Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предметов, как математика. Смысл деятельности любого учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Иконка файла материала Работа с неуспевающими детьми Бойкова АВ.docx
Бойкова Анжелика Владимировна                                                               учитель математики, физики                                                                МКОУ Кармаклинской  СОШ   Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики   Главный   смысл   деятельности   учителя   естественно­математического   цикла состоит в том, чтобы   создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении   ­   единственный   источник   внутренних   сил   ребенка,   рождающий энергию   для   преодоления   трудностей   при   изучении   такого   трудного предметов,   как   математика   и   информатика.   Даже   разовое   переживание успеха   может   коренным   образом   изменить   психологическое   самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость   успеха.   Учитель   может   помочь   слабоуспевающему   ученику  подготовить   посильное   задание,   с   которым   он   должен   выступить   перед классом. Учащийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:  пропуски занятий по болезни;   слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;  задержка психического развития;  педагогическая   запущенность:   отсутствие   у   ребенка   наработанных общеучебных   умений   и   навыков   за   предыдущие   годы   обучения:   низкая техника   чтения,   отсутствие   навыков самостоятельности в работе и др.;   техника   письма,   счета,  неблагополучная семья;  проблема «улицы»;  прогулы. Учитель предметник, должен знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как можно помочь в этом деле и ребенку и семье. Установить конкретно причины неуспеваемости   учителю и классному руководителю должны   помочь   школьные   узкие   специалисты   (врач,   психолог,   логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.     Цели: ­ ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики; ­ создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.  Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?  создать благоприятную атмосферу на уроке;  своевременно   оказывать   помощь   на   дополнительных   занятиях   и организовать работу консультантов;  изменить   формы   и   методы   учебной   работы   на   уроках   математики   и информатики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;  ориентировать   детей   на   ценности:   человек,   семья,   отечество,   труд, знания, которые   охватывают   важнейшие   стороны деятельности;  культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.  План работы со слабоуспевающими и неуспевающими    культура,   мир,   учащимися на учебный год Мероприятия 1.    Проведение контрольного среза  знаний учащихся класса  по основным разделам учебного материала предыдущих лет  обучения. Цель:  а) Определение фактического уровня знаний детей. б)   Выявление   в   знаниях   учеников   пробелов,   которые требуют быстрой ликвидации. 2. Установление причин отставания  слабоуспевающих  учащихся через беседы со школьными специалистами:  классным руководителем,  психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. Срок Сентябрь Сентябрь  3.   Ликвидировать   пробелы   в   знаниях,   выявленные   в   ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. В течение  учебного года. 4. Используя дифференцированный подход при организации  самостоятельной работы на уроке, включать посильные  индивидуальные задания слабоуспевающему ученику,  фиксировать это в плане урока.   В течение  учебного года. 5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный,   индивидуальный   и   др.)   для   объективности результата. В течение  учебного года.   6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно,   не   допуская   скопления   оценок   в   конце В течениечетверти,   когда   ученик   уже   не   имеет   возможности   их исправить.  7.   Поставить   в   известность   классного   руководителя   или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. 8. Вести обязательный тематический учет знаний  слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести  тематический учет знаний по предмету детей всего класса.    учебного года.   В течение  учебного года.   В течение  учебного года.   9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для  слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной  работы. В течение  учебного года. Система работы с неуспевающими детьми Систему работы по формированию положительного отношения к учению у  неуспевающих школьников можно распределить на этапы  Этапы формирования положительного отношения к учению 1­й этап 2­й этап 3­й этап К содержанию учебного  материала  К процессу  учения  (усвоения  знаний)  Наиболее легкий занимательный  материал,  независимо от  его важности,  значимости Действует  учитель – ученик только  воспринимает  Занимательный  материал, касающийся  сущности изучаемого Существенный, важный,  но не привлекательный  материал  Ведущим остается  учитель, ученик  участвует в отдельных  звеньях процесса  Ведущим становится  ученик, учитель  участвует в отдельных  звеньях процессаК себе, своим  силам  К учителю  (коллективу) Поощрение  успехов в учебе,  не требующей  усилий  Подчеркнутая  объективность,  нейтралитет  Поощрение успехов в  работе, требующей  некоторых усилий  Поощрение успехов в  работе, требующий  значительных усилий  Доброжелательность,  внимание, личное  расположение, помощь, сочувствие  Использование суждения наряду с  доброжелательностью,  помощью и др.  Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока Этапы урока Виды помощи в учении Контроль  подготовленност и учащихся  Создание атмосферы особой доброжелательности при  опросе.  Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться  у доски.  Предложение учащимся примерного плана ответа.  Разрешение пользоваться наглядными пособиями,  помогающими излагать суть явления.  Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой  Изложение  нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с  помощью вопросов, выявляющих степень понимания  ими учебного материала.Самостоятельна я работа  учащихся на уроке Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.  Привлечение к высказыванию предложений при  проблемном обучении, к выводам и обобщениям или  объяснению сути проблемы, высказанной сильным  учеником  Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных  заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание,  выполненное ранее.  Напоминание приема и способа выполнения задания.  Указание на необходимость актуализировать то или  иное правило.  Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.  Инструктирование о рациональных путях выполнения  заданий, требованиях к их оформлению.  Стимулирование самостоятельных действий  слабоуспевающих.  Более тщательный контроль их деятельности, указание  на ошибки, проверка, исправления  Организация  самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее  рациональной системы упражнений, а не механическое  увеличение их числа.  Более подробное объяснение последовательности  выполнения задания.  Предупреждение о возможных затруднениях,  использование карточек­консультаций, карточек с  направляющим планом действий  Профилактика неуспеваемостиЭтапы урока Акценты в обучении Контроль  подготовленн ости  учащихся Изложение  нового  материала Самостояте льная работа  учащихся на  уроке Организация  самостоятел ьной работы  вне класса         для типичные Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать исистематизировать ошибки, допускаемые ученикамив устных ответах, письменных работах,выявить классаи концентрировать   вниманиена   их   устранении. Контролироватьусвоение материала учениками,пропустившими предыдущие уроки. В   конце   темы   или   разделаобобщить   итоги усвоенияосновных   понятий,  законов,правил,   умений   и навыков, выявить причины отставания Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать   вопросы   со   стороны   учащихсяпри затруднениях   в   усвоении   учебного   материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих   всем   учащимся   активно   усваивать материал Подбирать   для   самостоятельной   работы   задания   по наиболее существенным, сложным и труднымразделам учебного материала.  Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в   определенной   системе   достичь   большего   эффекта. Включать   в   содержание   самостоятельной   работы упражнения   по   устранению   ошибок,   допущенных   при ответахи   в   письменных   работах.   Инструктировать   о порядке выполнения работы.  Стимулировать постановку вопросов к учителю при  затрудненияхв самостоятельной работе. Умело  оказывать помощь ученикам в работе,всемерно  развивать их самостоятельность. Учить умениям  планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и  осуществлять контроль Обеспечивать в ходе домашней работы повторение  пройденного,концентрируя внимание на наиболее  существенных элементах программы, вызывающих  обычно наибольшие затруднения.  Систематически давать домашние задания по работе  над типичными ошибками. Четко инструктировать  учащихся о порядке выполнениядомашних работ,  проверять понимание этих инструкций школьниками.  Согласовывать объем домашних заданий с другими  учителями класса, исключая перегрузку, особенно  слабоуспевающих учеников