План проведения Недели психологии.
Тема: «Мы ценим каждого».
Цель: установление и поддержание благоприятного психологического климата, психологически безопасной образовательной среды в школьном коллективе.
Задачи:
- повышение психологической компетентности участников образовательных отношений;
- создание условий для формирования и поддержания устойчивых дружеских отношений на основе принятия и взаимоуважения;
- содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию личности;
- поддержание психологически безопасной образовательной среды.
Категория участников: учащиеся 1-5 классов, педагоги, родители.
План мероприятий
Время проведения |
Мероприятие |
Понедельник |
Игра «Приветствие». Цель: формирование положительного эмоционального настроя.
Игра «Подари комплимент». Цель: развитие коммуникативных навыков и ценностного отношения друг к другу. |
Вторник |
Игра «Шифровальщики». Цель: развитие внимания, коммуникативных навыков и навыков групповой работы. |
Среда |
Игра «Угадай, кто». Цель: формирование групповой сплоченности, развитие творческого мышления и навыков совместной работы.
Групповое занятие. Упражнение «Я в лучах солнца». Цель: расширение словарного запаса, развитие рефлексии. |
Четверг |
Игра «Карандаши». Цель: развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, умения работать в команде.
Просветительская работа с родителями на тему «Жизнестойкость». Цель: развитие внутренних ресурсов совладания. |
Пятница |
Игра «Определи на ощупь». Цель: развитие тактильного восприятия, профилактика буллинга.
Профилактическая работа с педагогами. Тренинг на тему «Жизнестойкость». Цель: развитие внутренних ресурсов совладания. |
Игра «Приветствие». Учащиеся делятся на пары и встают в круг. Задача – поздороваться друг с другом нетрадиционными способами. Ведущий показывает разные способы, а дети за ним повторяют. Например, поздороваться плечами, коленями, пятками и т.д. В конце все берутся за руки и жмут друг другу руки. Затем детям предлагается сыграть в игру «Подари комплимент». Педагогами-психологами заранее подготавливаются небольшие записки, на которых указаны имя и класс каждого ученика, а также какой-либо комплимент (например, у тебя красивая улыбка, ты хороший друг). Все записки помещаются в мешочек. Во время перемены учащиеся в случайном порядке вытаскивают по одному записке и самостоятельно передают ее тому, кому предназначено пожелание. Благодаря этому упражнению у детей развиваются социальная смелость, коммуникативные навыки, а также улучшается эмоциональной состояние.
Игра «Шифровальщики» заключается в следующем. Учащимся предлагается несколько зашифрованных высказываний о дружбе, где каждая буква заменена специальным знаком. Также дается ключ, с помощью которого эти высказывания можно расшифровать. После того, как дети все разгадали, проходит небольшое обсуждение, где дети рассказывают, как они поняли смысл данных высказываний. С помощью этой игры у детей развивается навык групповой работы, они учатся договариваться и слушать друг друга.
Игра «Угадай, кто». Педагог-психолог заранее подготавливает карточки с изображениями различных предметов, животных, растений. Дети становятся в круг, по очереди вытаскивают по одной карточке и пытаются объяснить, что на ней изображено, не используя устную речь. Остальные угадывают. Во время этой игры у детей развивается творческое мышление и формируются навыки социального взаимодействия.
Групповое занятие заключается в обсуждении с детьми того, какие качества они относят к достоинствам, а какие к недостаткам человека. Затем нужно выполнить упражнение «Я в лучах солнца». Каждый учащийся рисует солнце и в центре солнечного круга пишет свое имя. Вдоль лучей нужно написать все свои достоинства. Цель упражнения: способствовать углублению процессов самопознания, развивать ценностное отношение к себе.
Игра «Карандаши». Учащиеся встают в круг. У каждого участника с обеих сторон расположены карандаши, держать которые он может только указательными пальцами. Группа, не отпуская карандаши, синхронно выполняет различные задания: поднять и опустить руки, сделать шаг вперед, два шага назад, присесть, встать. В этой игре дети развивают умение работать в команде.
Игра «Определи на ощупь» направлена на развитие тактильного восприятия обучающихся. В ходе этой игры ребенку на глаза надевается повязка, и он должен на ощупь найти одинаковые кусочки ткани. В ходе игры внимание детей обращается на уважительное взаимодействие друг с другом, объясняется неуместность критики.
Работа с родителями и педагогами посвящена теме жизнестойкости и заключается в предоставлении информации о том, как поддерживать свои внутренние ресурсы и как восстанавливать силы в трудный жизненный период.
Психологический тренинг на тему «Жизнестойкость»
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогических работников.
Задачи:
1. Снизить уровень эмоционального напряжения педагогов.
2. Развить эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям.
3. Сформировать тенденцию к позитивному отношению к себе и к жизни.
Нормы и правила работы в тренинговой группе:
1. Обеспечить конфиденциальность информации.
2. Использовать только Я-высказывания.
3. Не перебивать друг друга.
4. Уважительно относиться к мнению каждого.
Продолжительность тренинга: 60 мин.
Материалы и оборудование: чистые листы бумаги, ручки, бланки «Колесо баланса», доска, маркер.
Содержание тренинга
1. Приветствие. Упражнение «Комплимент».
Каждый участник по цепочке говорит своему соседу справа какой-либо комплимент.
2. Вводное слово.
Сказать о том, что в жизни человека есть несколько особо значимых сфер (работа, здоровье, отношения, отдых, общение и т.д.). Профессиональное выгорание наступает из-за сильного дисбаланса в этих сферах, а также из-за проблем с саморегуляцией.
3. Упражнение «Колесо баланса».
Участникам раздаются бланки, на которых изображена окружность, разделенная на секторы – жизненные сферы. Необходимо оценить каждую из сфер по 10-балльной шкале. Упражнение помогает определить дисбаланс между указанными сферами.
Упражнение выполняется индивидуально, а затем идет обсуждение в группе.
4. Упражнение «Правила заботы о себе».
Ведущий начинает с вопроса участникам: как часто они заботятся о своем физическом, психическом здоровье? Что они для этого делают? После небольшого обсуждения ведущий предлагает участникам составить индивидуальный список правил заботы о себе, выполнение которых будет поддерживать антистрессовый стиль жизни. В него могут войти, например, такие правила: делать физическую зарядку по утрам, правильно питаться, делать упражнения по релаксации не менее чем 1 раз в неделю, посещать занятия йогой, осуществлять мониторинг своего эмоционального состояния и др. Участники могут обсудить свои списки в группе, дополняя и уточняя пункты.
5. «Колесо баланса». Коррекция.
После обсуждения различных вариантов улучшения своего психического и физического состояния участникам предлагается выбрать одну из сфер с низкими баллами и выписать 3-4 шага по улучшению данной сферы.
6. Упражнение «Что хорошего есть в моей жизни».
Участникам необходимо составить список положительных моментов, которые они могут отметить в своей жизни на данный момент. Это могут быть качества характера, жизненный опыт, воспоминания, знания, люди, работа, возможности, материальные средства, предметы быта, книги и т.д. Список должен содержать не менее 20 пунктов.
Цель упражнения – научиться смещать фокус внимания с негативных событий на позитивные.
7. Подведение итогов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.