План работы с детьми группы риска

  • docx
  • 27.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План работы группа риска.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Мичуринска Тамбовской обл.

 

 

 

 

План работы 

со слабоуспевающими учащимися

4  класса «В»  

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Четверткова О. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Современное начальное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.                     

Среди проблем, которые приходится сегодня решать учителю начальных классов в условиях формирования учебной деятельности ребёнка в соответствии с ФГОС НОО, -   это работа с обучающимися «группы риска».  Принято относить к таким учащимся тех, которые имеют низкие умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

  В 4 классе «В» таких учащихся 5 человек, что составляет примерно 17,2 %. (Это Борисов М., Рычкова И., Егоров П., Петросьянц С., Холкин С.).  

 Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, с ними  необходима систематизированная работа. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ученику, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка. Они нуждаются не только в помощи учителя, но и в помощи логопеда и практического психолога, а в первую очередь своих родителей.     

Что, прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 -    создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - своевременно оказывать помощь на дополнительных (индивидуальных и групповых) занятиях;

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках  так, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

 - ориентировать детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам. Причины, вызывающие трудности при усвоении учебного  материала:

·         неблагоприятная наследственность; неблагополучная семья;

·         нарушения нервной деятельности;

·         общая неспособность к интеллектуальному труду; задержка психического развития. (дети с диагнозом обучаются в общеобразовательном классе в связи с нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс);

·         слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; пропуски занятий (по болезни);

·         школьная незрелость;

·         недостаточное развитие речи;

·         инфантилизм (т. е. детскость);

·         педагогическая запущенность (отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущий год обучения в 1 классе: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.);

·         миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

·         социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей  (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе). 

  Цели:

1. Обеспечить выполнение Закона об образовании

2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и  школы в целом.

           Задачи:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

            — вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Список обучающихся, относящихся к «группе риска»

Класс

Ф. И. обучающегося

Причина неуспеваемости

4 В

Егоров Платон

пропуски занятий по болезни, низкая наработка общеучебных умений и навыков

4 В

Холкин Семен

низкая мотивация учебной деятельности, не в полном объеме выполнение домашней работы

4 В

Борисов Макар

Невнимательность на уроке, низкая наработка общеучебных умений и навыков;

4 В

Рычкова  Ирина

частые пропуски занятий по болезни, низкая техника чтени, отсутствие навыков самостоятельности в работе, низкая наработка общеучебных умений и навыков

 

   Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

I.            Наметить учащихся со слабой успеваемостью.

II.            Составление плана работы  с детьми.

III.            Реализация плана в течение учебного года.

IV.            Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

    Формы работы со слабоуспевающими детьми:

Индивидуальные дополнительные занятия по рус. языку и математике.

Дифференцированные задания.

Тематический контроль.

Создание ситуации успеха на уроке.

Работа с дневником и тетрадью.

Консультации для родителей.

    Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы (памятки, карточки, творческие задания);

- привлечение к проектной деятельности

         Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

 

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2021 – 2022учебный год.

Планируемые мероприятия

Сроки

реализации

1.

 

Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении.

4 класс

Сентябрь

2.

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся         

через беседы с врачом, встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

В течение учебного года

3.

Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

В течение учебного года

4.

 

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе  контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года

5.

 

 

Используя дифференцированный подход при организации  самостоятельной работы на уроке, включать индивидуальные задания слабоуспевающему ученику,  фиксировать это в плане урока

В течение учебного года

6.

 

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. Использовать в работе тестовые задания. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

 

7.

Контроль накопляемости оценок у учащихся «группы риска»

Еженедельно

8.

 

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года

9.

 

Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.          

В течение учебного года

10.

Анализ успеваемости учащихся.

Еженедельно

11.

 

 

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года

12.

Учёт промежуточных результатов. Учёт проделанной учителем работы.

Раз в четверть

13.

Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих .

В течение уч. года

Планирование различных видов дифференцируемой помощи на уроке:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        Указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

 

Темы индивидуальных дополнительных  занятий  со слабыми детьми

Русский язык

1.

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие.

2.

Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов

3.

Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку

4.

Безударная гласная в корне слова

5.

Учимся писать буквы согласных в корне слова

6.

Разделительный твердый и мягкий знаки

7.

Выделение главных членов предложения

8.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

9.

Слова с разделительным Ь.

10.

Имя существительное ( род, число, склонение, падеж)

11.

Правописание окончаний существительных и прилагательных

12.

Глагол (неопределенная форма, время, число)

13.

Имя прилагательное (число, род, падеж)

14.

Раздельное написание слов с предлогом

15.

Письмо под диктовку (итог проведенной работы).

Математика

1.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20

2.

Решение задач

3.

Сложение и вычитание в пределах 1000

4.

Нахождение периметра и площади фигуры

5.

Сравнение многозначных чисел

6.

Единицы измерения длины, стоимости, времени.

7.

Сложение и вычитание столбиком

8.

Сложение и вычитание многозначных чисел

9.

Решение задач

10.

Свойства квадрата

11.

Смысл действия умножения

12

Особые случаи умножения

13.

Компоненты действия умножения

14.

Решение задач

15

Умножение и деление на однозначное и двузначное число

16.

Решение задач разного вида.

17.

Самостоятельная работа

18.

Проверочная работа «Чему я научился»

 

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны уметь:  

-применять правила правописания на изученные орфограммы; выполнять различные виды разбора;

 - решать составные задачи на движение, стоимость, нахождение периметра и площади; выполнять письменное сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 1000.

План дополнительных (индивидуальных) занятий с обучающимися «группы риска»

ФИ

Дни  занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Егоров П.

+

 

 

+

 

 

Рычкова И.

+

 

 

+

 

 

Холкин С.

+

 

 

+

 

 

Борисов М.

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.

ФИ обучающегося

Результаты рубежных аттестаций

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

20..-20.. уч. год (итог)

Р.яз.

 

 

Мат.

 

 

Р.яз.

 

 

 

 

Мат.

 

 

 

 

Р.яз.

 

 

 

 

Мат.

 

 

 

 

Р.яз.

 

 

 

 

Мат.

 

 

 

 

Р.яз.

 

 

 

Мат.

 

 

 

 

 

 

 

ü   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________