Утверждаю
Заведующая МАДОУ «Детский сад №4
Комбинированного вида»
_____________ О.А. Семикаленных
Учебно-тематический
план работы
по обучению воспитанников МАДОУ
«Детский сад № 4 комбинированного вида»
правилам дорожного движения
Перспективное планирование в старшей группе
Формы работы с детьми и родителями |
Содержание работы |
Сентябрь
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. Тема: «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения. |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках. |
Беседа |
« Безопасная улица» - закрепить правила переходы улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков пешеходный переход, подземны переход, «Осторожно дети»о назначении светофора |
Дидактические игры, упражнения |
« Это я, это я – это все мои друзья» |
Сюжетно-ролевые игры |
«Мы – водители» - закрепить знания о труде водителя, о том что водитель должен следить за своим здоровьем , проходить медосмотр перед поездкой. |
Игровые ситуации |
«Странный водитель» - показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь. |
Чтение |
В. Кожевникова « Светофор» |
Двигательная деятельность |
П/и «Тише едешь дальше будешь» - упр. в беге с остановкой по сигналу светофора |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление макета улицы, обыгрывание. |
Октябрь
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: « Правила поведения на дороге»
|
Целевые прогулки, наблюдения |
Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр. |
Беседы, рассматривание иллюстраций |
«Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде. |
Дидактические игры, упражнения |
«Расположи правильно дорожный знак» - закрепить знания о назначении различных дорожных знаках |
Сюжетно-ролевые игры |
«ГИБДД» -создать игровую обстановку ( по улицам машины разного назначения, пешеходы идут по тротуару. Машины и пешеходы соблюдают правила дорожного движения, машины уступают дорогу транспорту особого назначения, регулировщик следит за безопасным движением) воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения |
Игровые ситуации |
«Улица» - дорожное движение с четырёхсторонним перекрёстком и светофором |
Двигательная деятельность |
П / игра «Цветные автомобили» - продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами (руль – разных цветов). |
Другие формы работы с детьми |
Просмотр диафильма «Загадки улицы» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность; - держите ребенка за руку. |
Ноябрь
Организованная образовательная деятельность |
Чтение художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения. Познавательное развитие. Тема: «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД. |
Беседа |
«Правила пешехода» - расширять знания о правилах пешехода на дороге, тротуаре, закрепить знания о понятиях «островок безопасности» « переход» Познакомить с запрещающими знаками: « Пешеходное движение запрещено» «Велосипедное движение запрещено» |
Дидактические игры и упражнения |
« Играй да смекай!» |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров. |
Другие формы работы с детьми |
Просмотр диафильма « Новые приключения Хрюши и его друзей» |
Чтение |
Сказка про дорожные знаки. |
Двигательная деятельность |
П/игра «Светофор» - упр. в беге, умении действовать по сигналу светофора |
Работа с родителями |
Рекомендации: - при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны. |
Декабрь
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге. Художественно-эстетическое развитие. - Рисование. Тема: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. |
Целевые прогулки и наблюдения |
Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить. |
Беседа |
«Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. |
Игровые ситуации |
«Будь внимательным» |
Чтение |
Я Пишумова « Посмотрите - постовой» |
Дидактические игры и упражнения |
«Светофор и дети» |
Другие формы работы с детьми |
Просмотр диафильма «Загадки светофора» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте; - приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту. |
Январь
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения. Речевое развитие. Тема: Составление рассказов покартине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познавательное развитие. – Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». |
Беседа |
«Будь осторожен» - познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов, закрепить знания о запрещающих и предупреждающих знаках ( Остановка, Перекрёсток, Место стоянки) ( Осторожно – дети, двустороннее движение ) |
Дидактические игры и упражнения |
«Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице. «Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Автобаза» - закрепить знания о работе водителя ( в гараже стоит много машин разного назначения, водитель получает задание у диспетчера, заправляет машины бензином, возят пассажиров на автобусе, доставляют врачей к больным ) формировать умение играть сообща, дружно |
Игровые ситуации |
«Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. |
Чтение |
Г.Цыферов «Сказки на колесах» |
Другие формы работы с детьми |
Просмотр диафильма « Козёл и осёл» |
Двигательная деятельность |
П/игра « Автомобили» - закрепить правила дорожного движения, упр в умении действовать по сигналу |
Работа с родителями |
Рекомендации: |
Февраль
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара. Развитие речи. Тема: Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД. |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед) |
Беседа |
«Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых |
Дидактические игры и упражнения |
«Стоп» - закрепить знания о сигналах светофора, упр в умении быстро реагировать на сигнал. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» |
Чтение |
С. Маршак «Скверная история» |
Игровые ситуации |
«Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке |
Другие формы работы с детьми |
Развлечение «Светофор» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках; - проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется |
Март
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов |
Беседа |
«Знаки сервиса» - дать знания о знаках сервиса: « Телефон, Автозаправка, Пункт питания, Пункт мед помощи» |
Дидактические игры и упражнения |
« Спец рейс» - закрепить знания о видах транспорта ( спец машинах )
познакомить с их функциями и назначениями |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора» |
Игровые ситуации |
«В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место уокна» - закрепить правила поведения в транспорте |
Чтение |
Чтение стихотворений о знаках. |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление атрибутов для игры «Улица» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»; - приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать |
Апрель
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира Развитие речи. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шёл с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему. |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов. |
Беседа |
«Опасный перекрёсток» - расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрёстке, дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трёхцветного светофора. |
Дидактические игры и упражнения |
Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание). |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин». |
Игровые ситуации |
«Опасности на дороге». |
Чтение |
Д. Денисова «Как перейти дорогу». Заучивание Т. Шорыгина « Светофор». |
Другие формы работы с детьми |
Развлечение «Петрушка на улице». |
Работа с родителями |
Рекомендации: - продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада; - беседа с родителями о ПДД. |
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. – Аппликация. Тема: «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Улица города» - побуждать отражать впечатления от окружающего; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов |
Целевые прогулки, наблюдения |
Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами |
Беседа |
« Где ремонтируют машины» |
Дидактические игры и упражнения |
«Дорожные знаки» - закрепить знания о дорожных знаках ( запрещающими, предупреждающими, указательными ) |
Сюжетно-ролевые игры |
«Автосалон» - закрепить знания о многообразии транспорта разного назначения, правила дорожного движения |
Двигательная деятельность |
Езда на самокате- учить детей отталкиваться правой и левой ногой |
Чтение |
Н.Носов. Автомобиль, Д.Денисова. Как перейти дорогу |
Работа с родителями |
Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского травматизма» |
|
|
Перспективное планирование в подготовительной группе
Формы работы с детьми и родителями |
Содержание работы |
Сентябрь
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Улица города» - Совершенствовать навыки изображения высотных домов, различных видов городского транспорта, учить изображать различные атрибуты дорожного движения, светофор, переход «Зебра» |
Беседа |
«Знаешь ли ты правила дорожного движения» - Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаков. |
Дидактические игры и упражнения |
«Разложи по группам» - закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов |
Игровые ситуации |
«Расставь знаки» - упражнять в правильном расположении знаков на улице |
Двигательная деятельность |
Игра в футбол – закреплять знания о том, что играть можно только на специально отведенном месте |
Чтение |
С.Михалков. Дядя Степа – милиционер. Моя улица |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление пешеходного светофора из бросового материала |
Работа с родителями |
Рекомендации: - сходите с ребенком к перекрестку, где работают два светофора; - закрепляйте правила перехода проезжей части; - отправляя ребенка гулять на улицу, уточните с ним место игры |
Октябрь
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Транспорт» - совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта Познавательное развитие. Социальный мир. Тема: Встреча с сотрудником ГИБДД – познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе |
Целевые прогулки и наблюдения |
Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару |
Беседа |
«Транспорт» - Закреплять понятия об общественном транспорте, правилах пользования им и поведения в нем. |
Дидактические игры и упражнения |
«Дорожные знаки» «Путешествуем по городу» - Обобщать и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, знакомство с дорожными знаками, разметкой. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Нам на улице не страшно» - Закреплять у детей знания правил дорожного движения, расширять знания о правилах поведения на улице, учить решать дорожные ситуации. |
Игровые ситуации |
«Кому что говорят сигналы» - закрепить знание сигналов регулировщика |
Чтение |
Я. Пишумов. Говорящая машина, Н.Носов. Милиционер |
Другие формы работы с детьми |
Мультфильм «Замечательный подарок» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть только там, где хорошо просматриваются обе стороны дороги - учите ребенка правилам оказания первой мед. Помощи себе и окружающим, соблюдая правила гигиены и санитарии |
Ноябрь
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: «Что мы видели на улице?» - Учить детей строить последовательный рассказ по серии сюжетных картин, развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе. |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят проезжую часть |
Беседа |
«Опасные предметы на дороге» - дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов |
Дидактические игры и упражнения |
«Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД. |
Игровые ситуации |
«Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть |
Чтение |
Я. Пишумов. Посмотрите, постовой. С.Михалков. Скверная история А.Северный. Светофор |
Работа с родителями |
Рекомендации: - при поездке в транспорте покажите детям, как лучше принять устойчивое положение стоя; - познакомьте детей с указателем «Аварийный выход» |
Декабрь
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Составление рассказов по сериикартинок «Автобус» - учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный последовательный рассказ |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажиров |
Беседа |
«Ежели вы вежливы» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте |
Дидактические игры и упражнения |
«Как львенок оказался в больнице» - совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение |
Игровые ситуации |
«Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки |
Другие формы работы с детьми |
Видеофильм «Уроки за рулем» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы |
Январь
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Мы идем на экскурсию по улице» - побуждать отражать впечатления в рисунке Речевое развитие. Тема: Придумывание конца рассказа«Как мы переходим через улицу» - закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка на санках за пределы участка – уточнить место безопасного катания |
Беседа |
«Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям |
Дидактические игры и упражнения |
«Составь рассказ про знак» - учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей |
Игровые ситуации |
«Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей» - уточнить знание места для игр и опасности выбегания на проезжую часть улицы |
Чтение |
В.Семерин. Запрещается - разрешается |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление удостоверений пешеходов |
Работа с родителями |
Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на лыжах с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть |
Февраль
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городесветофорных наук» - учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о ПДД Художественн0-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Дорожное движение» - закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки Художественно-эстетическое развитие. - Аппликация. Тема: «Наш город» - вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к автобусной остановке – уточнить правило: спереди и сзади обходить транспорт нельзя |
Беседа |
«Как ходить по улице» |
Дидактические игры и упражнения |
«Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - объединить с играми «Школа», «Библиотека» |
Чтение |
И. Лешкевич. Азбука безопасности Я Аким. Улица |
Другие формы работы с детьми |
Аудиозапись «Приключение в городе поющих светофоров» |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей |
Март
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Светофор» - учить делать игрушку из бросового материала, дополнять работу прорисовыванием деталей Познавательное развитие. - Социальный мир. Тема: «Примерный пешеход» - закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице |
Целевые прогулки и наблюдения |
Целевая прогулка к школе – закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети» |
Беседа |
«Знаки в треугольнике» - дать знания о назначении предупреждающих знаков |
Дидактические игры и упражнения |
«Три письма» - выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки |
Игровые ситуации |
«Вежливые дети» - ходьба по тротуару |
Другие формы работы с детьми |
Мультфильм «По улице, по мостовой» |
Работа с родителями |
Родительское собрание вместе с детьми «Правила и безопасность дорожного движения» |
Апрель
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Составление рассказов «Мойпуть от дома до сада» - учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада, используя схему маршрута Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Опасности вокруг нас» - побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях |
Целевые прогулки и наблюдения |
Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов |
Беседа |
«Примерный пассажир» - закрепить правила поведения в транспорте |
Дидактические игры и упражнения |
«Люди на дорожных знаках» - закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - способствовать объединению различных игр в единый сюжет |
Чтение |
Я. Пишумов. Самый лучший переход |
Другие формы работы с детьми |
КВН по правилам безопасности движения |
Работа с родителями |
Рекомендации: - закрепить с детьми правила поведения в местах отдыха |
Май
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «В два ряда дома стоят…» - Развивать навыки конструирования по схеме, творческие способности детей, умение продумывать замысел до начала постройки и затем исполнять его. |
Целевые прогулки и наблюдения |
Наблюдения перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки |
Беседа |
«Кого мы называем примерным пешеходом» - закрепить правила передвижения пешеходов по улицам |
Дидактические игры и упражнения |
«Найди отличие» - учить сравнивать знаки «Пешеходный переход» |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде |
Чтение |
Н. Кончаловская. Самокат |
Работа с родителями |
Родительское собрание – «Безопасность детей на дорогах» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.