План проведения тренинга
«Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний»
Цель:
Ø определить сущность активных методов обучения и необходимость применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности;
Ø научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках.
Задачи:
познакомить учителей с понятием, содержанием, особенностью активных методов обучения; показать эффективность применения отдельных элементов данных методов обучения для развития самостоятельности учащихся в учебном процессе;
показать роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний;
вовлечь каждого участника тренинга в активный познавательный процесс, расширить кругозор, инициативность педагогов в освоении новых технологий;
создать коллаборативную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.
Результат обучения: в конце тренинга учителя должны:
- знать понятие АМО, их особенности, основополагающие идеи данных методов;
- понимать, как меняются роль ученика и учителя при внедрении технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения;
- осуществлять отбор наиболее приемлемых и эффективных элементов АМО для формирования метапознания и навыков саморегуляции обучающихся;
- применять элементы данных методов при организации образовательных мероприятий.
Основные (ключевые) идеи и понятия:
1. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
2. Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
3. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе, с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость.
4. Изменение роли учителя с традиционной в учителя-наставника, психолога, консультата, модератора.
5. Для целенаправленного и планомерного применения активных методов в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс.
Аудитория: учителя физики.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
этапы проведения |
действия преподавателя и участников |
Установление благоприятного климата. 5 мин. Мотивация на успех. |
Тренинг «Я хороший учитель потому что …» - Сейчас я попрошу всех настроиться на работу (участники встают в круг и называют своё качество, которое характеризует его как хорошего учителя).
- Я сознательно не оставила вам выбора, в том плане что вы не просто учитель, а хороший учитель! Так как все вы уже являетесь лидерами, ведущими за собой своих учеников, а лидер не должен ни в чём сомневаться!
И я нисколько не сомневаюсь в том, что у нас в школе работают только хорошие учителя, которые могут воспитать успешных учеников. |
Деление на группы по качествам. 3 мин. |
- Если мы с вами затронули качественные стороны, так давайте же мы с вами разделимся на группы по свойственным нам качествам. Я прошу выйти из круга 3-х смелых учителей. 1. Самые смелые – это спикеры (докладчики). Ваша роль рассказывать то, что решила группа.
Следующие 3 учителя: 1. Самые умные – это чтецы, ваша роль читать вслух (становятся позади спикеров)
Следующие 3 учителя: 1. Самые творческие – вам достаётся роль секретаря, вы делаете записи от лица группы.
Ну и остальные 1. Это самые осторожные. |
Вызов. Включение в тему. 10 мин |
Просмотр видеоролика «Жажда знаний», после просмотра. - У каждого свои методы обучения. На таком позитивном настрое и начнём наше занятие. Тема тренинга «Роль технологии критического мышления, активных и интерактивных методов обучения в формировании навыков командной работы и самостоятельного добывания знаний» |
Презентация учебного материала 30 мин |
Работа со слайдами на доске. «Что такое критическое мышление, активные и интерактивные методы обучения» |
Метод «Ты мне - я тебе» 20 мин |
Всё, что мы пытаемся объяснить другому, мы объясняем в первую очередь себе...
Хочешь понять сам – объясни другому. Вы ученики и вам нужно объяснить классу |
Динамическая пауза. 3 мин |
«Бочка» Учащимся особенно нравятся приемы, взятые из жизни, с удовольствием выполняют данное упражнение. |
Метод «Бочка мёда» 10 мин |
На земле нет ничего совершенного, и как ни малы требования человека, судьба никогда вполне не удовлетворит его, даже испортит дело, если можно... Ложка дегтя попадет-таки в бочку меда. И. С. Тургенев. Петушков 2-м группам предлагается задание записать положительные стороны активных методов обучения, а одна группа должна поработать над отрицательными сторонами. Сверка по слайдам, где предположительно написаны отрицательные стороны и положительные. |
Результаты работы. 5 мин |
Подведём итог нашей работы: Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений, а также формирование навыков командной работы. Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя. |
Рефлексия 4 мин
|
На нашем небе взошло яркое солнце, напишите предложения, пожелания и своё отношения к нашему сегодняшнему занятию.
Занятие окончено, спасибо всем! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.