года
|
классные руководители, педагогические работники, Совет старшеклассников |
Количество обучающихся, задействованных в общешкольных мероприятиях. |
в течение года
|
зам. директора по ВВВР |
Занятость во внеурочной деятельности. |
1 раз в полугодие на основании индивидуальной карты |
зам. директора по ВВВР, зам. директора по УВР, классные руководители |
2. Организация ученического самоуправления. |
||
Количество обучающихся, задействованных в ученическом самоуправлении. |
в течение года
|
зам. директора по ВВВР |
Количество мероприятий, проведенных органами ученического Самоуправления. |
в течение года
|
зам. директора по ВВВР
|
Количество обучающихся, принявших участие в мероприятиях органов ученического Самоуправления. |
в течение года
|
зам. директора по ВВВР
|
3. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса. |
||
Наличие плана по внеурочной деятельности Учреждения. |
сентябрь |
зам. директора по УВР, ВВВР |
Наличие планов ВУД классных руководителей.
|
сентябрь |
классные руководители |
Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности). |
май |
зам. директора по ВВР педагогические работники. |
Прохождение курсов повышения квалификации. |
в течение года |
зам. директора по НМР |
Участие в работе МО, конференций, семинаров и т.д.
|
в течение года |
зам. директора по УВР зам. директора по НМР |
6. Обобщение и распространение опыта. |
||
Презентация опыта на различных уровнях. |
в течение года |
зам. директора по НМР зам. директора по ВВВР зам. директора по УВР педагогические работники |
Наличие научно-педагогических и методических публикаций. |
в течение года |
зам. директора по НМР зам. директора по УВР педагогические работники |
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. В рамках данного Плана предполагаются следующие направления и формы взаимодействия:
1. Повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей): родительский лекторий, семинар, тренинг для родителей, педагогический практикум, консультации психолога
2. Знакомство родителей с результатами учебной и творческой деятельности, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
посещение внеурочных мероприятий; родительские собрания, школьные
конференции, индивидуальные встречи, посещение творческих отчетов обучающихся, детские презентации, мастерские, посещение детских выставок и т.п.
3 Участие родителей (законных представителей) в управлении классом и школой: работа общешкольного родительского комитета, творческих групп родителей, организация детского отдыха и оздоровления, участие в работе Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
5 Индивидуальная работа с родителями (законными представителями) детей, требующих повышенного педагогического внимания, а также работа с проблемными семьями и семьями, находящимися в социально-опасном положении: индивидуальные беседы, консультации психолога, социального педагога, посещение на дому, взаимодействие с заместителями директора.
6 Мониторинг востребованности; удовлетворенности содержанием и качеством внеурочной деятельности: анкетирование родителей (законных представителей) в начале года, конце учебного года и в период мая – августа (с целью выявления востребованности мероприятий по направлениям работы на следующий учебный год).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.