План работы с “ Одаренными детьми”.
Цели. 1. Выявление одаренных детей. 2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Задачи. 1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. 2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности. 3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 4. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с руководителем (учителем) 5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности ребенка Сроки реализации: 1 год.
Отличительные особенности одаренных детей В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению различных предметов выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе. Моя задача, как педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы. Принципы работы с одаренными детьми:
Работая по данному направлению, я определила для себя цели, задачи, и содержание работы, а так же составила перспективный план работы.
Цели и задачи работы с одаренными детьми. Цель:
Задачи:
Содержание работы.
План работы с одаренными детьми.
Образец портфолио. Портфолио позволяет ученикам отслеживать прогресс в изучении предмета, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой уровень. Также показывает то, что ученик уже знает и умеет делать и то, что хотелось бы ему изучать. Они могут быть полезны для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях и новых знакомствах в будущем.
Стратегия работы с одаренными детьми. Выявление одаренных детей нужно начинать в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Я считаю, чтобы быть успешным в работе по этому направлению, учитель должен быть:
В работе с одарёнными детьми нужно использовать различные приёмы, формы и методы работы, а так же некоторые современные технологии. Формы работы с одаренными учащимися.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком –индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам.конкурсам, проектам, исследовательским работам)
План индивидуальных занятий с ребёнком.
Ребенку предоставить:
Рекомендую ( если ребёнок не очень загружен по другим предметам) для анализа результатов работы оформить таблицу:
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную
УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению предметов. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми нужно использовать дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета),
Дифференциация и индивидуализация На уроках нужно использовать:
Задания повышенной трудности для сильных учеников (ассистент учителя) При подготовке к уроку продумывать различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организовать дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатывать задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке «Сильные» дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивать кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя, либо вместе с учителем составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него. Например, ученик получил от учителя задание сделать доклад по какой-то теме, проработал массу литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя. Очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д. На среднем этапе обучения применять упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить. На старшем этапе обучения успешно используются технологии дебатов и дискуссий, миниконференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания: 1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа; 2) дана пословица , нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа. Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать. Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.
Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними. Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть в после урочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз. В послеурочное время я занимаюсь с учащимися только в том случае, если мне нужно дать какую- либо дополнительную информацию по данной теме или объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, как это было у меня запланировано. (если группа большая или класс не делится). А так же если ребёнок пропустил уроки по уважительной причине.
Внеурочная деятельность. Развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка у одарённых школьников Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
оформляем различные стенды творческих работ на английском языке: «Доска почёта», «Выставка плакатов по ЗОЖ», «Экстремальные виды путешествий», «День Матери»; Выставка плакатов по экологии.
При работе с одаренными учащимися я используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ ГИА. При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные. Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так и во внеурочное время) Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях. Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. Это: извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран. Мной были разработаны программы для внеклассных занятий для углублённого изучения английского языка. Так же я работаю над составлением различных методических и дидактических разработок Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями ( адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук). Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками. Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.
|
План работы с “ одаренными детьми”. Цели: 1. Выявление одаренных детей. 2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Задачи: 1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. 2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности. 3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 4. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с руководителем (учителем) 5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности ребенка Сроки реализации: 1 год
|
|||
№ |
Мероприятия
|
Срок
|
Ответственный
|
1. |
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Входная диагностика развития учеников. Определение учителей-наставников.
|
Ноябрь-декабрь |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
2. |
Создание банка данных учащихся, проявляющих способности при изучении школьных предметов. |
Декабрь |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
3. |
Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся. |
Сентябрь |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
4. |
Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады |
Октябрь |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
5. |
Участие в районных предметных олимпиадах школьников. |
Ноябрь |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
6. |
Участие в районных предметных олимпиадах младших школьников. |
Январь-февраль |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
7. |
Анализ итогов олимпиады школьников. |
Январь-февраль |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
8. |
Творческие мастерские. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
9. |
Оформление портфолио всех одаренных учеников.
|
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
10. |
Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ.
|
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
11. |
Пополнение информационного банка данных по программе “Одаренные дети”. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
12. |
Принять участие в предметных декадах. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
13. |
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
14. |
Работа спортивных секций. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
15. |
Работа кружков. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
16. |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
17. |
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
18. |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
19. |
Международный конкурс “Русский медвежонок”. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
20. |
Международный конкурс “Британский бульдог”. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
21. |
Международный математический конкурс “Кенгуру”. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
22. |
Конкурс чтецов. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
23. |
Участие в районных и республиканских учебно-исследовательских конференциях учащихся |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
24. |
Творческие отчеты учителей “Из опыта работы с детьми, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации”. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
25. |
Бал отличников и хорошистов. Директорский прием отличников. |
Июнь |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
26. |
Итоги работы с одаренными детьми в 2017-2018 учебном году. Задачи на следующий год. |
Май |
Заместитель директора по УВР, учителя-предметники совместно с классными руководителями |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.