Судовые средства световой и флажной сигнализации. Международный свод сигналов (МСС-65).
Оценка 4.7

Судовые средства световой и флажной сигнализации. Международный свод сигналов (МСС-65).

Оценка 4.7
Лекции +2
doc
Междисциплинарный 5
5 кл—11 кл +1
21.12.2022
Судовые   средства   световой   и   флажной сигнализации.  Международный свод сигналов (МСС-65).
средства световой и флажной сигнализации. Международный свод сигналов
план Т.6.2.doc

Федеральное агентство по рыболовству

ФГБОУ ВО «КГТУ»

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Калининградский морской рыбопромышленный колледж

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий центром

профессиональной подготовки

        

А. И. Первунин

«____» ______________ 2019г.

 

 

ПЛАН

 

проведения ЛЕКЦИИ

 

по программе профессионального обучения 

 

«Квалифицированный матрос»

 

для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с

требованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправками

 

Учебная дисциплина «Ходовая навигационная вахта. Сигналопроизводство и Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).»

 

Тема 6.2. Судовые   средства   световой   и   флажной сигнализации.  Азбука Морзе.  Международный свод сигналов (МСС-65).

 

 

 

 

     РАЗРАБОТЧИК

Преподаватель Центра профессиональной подготовки

 

А. В. Щербина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВЕРСИЯ

V.1

     ДАТА ВЫПУСКА

20.09.2017

     ДАТА ПЕЧАТИ

20.09.2017

 

 

 

 

 

            ПЛАН

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

(Тема 6.1.)

 

Тема:

Судовые   средства   световой   и   флажной сигнализации.

Азбука Морзе.  Международный свод сигналов (МСС-65).

 

 

Учебные вопросы:

1. Судовые   средства   световой   и   флажной сигнализации. 

2. Азбука Морзе.  Международный свод сигналов (МСС-65).

 

 

Учебные цели:

Приобретение знаний, умений и навыков в объеме выполнения функции «Судовождение на вспомогательном уровне» (колонки 1, 2 Таблицы А-II/4 Кодекса ПДНВ).

Сфера компетентности: 1) Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой. 2) Содействие несению безопасной ходовой навигационной вахты

Знание, понимание: 1) Термины и определения, употребляемые на судне. Умение понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, связанным с выполнением обязанностей по несению вахты.  2) Информация, требуемая для несения безопасной вахты. 3) Знание сигналов бедствия, подаваемых пиротехническими средствами. Избежание подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия

 

Время:

2

часа

 

Место проведения занятия:

Аудитория № 5309

 

Метод (форма) проведения:

Лекционное занятие.

 

Материальное обеспечение:

оборудование аудитории № 5309

 

Требования безопасности и ограничения:

Использовать только исправные компьютер и экран.

При обнаружении неисправности в работе оборудования аудитории

самостоятельных ремонтных работ не проводить.

Использовать имущество и оборудование аудитории только по по назначению.

При проведении лекционного занятия руководствоваться требованиями

Правил техники безопасности КМРК.


 

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

(5 мин)

 

1.

Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия:

 

 

 

-      проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей.

2.

Напоминание изученного материала:

 

 

 

-      напоминаю, какие компетенции (знания, умения  и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии.

3.

Опрос обучаемых.

 

 

 

Основные вопросы контроля:

 

 

1.

Что является основой организации службы  на судах РП-, НИ- и транспортного флота?

2.

На какие службы делится экипаж судна?

3.

Представители какой из служб обеспечивают навигационную безопасность плавания?

4.

Основные обязанности квалифицированного матроса.

4.

Доведение требований безопасности:

 

 

 

-      довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории;

-      убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении.

 

5. Доведение темы и учебной цели занятия:

-        довожу тему занятия;

-        довожу перечень компетентностей МК ПДНВ, формируемых в ходе занятия.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

 

(80

 

мин)

 


п.п

 

Учебные вопросы

Время

 

Действия преподавателя

Действия  обучаемых

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

1.  Судовые   средства   световой   и   флажной сигнализации.

 

 

 

 

2 . Азбука Морзе.  Международный свод сигналов (МСС-65).

 

 

 

 

40

мин.

 

 

 

 

 

 

40

мин

 

 

 

 

 

Довожу до слушателей изучаемые на лекции вопросы и определенный планом лекции учебный  материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции.

По ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, демонстрирую порядок и правила производства расчетов, отвечаю на частные вопросы слушателей.

 

 

 

Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов,

в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект лекции.

 

Тема: Судовые   средства   световой   и   флажной сигнализации. Азбука Морзе. 

 

Вопрос 1.    Судовые   средства   световой   и   флажной сигнализации. Международный свод сигналов (МСС-65).

 

Все лица, привлекаемые к несению вахты должны иметь необходимую квалификацию в соответствии с главами II, III, и IV Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененной Конференцией 1995 года со всеми вступившими в силу поправками (ПДНВ  с поправками), позволяющую выполнять обязанности, связанные с несением ходовой или стояночной вахты, и должны иметь соответствующие дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалистов.

 

Средства внешней сигнализации подразделяются на зрительные (оптические), звуковые (акустические) и радиотехнические. 

Зрительными средствами связи являются: 

флажные — Международный свод сигналов (МСС); 

семафорные — ручная и механическая (крылья семафора); сигнальные фигуры — шары, конусы, цилиндры, Т-образные знаки и полосы и др.;

световые — отличительные огни, прожекторы, проблесковые лампы, ракеты, фальшфейеры и др. 

Звуковыми средствами связи являются: колокола, гонги, свистки, сирены, воздушные тифоны.

 

Флажная сигнализация располагает 40 флагами, из них 26 — буквенных, четырехугольной формы; 10 — цифровых, треугольных; 3 — треугольных, заменяющих любой из S6 основных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний (40-й) флаг — вымпел свода — служит для оповещения о том, что переговоры ведутся по Международному своду сигналов (МСС).

Международный свод сигналов (1965 г.) предназначен для поддержания связи в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод удобен для осуществления сигналопроизводства всеми средствами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф, что позволяет отказаться от отдельного радиотелеграфного кода. Каждый сигнал МСС имеет завершенное смысловое значение, что исключает необходимость составления сигналов по словам.

Сигналы, используемые в Международном своде сигналов, состоят из:

однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений (табл.);

двухбуквенных сигналов, составляющих общий раздел:

 бедствие — авария, несчастные случаи — повреждения, средства навигационного оборудования — навигация — гидрография, маневрирование, разное (груз, балласт, экипаж, люди, рыбный промысел, лоцман, порт, гавань), метеорология — погода, связь, международные санитарные правила, таблицы дополнений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА  

 


- трехбуквенных сигналов, составляющих медицинский раздел и начинающихся с буквы М. 

Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с левой стороны страниц перед значениями сигналов. Для облегчения набора сигналов некоторые из них повторяются в различных тематических группах. Сигналы для передачи сообщений наблюдают с помощью слов-определителей, отображающих основную тему подготавливаемого сообщения. Алфавитный указатель слов-определителей помещен в конце Свода.

Семафорная сигнализация (ручная, механическая, семафорными полотнищами) позволяет вести переговоры по МСС или при помощи специальной семафорной азбуки. При ведении переговоров по специальной семафорной азбуке различному положению рук по отношению к туловищу сигнальщика или различному положению крыльев механического семафора по отношению к вертикальному основанию соответствуют буквенные значения. 

Сигнальные фигуры имеют свои преимущества: они видны на значительном расстоянии, не зависят от направления ветра, хорошо различимы при заходе и восходе солнца. 

Сигнальные фигуры в дневное время заменяют сигнально-отличительные огни, а также служат для переговоров с судами и береговыми станциями.

На побережьях морей и океанов расположены многочисленные береговые сигнальные станции, которые следят за движением судов, передаваемыми сигналами, за погодой, предупреждая суда о грозящей опасности. Каждому сигналу (сочетанию из флагов, конусов, цилиндров, шаров) присвоен свой номер, при помощи которого в таблицах Международной системы сигналов можно найти его смысловое значение. 

Члены ходовой вахты обязаны хорошо знать смысловое значение береговых сигналов, огней и фигур.

 

Звуковые средства связи. 

Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука Морзе, как и для световой. Производить звуковые сигналы можно любым звуковым средством, включая судовой гудок или сирену. 

Звуковые сигналы могут иметь местное или международное значение. 

Пиротехнические средства сигнализации (фальшфейеры, ракеты, гранаты) на морских судах используются в качестве световых, звуковых или взрывных сигналов. Их применяют как в темное, так и в светлое время суток, но обязательно при хорошей видимости. В светлое время суток используют только ракеты, дающие цветные огни или звезды. 

 

 Вопрос 2. Азбука Морзе. 

Световая сигнализация ведется при помощи клотиковых проблесковых огней, проблесковых ламп, фонарей, прожекторов, гелиографов и призм.

Передача ведется короткими (точка) и длинными (тире) проблесками по азбуке Морзе. 

Азбука Мо́рзе, «Морзя́нка», Код Мо́рзе  — способ знакового кодирования, представление букв алфавитацифрзнаков препинания и др. символов последователь-ностью сигналов: длинных («тире») и коротких («точек»)).

 За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек.

Достоинства

-высокая помехозащищённость;

- возможность кодирования вручную;

- узкая полоса занимаемых частот;

- запись и воспроизведение сигналов простейшими устройствами.

Недостатки

- неэкономичность;

- малая пригодность для буквопечатающего приёма;

- низкая скорость приема-передачи информации.

 

Кроме этого код Морзе может использоваться для  передачи радиограмм. При этом используются два типа ключей: механический и электронный.

В последнее время для передачи текстовых сообщений многие радиооператоры  применяют клавиатуру персонального компьютера и специальную «телеграфную» программу. Существуют также компьютерные программы, «расшифровывающие» коды Морзе в смысловые фразы,

 

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ЛЕКЦИИ

 

(5

 

мин.)

 

1.

Опрос по завершению лекционного занятия.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1.

Для   чего предназначен Международный свод сигналов (1965 г.)?

2.

Какие основные требования, предъявляемые к лицам привлекаемым к несению вахты?

3.

При помощи каких приборов ведется световая сигнализация? Что такое код Морзе?

2.

Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей.

3.

Задание на самостоятельную подготовку:

 

 

 

Повторение т.6.1

Работа с конспектом и дополнительной учебной литературой

 

 

 

Преподаватель

А. В. Щербина

 

(Ф.И.О. ,  подпись)

 


Скачано с www.znanio.ru

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное агентство по рыболовству

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 6

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 6

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин) 1

Конспект лекции. Тема: Судовые средства световой и флажной сигнализации

Конспект лекции. Тема: Судовые средства световой и флажной сигнализации

ТАБЛИЦА

ТАБЛИЦА

М. Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с…

М. Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с…

Звуковые средства связи. Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука

Звуковые средства связи. Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука

Кроме этого код Морзе может использоваться для передачи радиограмм

Кроме этого код Морзе может использоваться для передачи радиограмм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022