|
Программа“Школы молодого педагога”
Пояснительная записка
Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы 2-го поколения эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают. С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности. “Школа молодого учителя” является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии. “Школа молодого учителя” – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя. Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок. Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции. Цель программы:· обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности;· способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.Задачи программы:· формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании; · помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс; · создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе; · способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; · вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Планируемые результаты программы:
· подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя; · совершенствование системы методической работы в районе; · повышение качества образования; · повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Индикативные показатели программы: · умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование; · овладение методикой проведения нетрадиционных уроков; · умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу; · умение проектировать воспитательную систему; · умение индивидуально работать с детьми; · овладение системой контроля и оценки знаний учащихся; · становление молодого учителя как учителя-профессионала; · повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Организация работы по программе:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
Основные направления работы по реализации программы
Составление планов работы с молодыми специалистами. План работы информационно-методического центра включает: · создание оптимальных условий для успешной работы; · проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами; · оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков; · проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя. С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.
Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы. Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
Составление плана работы молодого специалиста. План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
Работа по Программе “Школа молодого учителя” – составная часть методической службы. В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы. Создан районный факультет “Содружество”, который в настоящее время насчитывает 19 молодых педагогов. Руководители районных предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы. Так, например, проводятся методические педагогические семинары
При проведении методических педагогических семинаров § организуется обзор новинок методической литературы, § проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов, воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования, § проводится систематизация опыта педагогов школы и района.
Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся. Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.
План работы с молодыми специалистами.
Цель: · Адаптация молодых специалистов, их самоутверждение, профессиональное становление; · сформировать профессиональные умения и навыки для успешного применения на практике.
Задачи: · обеспечение развития школы, формирование педагогической системы, профессионального стиля учреждения. · обобщение передового опыта, апробация и внедрение в работу молодых специалистов современных образовательных технологий. · развитие отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами. · организация и проведение научно-методической работы по проблемам современного образования, проведение педагогических советов, семинаров конференций с привлечением интеллектуального потенциала молодых учителей · определить содержание обучения, количество часов на обучение молодых специалистов; · познакомить с методами обучения; провести диагностику успешности работы молодого учителя, используя анкеты, собеседования.
Основные виды деятельности:
· организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы. · проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков. · привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе методических объединений. · посещение уроков молодых специалистов. · отслеживание результатов работы молодого учителя. · организация разработки молодыми специалистами дидактического материала, электронных учебных материалов и др.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.