Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(ФКПОУ «ОГЭКИ» Минтруда России)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему: «Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО»
Подготовила
преподаватель юридических дисциплин
Максимова Л.Л.
г. Оренбург
2025г.
|
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО
Ключевые слова: специальные условия для получения образования; адаптивная, комфортная среда; социально–педагогическое сопровождение; дифференцированный и индивидуальный подход. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. По экспертным оценкам ООН к началу XXI в. в мире насчитывалось 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками и лишь около 2 % из них получали необходимую помощь. Тяжелое положение лиц с умственными и физическими нарушениями – одна из актуальных социальных проблем современной России. В настоящее время в России Численность детей-инвалидов к началу 2025 года превысила 779 тысяч человек, или 2,6% от численности населения моложе 18 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа. В
проекте Специального образовательного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) указывается, что
стандарт предназначен для регулирования отношений в сфере образования обучающихся
с ОВЗ — детей, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Являясь
гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжелыми и
множественными нарушениями имеют право на образование. Это указано в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 19.12.2014 №1598). Стандарт представляет собой совокупность обязательных
требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных
программ (АООП НОО) для детей с ОВЗ. В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с инвалидностью должен получать образовательные услуги. Они конкретизируются в индивидуальной программе реабилитации (ИПР), индивидуальной программе обучения (ИПО), независимо от организационно-правовых форм и форм собственности образовательного учреждения: обучение на дому, в доме-интернате, детском саду, в школе, лечебно-педагогическом центре, ПМС центре, в профессиональном образовательном учреждении и др. Еще в начале XX в. в России стал активно развиваться опыт воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями физического и умственного развития на принципах милосердия, гуманности, медико-педагогической и социальной поддержки детям и их семьям (Е.К. Грачева, М.П. Постовская, В.П. Кащенко, А.Н. Граборов и др.). Прошло несколько десятилетий, прежде чем сложившийся за рубежом и в России научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка. В этой части для отечественной науки принципиальное значение приобрела разработка проблем развития и формирования у детей социокультурного опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей, действий, отношений, чувств: «Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок». (Л.С. Выготский, 1928 г.). Воспитание детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром, как известно, эта работа не ограничивается временными рамками даже для взрослых, ибо многие из них нуждаются в социальном патронировании в течение всей жизни. Коррекционная работа с социальной микросредой ребенка – это комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребёнка. Эта работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии. В коррекционном процессе значим уровень коммуникации родителей и педагогов, что позволяет координировать коррекционные программы. В проектировании индивидуальных и групповых программ психологической коррекции важно учитывать индивидуальные занятия с детьми вместе с родителями; коррекционные беседы, дискуссии с родителями и педагогами, социально-психологические тренинги и многое другое. Психокоррекционные занятия помогают: распознать собственные неконструктивные поведенческие реакции; приобрести навыки адекватного общения в социуме; развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению; выработать способность к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах. Подход к проблеме коррекционной работы определяется следующими методологическими постулатами: - подкрепление успехов ребенка; - студент сам должен приложить свои знания к новому, что развивает и корригирует творчество и мышление ребенка; - формирование адекватной мотивации обучающегося (заинтересованность); - формирование ориентировочной основы действия (действие по образцу); - материальная деятельность (работа с реальными предметами); - обучающийся берет на себя все функциональные действия и выполняет его самостоятельно (про себя) – таким образом осуществляется и психологическая коррекция нарушений мышления. Составляющими коррекционного процесса являются проблемное и развивающее обучение, целенаправленно формирующие и корригирующие познавательные потребности обучающихся и их мыслительные способности. Значимым является создание проблемной ситуации. Основное положение коррекционно–развивающего обучения – сформировать у детей творческое отношение к действительности, способность оперировать отвлеченными понятиями, развивать и корригировать произвольность психических процессов. Изменяя строение деятельности, ее мотивы, можно сформировать познавательные интерес, который будет способствовать удовлетворению познавательной потребности. Коррекционная работа со студентами и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии. Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Принцип гуманистической направленности психологической помощи.Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию. Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы. Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи. Принцип оказания личностно - ориентированной помощи. С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие. Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье. В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное. Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и условием их интеграции в общество. Успешная профессиональная самореализация лиц с инвалидностью и детей с тяжелыми нарушениями является производной от многих составляющих, в число которых входят условия, качество воспитания и обучения на разных ступенях общего образования, начиная с дошкольного возраста, содержание и качество реализации предпрофессиональных и основных этапов профессионального образования. Для получения образования должны быть созданы специальные условия – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения у студентов с ограниченными возможностями здоровья появляются следующие проблемы: – снижение работоспособности, колебание внимания, слабость мнемонистических процессов; – недостаточное развитие функций программирования и контроля; зрительно-пространственные и квазипространственные трудности; – трудности переработки слуховой и зрительной информации. Для разрешения возникающих проблем в колледже необходима система смягчения их влияния, коррекции, поддержки, которая в своей основе предполагала бы особый подход к процессу профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим весьма остро встает вопрос о проведении сопровождения, и в частности, социально-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях, занимающихся профессиональной подготовкой данной категории лиц. Метод сопровождения – это способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решений и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения. Именно социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать в контексте создания оптимальных условий для всестороннего развития личности и успешного усвоения учебного материала, обучения профессиональным навыкам и умениям, адаптации к условиям колледжа, интеграции в студенческий коллектив, предполагающее взаимодействие различных специалистов учебного заведения: куратора группы, педагога, методиста, социального педагога, психолога. Итак, при интегрированном обучении в колледже сущность сопровождения заключается в том, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности личности студента, содействовать полноценному его развитию в личностном и профессиональном плане, создать условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности. Педагоги и психологи должны помнить о повышенной чувствительности, ранимости обучающихся данной категории. На учебных занятиях студенты могут отказываться работать, поэтому необходимо создавать положительный эмоциональный контакт педагога с обучающимися. Дружеское общение, заинтересованность внутренним миром и потребностями студента, совместная деятельность педагога и детского коллектива помогают ребенку с нарушениями физического и умственного развития выработать адекватную самооценку, правильную оценку своих возможностей, социально адаптироваться к требованиям образовательного учреждения. Педагогу важно знать и учитывать, что все студенты с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Важно стимулировать все способности студента и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна. Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, поможет им лучше усваивать образовательную программу. Преподаватель должен быть не фотографом, а художником; а способ преподавания – не объективным, а субъективным. Очень важно с первых дней пребывания в колледже сформировать у студентов с ограниченными возможностями здоровья интерес к учебным занятиям, желание учиться и выполнять задание педагога. Этому способствует внимательное отношение педагога к обучающимся, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение малейших успехов. Успех формирует у студента веру в себя, стимулирует его активность. Необходимо всемерно поддерживать хорошее отношение к образовательному учреждению, учению. В этом должны большую помощь оказывать родители, постоянно расспрашивая таких детей о жизни в колледже, при этом абсолютно исключив порицания за неудачи. Нужно специально учить учиться: обращать на него внимание и возвращать к выполнению задания, если студент отвлекся, давать специальное задание на осознание способа действия, формировать самоконтроль: учить проверять, находить собственные ошибки, поощрять любые самоисправления. Пока самоконтроль недостаточно сформирован, нужен повышенный контроль со стороны педагога. Работа педагогического коллектива в образовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели: социализация студентов и адаптация их в самостоятельной жизни. Знания, по работе с обучающимися данной категории, необходимы каждому педагогу, так как на сегодняшний день количество детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья становится все больше и все они идут обучаться в средние профессиональные образовательные учебные заведения. При организации комплексного социально–педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в среднем профессиональном образовательном учреждении студентам–инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо уделять особое внимание, оказывать педагогическую поддержку и быть искренне заинтересованным в том, чтобы они состоялись как личности, как профессионалы, были оптимально социально и психологически интегрированы в сообщество. |
Список использованных источников
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Издательский текстhttp://www.litres.ru Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Владос; М.; 2010 ISBN 978-5-691-01566-3
2. Бегидова, Т. П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 98 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06446-9
3. Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. А. Медведева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 82 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05560-3
4. Гончарова, В. Г. Комплексное медикопсихолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования / Гончарова В.Г., Подопригора В.Г., Гончарова С.И. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 248 с.: ISBN 978-5- 7638-3133-7
5. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 335 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013993-7
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.