Важную роль в школьном курсе обучения математике имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии нельзя решить, не обладая элементарными способами вычислений. Гораздо меньше проблем с математикой у учащихся с прочными вычислительными навыками. Значительное количество учащихся не владеют вычислительными навыками
МКОУ Кармаклинская СОШ
Развитие вычислительных навыков
учащихся
Учитель математики и физики: Бойкова А.В.2016 год
Важную роль в школьном курсе обучения математике имеют
вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике,
физике, химии нельзя решить, не обладая элементарными способами
вычислений. Гораздо меньше проблем с математикой у учащихся с прочными
вычислительными навыками.
Большое количество учащихся не владеют вычислительными навыками.
Причин здесь несколько:
низкий уровень мышления учащихся;
неразвитая память и внимание;
отсутствие контроля работы детей при выполнении домашнего задания
со стороны родителей;
причина и в нас, учителях: ссылаясь на отсутствие времени во время
урока, мало внимания уделяем на формирование вычислительных
навыков.
Требования к вычислительным умениям и навыкам учащихся.
Если учащиеся умеют достаточно бегло выполнять математические
действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями,
рациональными числами, производить тождественные преобразования
различных числовых выражений то можно считать, что вычислительные
навыки и умения сформированы.
Вычислительная подготовка учащихся обычно характеризуется умением
организовывать процесс вычисления с использованием удобных
вычислительных средств, выполнять проверку вычислений, оценивать
точность приближенного результата.
В зависимости от сложности задания на практике используются три
вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными
устными вычислениями.
При обучении вычислениям и совершенствовании техники счета
необходимо отчетливо представлять, какие умения и навыки формируются у
учащихся. Отработка навыков важна как в устной, так и в письменной работе
учащихся.
В письменной работе данные числа, знаки арифметических действий,
результаты записываются. Поэтому на успех вычисления большое влияние
оказывает качество записей. Когда на своих уроках я провожу письменную
работу, то требую от учащихся четко записывать математические символы(цифры, знаки действий), цифры и знаки располагать в соответствии с
принятой записью алгоритма действий.
Устные вычисления в методическом отношении представляют собой
большую ценность. В устном счете развивается память учащихся, быстрота
реакции, воспитывается умение сосредоточиться, проявляется инициатива
учащихся, потребность и самоконтроль, повышается культура счета.
При подготовке материалов для устной работы важно как можно
больше заинтересовать учащихся, поэтому подбираю занимательные задачи,
применяю дидактические игры, организую опрос в виде соревнований,
турниров. Сейчас есть возможность использовать современные средства
обучения. Поэтому, некоторые задания можно показывать на слайдах. В ходе
обучения учащиеся приобретают опыт рационального выполнения
вычислений.
Я учу школьников видеть свойства чисел и их комбинации, определять
возможности применения изучаемых преобразований. Я стараюсь как можно
чаще задавать учащимся следующие вопросы:
Нет ли более рационального пути вычисления?
Нельзя ли выполнить вычисления иначе?
Короче ли они?
Положительный результат в вычислительной работе получается еще и за
счет применения эффективных приемов счета. Например, при изучении
темы «Формулы сокращенного умножения» в 7 классе я учу считать так:
512=(50+1)2=502+2х50х1+12=2500+100+1=2601
Критерии и уровни сформированности вычислительных
навыков.
высокий
средний
низкий
уровн
и
критерии
1. правильность
Ребенок иногда
допускает
ошибки
промежуточных
операциях.
в
Ученик
правильно
находит
результат
арифметическог
о действия над
данными
числами.
Ученик часто
неверно находит
результат
арифметического
действия, т.е. не
правильно
выбирает
выполняет
операции.
Ребенок
не
осознает порядок
выполнения
и
2. осознанность
Ученик осознает,
на основе каких
знаний выбраны
Ученик осознает,
на основе каких
знаний выбраны3. рациональность
4. обобщенность
5. автоматизм
6. прочность
операции. Может
объяснить
решение
примера.
Ученик,
сообразуясь с
конкретными
условиями,
выбирает для
данного случая
более
рациональный
прием.
Может
сконструировать
несколько
приемов
и
выбрать более
рациональный.
Ученик может
применить прием
вычисления к
большему числу
случаев, т.е. он
способен
перенести прием
вычисления на
новые случаи.
Ученик выделяет
и
выполняет
операции быстро
и в свернутом
виде.
операции, но не
может
самостоятельно
объяснить,
почему решал
так, а не иначе
Ученик,
сообразуюсь с
конкретными
условиями,
выбирает для
данного случая
более
рациональный
прием,
нестандартных
условиях
применить
знания не может.
но в
Ученик может
применить прием
вычисления к
большему числу
случаев только в
стандартных
условиях
Ученик не всегда
выполняет
операции быстро
и в свернутом
виде.
Ученик
сохраняет
сформированные
вычислительные
навыки
на
длительное
Ученик
сохраняет
сформированные
вычислительные
навыки
на
короткий срок.
операций.
не
Ребенок
может выбрать
операции,
выполнение
которых быстрее
приводит
к
результату
арифметического
действия.
Ученик не может
применить прием
вычисления к
большему числу
случаев.
Ученик медленно
выполняет
систему
операций,
объясняя каждый
шаг
своих
действий.
Ребенок
сохраняет
сформированные
вычислительные
навыки.
невремя.
Умения и навыки для каждой параллели.
5 класс:
натуральными (многозначными) числами.
умение выполнять все арифметические действия с
В результате прохождения программного материала пятиклассники
должны уметь:
выполнять основные действия с десятичными дробями;
применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;
использовать признаки делимости на 10,2,5 и 3 (дополнительно на 6 и на 4);
округлять числа до любого разряда;
определять порядок действий.
6 класс: закрепляю умение находить числовое значение выражения с
использованием всех действий с десятичными дробями.
В результате изучения нового материала учащиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными
знаменателями;
умножение и деление дробей;
совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями;
применять переместительный и сочетательный законы сложения и
упрощению вычислений с дробями;
использовать распределительный закон умножения;
выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
У учащихся 79 классов развиваю и закрепляю умение находить
числовое значение выражения на все действия с обыкновенными и
десятичными дробями. Эта работа проводится как при изучении нового
материала, так и при выполнении тождеств сокращенного умножения.
7 класс:
уметь выполнять тождественные преобразования над степенями с
натуральным показателем;
выполнять тождественные преобразования с одночленами и многочленами,
при использовании тождеств сокращенного умножения.
8 класс:
при изучении темы "Рациональные дроби", "Неравенства", "Квадратные
корни и квадратные уравнения" широко используются умения учащихся
выполнять действия с дробными числами в процессе нахождения числовыхзначений рациональных выражений, преобразования выражений, содержащих
степени с целыми показателями, решения неравенств, вычисления
квадратных корней.
9 класс:
в процессе изучения тем "Квадратные уравнения", "Уравнения и
неравенства с двумя переменными", "Системы уравнений и неравенств",
"Степень с рациональным показателем" девятиклассники должны свободно
владеть навыками действий с рациональными числами.
Формы, методы и приемы формирования
устного счета
( рекомендации из опыта работы)
5 класс.
В начале работы с классом провожу проверку знаний таблиц сложения,
умножения, вычитания и деления. Эту работу можно организовать и заранее,
осуществляя выход в четвертый класс с контрольными работами, если знать,
что в будущем году этот класс достанется тебе. На класс завожу сводную
таблицу, которая показывает уровень математической подготовки учащихся
начальной школы.
№
п\п
1
2
3
Ф.И.
Умения и навыки
Сложение
натуральных
чисел
+
Иванов П.
Петров В.
Сидоров К. +
Запись
многозначных
чисел
+
+
И т.д.
Запись
числового
выражения
+
Чтобы избежать списывания и поднять процент частоты эксперимента,
рассчитываю задания на четные варианты.
Примерные карточки с заданиями.
А) выполните устно сложение и запишите результат
1.) 21+15=
33+17=
40+50=
6+37=
0+45=
210+9=
2.)
Выполните сложение в столбик
100+320=
40+250=
0+386=567
+
215
_____
146
+
357
_____
538
+
141
____
Б) Выполните устно вычитание и запишите результат
1.) 1613=
8616=
270150=
4318=
1360=
24880=
719300=
2708=
10560=
2.) Выполните вычитание в столбик
2387
3427
263 2618
______
_____
4006
1238
_____
В) Умножение натуральных чисел.
1.) 6 ∙ 8 =
9 ∙ 0 =
143 ∙ 1 =
7 ∙ 3 =
5 ∙ 9 =
34 ∙ 2 =
2.) Выполните умножение в столбик
37
х
56
____
307
х
236
х
43 145
____
____
36 ∙ 3 =
45 ∙ 100 =
58 ∙ 40 =
Г) Деление натуральных чисел.
1.) Выполните деление устно и запишите результат
32 : 4 =
42 : 7 =
45 : 9 =
0 : 57 =
85 : 1 =
48 : 3 =
75 : 15 =
380 : 10 =
270 : 30 =
2.) Выполните деление в столбик
185 5
Все
Д)
натуральными числами.
19
51
3
27
275
4
действия с
Расставьте порядок действий и найдите значение выражения устно.
( 56 : 7 + (54 : 6 – 48 : 8)) ∙ 4 – 10 =
Чтобы эта работа вызвала у детей интерес, можно
провести игру: «Пальчиковая гимнастика».Правильный ответ каждого действия зашифрован под определенным
номером. Дети молча на пальцах показывают номер правильного ответа.
1
34
2
6
3
8
4
11
5
9
6
34
7
44
Далее, на уроках в 5м классе каждому ученику предлагаются карточки
устного счета. Каждая карточка составлена таким образом, что содержит в
себе 10 столбцов и 10 строк и составлена так: по горизонтали располагаются
однотипные примеры на одно и то же правило, а по вертикали – примеры на
разные действия.
3 + 8
21 : 3
16 – 3
3 ∙ 8
3 + 15
51 : 3
9 – 3
3 ∙ 15
3 + 22
90 : 3
В сильном классе предлагаю считать примеры и называть ответы строка
за строкой. В слабом классе предлагаю называть только ответы. Работа по
карточке продолжается несколько уроков. Работаем с классом фронтально, в
любое время могу прервать одного ученика и предложить дальше считать
другому. Учащихся увлекает игра – соревнование. Это дает возможность
развивать их внимание и проверять их работоспособность. Если на первых
уроках ребята считают 2530 примеров в минуту, то через месяц – около 60
примеров. В течение недели работы с карточкой учитель может сделать вывод
об вычислительных навыках учащихся. Если ученик не высчитывает до 20
примеров в минуту, то стоит пригласить родителей на беседу.
Прошу родителей контролировать устную работу дома.
Если учащиеся стали достаточно бегло считать, то у них появляется
потребность в расширении знаний приемов устного счета.
Предлагаю следующие задания, которые показываю на слайдах:
Найди сумму чисел наиболее удобным способом:
127 + 32 + 93 + 308 = (127 + 93) + (32+ 308) = 560
Заполни таблицу:
x
y
z
x+y+z
15
7
13
16
19
14
49
27 Замени пропуски цифрами
7*9*5
+ 54*76
________
**718*
71*28
+ 2*9**
________
**1200
Какое число задумано, если из задуманного числа х вычли 12, а затем
прибавили 24 и получили 32.
Как с помощью четырех троек, употребляя знаки арифметических
действий, выразить каждое из чисел от 1 до 10 (ответы через проектор)
Ответ:
1 = 33: 33
2 = 3 : 3 + 3 : 3
3 = (3 + 3 + 3) : 3
4 = (3 ∙ 3 + 3) : 3
5 = (3 + 3) : 3 + 3
6 = 3 + 3 ∙ 3 : 3
7 = 3 + 3 + 3 : 3
8 = 3 ∙ 3 – 3 ∙ 3
9 = 3 ∙ 3 ∙ 3 : 3
10 = 3∙ 3 + 3 : 3
Разделите:
Ответ:
777 на 7
777777 на 77
777777777 на 777
7777777777777 на 7777
111
10101
1001001
100010001 Для упрощения умножения можно применять маленькие хитрости.
Например, известны равенства: 7 ∙ 11 ∙ 13 = 1001 и 37 ∙ 3 = 111
Воспользуйтесь ими и вычислите:
2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 37 = 1110
37 ∙ 15 = 555
3∙ 7 ∙ 11 ∙ 13 ∙ 15 = 45045
49 ∙ 11 ∙ 13 = 7007
В истории математики известен такой случай: однажды, а это было в
Германии, в конце 18 века, для того, чтобы заставить ученика
поработать, учитель дал им задание посчитать сумму всех
натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда
уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ: искомая
сумма равна 5050. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, стал одним из
величайших
математиков.
Чтобы понять прием, которым воспользовался Гаусс, найдем
сумму всех чисел первого десятка:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 = (1 + 10) + (2 + 9) + (3 + 8) +
(4 + 7) + (5 + 6) = 11 + 11 + 11 + 11 + 11 = 5 ∙ 11 = 55
Опираясь на этот способ, подсчитайте теперь самостоятельно
сумму:
1 + 2 + 3+ …+ 98 + 99 + 100 = (1 + 100) + (99 + 2) + (98 + 3) + …
+(97 + 4) = 50 ∙ 101 = 5050.
Вычислите сумму, используя метод Гаусса:
21 + 22 + 23 + …+ 30 = (21 + 30) + (22 + 29) + (23 + 28) + (24 + 27)
+ (25 + 26) = 5 ∙ 51 = 225
Рассмотрите равенства
А)
12 = 1
112 = 121
1112 = 12321
111112 = 1234321
Догадайтесь, квадратом какого числа является число:
12345654321
Ответ: 1111112
Б)
112 = 121
1012 = 10201
10012 = 1002001
100012 = 100020001
Чему равен квадрат числа 1000001
Ответ:
1000002000001
6 класс:
84
Игра «Надо смекнуть»
Найди правило нахождения числа, помещенного в среднюю клетку.
Заполни свободную клетку.
53
19
16
41
11
21
37 Не выполняя вычислений, определите: делится ли на 100 значение
произведения:
62 ∙ 63 ∙ 64 ∙ 65 ∙ 66 ∙ 67 ∙ 68 ∙ 69 ∙ 70 ∙ 71 ∙ 72 ∙ 73 ∙ 74
Ответ: да
Приемы вычислений:
1. Умножение на 5,50
а ∙ 5 = а : 2 ∙ 10
2. Умножение на 25 и 250:
а ∙ 25 = а : 4 ∙ 100
3. Деление на 5 и 50:
а : 5 = а ∙ 2 : 10
4. Деление на 25 и 250:
а : 25 = а ∙ 4 : 100
5. Умножение на 155 и 175:
а ∙ 155 = а ∙ 100 + а ∙ 50 + а ∙ 5
а ∙ 175 = а ∙ 100 + а ∙ 50 + а ∙ 25
а ∙ 50 = а : 2 ∙ 100
а ∙ 50 = а : 4 ∙ 1000
а : 50 = а ∙ 2 : 100
а : 250 = а ∙ 4 : 1000
Вычислите:
446 ∙ 5; (2230)
88 ∙ 25; (2200)
234 : 5; (46,8)
1242 : 25; (49,68)
48,8 ∙ 155; (75642)
Учащимся очень нравиться отгадывать зашифрованное слово:
1. выполни действия
2. ответ запиши в «окошко», а рядом букву, соответствующую
найденному ответу
3. полученное слово само оценит твою работу.
р
27
в
1
л
0,6
н
0,5
и
0,29
о
24,1
п
2,48
ь
0,67
1).
2).
3).
4).
5).
6).
7).
8).
9).
3,55 – 2,48 – 3,55 = 2,48
0,39,06 – ( – 12,06) + 27
9,1 + 4,7 – 5,6 + 10 = 0
4,07 – 6,38 + (2,31) – 1 = 1
75,78 – ( 75,78) – (0,2 + 0,09) = 0,29
5,9 – (3,4 – 8,7) = 0,6
0,72 + 0,33 – 0,28 = 0,67
(1,8) + 1,2 – 3,5 = 0,5
1(2,4 – 8,6 – 3,1) = 24,1
а
0
П
Р
А
В
И
Л
Ь
Н
ОАналогичную игру можно провести при решении уравнений.
7 класс:
Некоторые пары чисел обладают такими свойствами: они сами и их
квадраты отличаются лишь перестановкой цифр, например:
1122 = 12544
1222 = 14884
2112 = 44521
2212 = 48841
Удовлетворяют ли этому свойству пары чисел:
1132 = 12769
3112 = 96721
12 и 21
13 и 31
98 и 89
102 и 201
103 и 301
Ответы
122 = 144, 212 = 441
132 = 169, 312 = 961
нет
1022 = 10404, 2012 = 40401
1032 = 10609, 3012 = 90601
Игра «Математические фокусы»
Формулы квадрата суммы и квадрата разности позволяют
производить
вычисления в уме. Практически устно можно возводить в квадрат числа,
оканчивающиеся на 1 и 9.
912 = (90 + 1)2 = 902 + 2 ∙ 90 ∙ 1 + 12 = 8100 + 180 + 1 = 8281
692 = (70 1)2 = 702 2 ∙ 70 ∙ 1 + 12 = 4900 – 140 + 1 = 4761
Можно быстро возвести в квадрат и число, оканчивающееся цифрой 2и 8.
1022 = (100 + 2) 2 = 1002 + 2 ∙ 100 ∙ 2 + 22 = 1000 + 400 + 4 = 10404
482 = (50 – 2)2 = 502 – 2 ∙ 50 ∙2 + 22 = 2500 – 200 + 4 = 2304
Прием возведения в квадрат:
1. а2 = а2 – в2 = в2 = (а + в)(а в) + в2
272 = (27 + 3)(27 – 3) + 32 = 729
2. (10а + 5)2 = 100а2 + 100а + 25 = 100а(а + 1) + 25
352 = 100 ∙ 3 ∙ 4 + 25 = 1225
3. (а + 1)2 = а2 + 2а + 1
а2 = (а +1)2 – 2а – 1 = (а + 1)2 – (а + 1) а
212 = 202 + 20 + 21 = 441
Использую также карточки для устного счета по текущим темам в
виде игры «Быстрый счетчик»:
засекаю определенное время,
ребята на отдельных листках записывают только ответы, листки
собираю и определяю, кто больше дал правильных ответов, оценку
ставлю в журнал.
8 класс:
В восьмом классе интерес к математике у многих детей угасает.
Зачемсчитать в уме, если можно использовать калькулятор на сотовом
телефоне. Поэтому стараюсь подобрать задания для устного счета в
занимательной форме, включить в них некоторые исторические сведения,
чтобы вызвать интерес к предмету:
В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь
приняла христианство. Вместе с религией на Русь попали и
древнегреческие имена. Для выражений найдите равные по значению
числа и по совпадающим ответам, соотнеси греческие имена с их
дословным переводом:
Андрей – «мужественный»
Евгений – «благородный»
Галина – «спокойная»
Андрей:
Евгений:
49
2)9(
Елена:
Галина:
4/1
2
4/1
2
Спокойная(ный) : 1,5
Мужественный(ая) : 7
Благородный(ая): 9
Оставшееся имя – Елена – в переводе с греческого, означает
«сверкающая».
9
25
9
25
121
25
144
25
16,0
96,1
О
Е
Н
И
Д
Ф
400
100
64
100
64
Выполни вычисления:
81
Ъ
121
3
49
А
Я
З
Л
Р
3
+ 7
25
+ 5
9
121
= 91
= 7
44,1
+ 4
16,0
= 5
2
3
69,1
∙
3
4
16
9
0,1
5
= 3
6400
: (4
4,1
2
5
) = 1,5
4
+ 5
27
: 10) :
(
)2 :
144
7
(
3600
30,3 :
=2
04,0
= 4
25,2
∙ (
) = 1818
26
01,0
Используя найденные ответы, заполните пропуски в тексте:
21
р
0,12
а
6
ф
6
ф
11
л
0,4
е
9
з
20
и
0,12
а
21
р
1,4
н
0,5
о
11
л
0,6
ь
2
д
1,2
я
20
и
Имеющая самый большой цветок, растет на островах Суматра, Ява
и
Калимантан в ЮгоВосточной Азии. Цветок достигает см в
поперечнике, а вес его достигает кг. Вырастает этот чудо – цветок на
корнях тропической лианы, питаясь ее соком. Цветочные почки этого
растения напоминают по размеру большие кочаны капусты. Развитие
растения занимает лет. года уходит на образование бутона. года –
на образование цветка. Само цветение длиться от до суток. Запах
цветка очень неприятный и привлекает многочисленных насекомых,
которые и осуществляют опыление. Для науки это растение было
впервые открыто в году учёными, из имен которых и было образовано
название растения.
9 класс:
Задание с выбором ответа:
Известны первый член и разность арифметической прогрессии :
в1 = 10,3, d = 1,7. Найти в31
1
5,2
2
40,7
3
40,7
4
5,2
Ответ:Начиная с 7го класса вычислительная линия обогащается тем, что
учащимся в некоторых ситуациях рекомендовано использовать
калькулятор. Возможность с помощью калькулятора выполнять расчеты
быстро и безошибочно позволяет обогатить систему упражнений,
включить в нее экспериментальную работу с числами, задания с
реальными числовыми данными. Это чрезвычайно важно с точки зрения
прикладного аспекта обучения математики,
его практической
ориентации. В курсе 7 – 9х классов включены задачи, при решении
которых целесообразно обратиться к калькулятору. При этом не нужно
забывать о возможностях устных вычислений ответ может получиться с
помощью калькулятора, но иногда достаточно устной прикидки для
интерпретации результата. Хотелось бы, чтобы учащиеся видели в каких
случаях применять калькулятор целесообразно.
Литература:
1. В.И. Жохов, В.Н. Погодин. Математический тренажёр. Пособие для
учителя и учащихся. М., Мнемозина, 2013г.
2.С.С Минаев. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по
математике. М., Просвещение, 1983 г.
3.П.Б. Ройтман и др. Повышение вычислительной культуры учащихся.
М., Просвещение, 1981 г.
4.Приложение к газете «Первое сентября» «Математика» , 20122014г.
5.А.В. Бобровская, О.И. Чикунова. Алгебра, геометрия Тесты: алгебра,
геометрия. Пособие для учащихся 8,9 кл. Издательство «Исеть», 2005г.