Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предметов, как математика. Смысл деятельности любого учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Бойкова Анжелика Владимировна
учитель математики, физики
МКОУ Кармаклинской СОШ
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики
Главный смысл деятельности учителя естественноматематического цикла
состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в
учении единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного
предметов, как математика и информатика. Даже разовое переживание
успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие
ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает
радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику
подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед
классом.
Учащийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим
от него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных
общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая
техника чтения,
отсутствие навыков
самостоятельности в работе и др.;
техника письма,
счета,
неблагополучная семья;
проблема «улицы»;
прогулы.
Учитель предметник, должен знать, почему ученик не усваивает учебную
программу, как можно помочь в этом деле и ребенку и семье. Установить
конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю
должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед,
социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цели:
ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;
создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
создать благоприятную атмосферу на уроке;
своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и
организовать работу консультантов;
изменить формы и методы учебной работы на уроках математики и
информатики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в
активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию
свободного выбора и успеха;
ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд,
знания,
которые охватывают важнейшие стороны
деятельности;
культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими
культура, мир,
учащимися на учебный год
Мероприятия
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса
по основным разделам учебного материала предыдущих лет
обучения. Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые
требуют быстрой ликвидации.
2. Установление причин отставания слабоуспевающих
учащихся через беседы со школьными специалистами:
классным руководителем, психологом, встречи с отдельными
родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
Срок
Сентябрь
Сентябрь
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе
контрольных работ, после чего провести повторный контроль
знаний.
В течение
учебного года.
4. Используя дифференцированный подход при организации
самостоятельной работы на уроке, включать посильные
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику,
фиксировать это в плане урока.
В течение
учебного года.
5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный,
письменный, индивидуальный и др.) для объективности
результата.
В течение
учебного года.
6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки
своевременно, не допуская скопления оценок в конце
В течениечетверти, когда ученик уже не имеет возможности их
исправить.
7. Поставить в известность классного руководителя или
непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости,
если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
8. Вести обязательный тематический учет знаний
слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести
тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
учебного года.
В течение
учебного года.
В течение
учебного года.
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для
слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной
работы.
В течение
учебного года.
Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у
неуспевающих школьников можно распределить на этапы
Этапы формирования положительного отношения к учению
1й этап
2й этап
3й этап
К содержанию
учебного
материала
К процессу
учения
(усвоения
знаний)
Наиболее легкий
занимательный
материал,
независимо от
его важности,
значимости
Действует
учитель – ученик
только
воспринимает
Занимательный
материал, касающийся
сущности изучаемого
Существенный, важный,
но не привлекательный
материал
Ведущим остается
учитель, ученик
участвует в отдельных
звеньях процесса
Ведущим становится
ученик, учитель
участвует в отдельных
звеньях процессаК себе, своим
силам
К учителю
(коллективу)
Поощрение
успехов в учебе,
не требующей
усилий
Подчеркнутая
объективность,
нейтралитет
Поощрение успехов в
работе, требующей
некоторых усилий
Поощрение успехов в
работе, требующий
значительных усилий
Доброжелательность,
внимание, личное
расположение, помощь,
сочувствие
Использование суждения
наряду с
доброжелательностью,
помощью и др.
Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику
на определенном этапе урока
Этапы урока
Виды помощи в учении
Контроль
подготовленност
и учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при
опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться
у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями,
помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Изложение
нового материала
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с
помощью вопросов, выявляющих степень понимания
ими учебного материала.Самостоятельна
я работа
учащихся на уроке
Привлечение их в качестве помощников при подготовке
приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при
проблемном обучении, к выводам и обобщениям или
объяснению сути проблемы, высказанной сильным
учеником
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных
заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание,
выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или
иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для
решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения
заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий
слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание
на ошибки, проверка, исправления
Организация
самостоятельной
работы вне класса
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее
рациональной системы упражнений, а не механическое
увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности
выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях,
использование карточекконсультаций, карточек с
направляющим планом действий
Профилактика неуспеваемостиЭтапы урока
Акценты в обучении
Контроль
подготовленн
ости
учащихся
Изложение
нового
материала
Самостояте
льная работа
учащихся на
уроке
Организация
самостоятел
ьной работы
вне класса
для
типичные
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Тщательно анализировать исистематизировать ошибки,
допускаемые ученикамив устных ответах, письменных
работах,выявить
классаи
концентрировать вниманиена их устранении.
Контролироватьусвоение
материала
учениками,пропустившими предыдущие уроки.
В конце темы или разделаобобщить итоги
усвоенияосновных понятий, законов,правил, умений и
навыков,
выявить причины отставания
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания
учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихсяпри
затруднениях в усвоении учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению
знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения,
позволяющих всем учащимся активно усваивать
материал
Подбирать для самостоятельной работы задания по
наиболее существенным, сложным и труднымразделам
учебного материала.
Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных
в определенной системе достичь большего эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы
упражнения по устранению ошибок, допущенных при
ответахи в письменных работах. Инструктировать о
порядке выполнения работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при
затрудненияхв самостоятельной работе. Умело
оказывать помощь ученикам в работе,всемерно
развивать их самостоятельность. Учить умениям
планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и
осуществлять контроль
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение
пройденного,концентрируя внимание на наиболее
существенных элементах программы, вызывающих
обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе
над типичными ошибками. Четко инструктировать
учащихся о порядке выполнениядомашних работ,
проверять понимание этих инструкций школьниками.
Согласовывать объем домашних заданий с другими
учителями класса, исключая перегрузку, особенно
слабоуспевающих учеников