Согласовано |
Утверждено |
Зам.директора по УВР ____________ |
Директор МБОУ «Инякинская СОШ» ______________ |
|
|
|
|
План работы с одарёнными детьми
учителя математики
первой квалификационной категории
Устинкиной С.А.
на 2020- 2024 г.г.
Цель работы : Создание условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи работы:
- Реализация способностей талантливых детей.
- Формирование устойчивых навыков учащихся к проектно-исследовательской,
творческой работе.
- Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся во внеурочное время.
- Способствовать развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Категории одаренных детей:
1. Дети с высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки
3. Дети не достигшие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями.
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
В основу работы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Принципы работы с одаренными детьми:
Разнообразие предоставленных возможностей для развития личности.
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Свобода выбора детьми дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Совместная работа детей без участия учителя.
Формы работы с одаренными детьми :
1. Интернет олимпиады . Олимпиады различного уровня.
2. Внеклассные мероприятия . Конкурсы. Игры.
3. Прикладные курсы. 1) 2020-2023 гг ОДО для обучающихся 9 класса
«Избранные вопросы математики при подготовке к ГИА»
2)2020 -2023гг ОДО для обучающихся 11 класса
«Мир математики»
3) Внеурочная деятельность
2020 -2021гг «Наглядная геометрия» 6 класс
2022-2023гг Функциональная грамотность 8 класс
2023-2024 гг Функциональная грамотность 9,10,11 классы
2023-2024 гг «Математика в жизни» 9 класс
4. Проектная деятельность учащихся по индивидуальному плану.
Этапы реализации плана работы с одаренными детьми
год |
Ход работы |
Сроки исполнения |
2020-2021 уч.год |
Изучение контингента школы с целью выявления типов одаренных детей. |
сентябрь |
Выбор форм и методов работы. |
Октябрь |
|
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. |
Ноябрь |
|
Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. |
Ноябрь |
|
Участие в интернет-олимпиадах. |
В течение года |
|
Индивидуальная работа по проектной деятельности. |
В течение года |
|
Индивидуальные и групповые занятия. Работа над проектами. |
Март |
|
Презентация проектов, исследовательских работ с учащимися. |
Апрель |
|
Итоговая диагностика показателей возможностей каждого ребенка. |
Май |
год |
Ход работы |
Сроки реализации |
2021-2022 уч.год |
Подбор практических заданий для индивидуальной и групповых работ с одаренными детьми |
сентябрь |
|
Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого учащегося |
В течении года |
Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. |
Октябрь |
|
Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников ( 9-11 кл). |
Ноябрь |
|
Участие в интернет-олимпиадах. |
В течении года |
|
Работа над проектами и исследовательскими работами |
Декабрь |
|
Участие в предметной неделе по математике |
Январь |
|
Участие в физико- математическом турнире школьников ( муниципальный уровень) |
февраль |
|
Работа над индивидуальными и групповыми проектами |
Март |
|
Подготовка к ВПР, трудные задачи ГИА. |
Март - Апрель |
|
Результаты и достижения. Презентации работ учащихся. |
май |
|
Определение проблем, возникших в ходе работы за два года. Планы на следующий год. |
июнь |
год |
Ход работы |
Сроки реализации |
2022-2023 уч.год |
Обновление списков детей. Изучение их интересов и склонностей. |
сентябрь |
Подбор практических заданий для индивидуальных и групповых работ с одаренными детьми |
сентябрь |
|
Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. |
Октябрь |
|
Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников ( 9-11 кл). |
Ноябрь |
|
Участие в интернет-олимпиадах. |
В течении года |
|
Работа над проектами и исследовательскими работами |
Декабрь |
|
Участие в предметной неделе по математике |
Январь |
|
Участие в физико- математическом турнире школьников ( муниципальный уровень) |
февраль |
|
Работа над индивидуальными и групповыми проектами |
Март |
|
Подготовка к ВПР, трудные задачи ГИА. |
Март - Апрель |
|
Результаты и достижения. Презентации работ учащихся. |
май |
год |
Ход работы |
Сроки реализации |
2023-2024 уч.год |
Подбор практических заданий для индивидуальной и групповых работ исходя из затруднений прошлого года. |
сентябрь |
Отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого учащегося |
В течении года |
|
Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. |
Октябрь |
|
Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников ( 9-11 кл). |
Ноябрь |
|
Участие в интернет-олимпиадах. |
В течении года |
|
Работа над проектами и исследовательскими работами |
Декабрь |
|
Участие в предметной неделе по математике |
Январь |
|
Участие в физико- математическом турнире школьников ( муниципальный уровень) |
февраль |
|
Работа над индивидуальными и групповыми проектами |
Март |
|
Подготовка к ВПР, трудные задачи ГИА. |
Март - Апрель |
|
Результаты и достижения. Презентации работ учащихся. |
май |
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие и реализация творческих способностей детей
2. Формирование навыков к научно-исследовательской работе
3. Издание работ учащихся в СМИ , сборника творческих проектов.
4. Влияние на профессиональный выбор учащихся
5. Мониторинг достижений учащихся
Литература
1. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».
2. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе //
Народное образование. – 1999.– № 9.
4.
Одаренный ребенок
/ Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.