РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Р.Расулова»
368753, с.Новокаракюре, Докузпаринский район, РДnovokarakure68@mail.ru
План работы
с одарёнными учащимися
4 класса
на 2018-2019 учебный год
учитель начальных классов
Эмирчубанова Гюльзар И.
Пояснительная записка
Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одарённости ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее:
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять
высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием
заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей
развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –одарённый ученик», «одарённый ученик – ученик», «одарённый ученик – родитель».
Задачи развития:
ü развитие личности одарённых учащихся;
ü развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
ü развитие позитивной Я-концепции;
ü развитие творческой самостоятельности;
ü развитие коммуникативных умений;
ü развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
ü групповые занятия с одаренными учащимися;
ü групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
ü предметные кружки;
ü кружки по интересам;
ü участие в олимпиадах;
ü исследовательская деятельность;
ü объединения дополнительного образования;
ü факультативы;
ü конкурсы и конференции;
ü интеллектуальный марафон;
ü участие в олимпиадах.
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
ü проблемно-развивающее обучение,
ü проектно-исследовательская деятельность,
ü игровые технологии (деловые игры и путешествия),
ü информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
ü творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
ü факультативы,
ü предметные недели,
ü театрализованные праздники,
ü олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
ü видом одарённости;
ü возрастом ребёнка;
ü социальным статусом семьи ребёнка;
ü уровнем одарённости;
ü активностью самого ребёнка;
ü профессиональной подготовкой педагога.
Главные принципы реализации программы
ü Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
ü Гуманизм в межличностных отношениях.
ü Научность и интегративность.
ü Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
ü Применение принципов развивающего обучения.
ü Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
ü интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
ü задания с отсроченным вопросом,
ü интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
ü задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
ü решение частично-поисковых задач разного уровня,
ü творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ даётся 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
ü организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
ü подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, Всероссийского уровня;
ü обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
ü осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
ü создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
ü признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.
Методическая работа педагога:
ü заниматься самообразованием;
ü повышать профессиональное мастерство;
ü посещать занятия других педагогов;
ü участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО;
ü проводить открытые занятия;
ü подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
ü проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
Работа с родителями.
ü Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
ü Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
ü Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
ü Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
ü Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
ü Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.
Банк данных одарённых детей класса
№ |
Фамилия, имя ученика |
Способности |
Учеба
|
1 |
Эмирчубанова Фаина |
математические, творческие, спортивные |
Учится на «5» |
2 |
Карабеков Карабег |
математические гуманитарные, творческие |
Учится на «5» |
3 |
Генджалиев Рамиль |
математические, творческие |
Учится на «4» и «5» |
4 |
Шекиев Саид |
Гуманитарные, математические, творческие |
Учится на «4» и «5» |
5 |
Шихмурадов Велимурад |
математические Спортивные, творческие |
Учится на «4» и»5» |
6 |
Сулейманова Мадина |
гуманитарные творческие |
Учится на «5» |
7 |
Якубов Магомедсалам |
математические творческие |
Учится на «5» и «4» |
8 |
Алискерова Хадижат |
творческие |
Учится на «5» |
План работы с одарёнными детьми
4 класс
на 2018-2019 уч. год
№ |
Время проведения |
Направление работы |
Ответственные |
1 |
сентябрь |
Проведение диагностики. Дополнение банка данных |
Классный руководитель, психолог |
2 |
октябрь |
Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя |
Классный руководитель, родители |
3 |
ноябрь |
Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам |
Классный руководитель
|
4 |
декабрь |
Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным конкурсам, викторинам, научным проектам |
Классный руководитель |
5 |
январь |
Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам. |
Классный руководитель
|
6 |
февраль |
Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях. |
Ученики |
7 |
март |
Профильная работа |
Родители, классный руководитель |
8 |
апрель |
Подведение итогов Недели по предметам |
Классный руководитель |
9 |
май |
Подведение итогов деятельности. Ведение портфолио ученика. Составление плана на следующий год. |
Классный руководитель
|
Используемая литература:
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М.: АСТ:Астрель,2000.-223с.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.
6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.