Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кондинская средняя общеобразовательная школа
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
по теме
«Формирование и развитие функциональной грамотности
на уроках физической культуры»
Разработала:
учитель физической культуры
Кугаевская С.А.,
квалификационная категория:
высшая
п. Кондинское
2021 г.
«Всякое настоящее образование добывается
только путем самообразования»
Рубакин Н. А.
Пояснительная записка
Актуальность и необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО и ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, с содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, соответствующим моделям функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской, финансовой, креативному мышлению и глобальным компетенциям.
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать знания и умения, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений, таким образом, и проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме и в терминах, обозначающих компетенции функциональной грамотности учащихся.
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и понимание, применение и функциональность.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. На каждом урока учащиеся должны почерпнуть не только знания умения и навыки, но и сформировать и развить необходимые компетенции.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания, самовыражения, формирования у них внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоконтролю, самодисциплине, самоанализу, самооценке, самостоятельности, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).
Цель: изучить методы и средства развития функциональной грамотности на уроках физической
культуры.
Задачи:
¾ изучить научно-методическую литературу по теме самообразования, педагогический опыт коллег по формированию функциональной грамотности на уроках физической культуры;
¾ творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей школьников;
¾ формировать устойчивый интерес детей к занятиям физкультурой, активному образу жизни через овладение ими новыми двигательными действиями;
¾ развивать способности учащихся сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять полученные знания и умения в реальной жизни.
¾ выбирать, разрабатывать и творчески применять методы, средства и организационные формы физкультурно-оздоровительной деятельности школьников в соответствии с решаемыми задачами.
Планируемый результат:
1. Разработка рабочих программ по предмету в соответствии с обновлёнными ФГОС;
2. Формирование комплекта дидактических и методических материалов, разработок уроков и внеклассных мероприятий по функциональной грамотности;
3. Разработка инструментария для проверки развития функциональной грамотности – заданий творческого, креативного, исследовательского, практико-ориентированного характера;
4. Подготовка и участие школьников в НПК «Юный исследователь»;
5. Наставничество молодых педагогов и педагогов, имеющих затруднения по теме.
Этапы работы:
Этапы |
Сроки |
Содержание работы |
Диагностико- прогностический |
2021 – 2022 гг |
ü Изучение нормативно-правовой базы обновлённых ФГОС НОО и ООО. ü Определение целей и задач. ü Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. ü Прогнозирование результатов. ü Обучение на курсах повышения квалификации. ü Участие в методических совещаниях по теме самообразования. ü Поиск и приобретение новых учебных пособий по физической культуре. ü Систематизация методических материалов по функциональной грамотности. |
Практико-внедренческий |
2022 – 2024 гг
|
ü Обучение на курсах повышения квалификации. ü Участие в методических совещаниях, вебинарах по теме самообразования. ü Участие в работе творческих групп по подготовке тематических педсоветов, методических семинаров по функциональной грамотности. ü Участие в олимпиадах и конкурсах. ü Практическое использование банка заданий по функциональной грамотности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. ü Проведение неделим физической культуры, спорта и здоровья. ü Проведение открытых уроков на школьном уровне. ü Посещение уроков учителей-предметников. ü Формирование кейса методических материалов по функциональной грамотности. ü Размещение публикаций разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся в сетевых сообществах. ü Корректировка работы. |
Обобщающий |
2024-2025 год |
ü Участие в работе МО учителей физической культуры. ü Участие в муниципальных и региональных, онлайн- конкурсах и олимпиадах. ü Проведение открытых уроков на школьном и муниципальном уровне. ü Публикации творческих и практических работ учащихся. ü Консультативная помощь учителям и учащимся. ü Анализ средств, методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. ü Оформление результатов работы. ü Размещение публикаций разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся в сетевых сообществах. ü Подведение итогов. |
Тематическое планирование
№ п/п |
План мероприятий |
Примерный срок (год) реализации |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка |
||
1 |
Изучать нормативно-правовую базу, регламентирующую преподавание физической культуры в соответствии с ФГОС (стандарт, ОО программа, учебный план). |
систематически |
2 |
Изучать Концепции преподавания урока физической культуры. |
систематически |
3 |
Изучать методическую литературу по продвижению ВФСК ГТО. |
систематически |
4 |
Проходить курсовая подготовку по предмету, теме самообразования. |
ежегодно, по требованию |
5 |
Принимать активное участие в тематических педсоветах, семинарах, совещаниях, вебинарах, посещение открытых уроков коллег. |
ежегодно |
6 |
Изучать инновационные методы работы ведущих учителей страны. |
систематически |
Использование современных образовательных технологий и ИКТ в области обучения |
||
1 |
Анализировать и планировать работу МО учителей практико-ориентированного цикла. |
ежегодно |
2 |
Изучать современные образовательные технологии, системно-деятельностный подход через анализ статей, брошюр передовиков-новаторов, открытые уроки учителей физической культуры. |
систематически |
3 |
Ввести в практику организации урока физической культуры проектную деятельность. |
систематически |
4 |
Использование на уроках физической культуры мультимедийных презентаций, проведение кейс-уроков. |
систематически |
5 |
Внедрять полученных результатов в свою педагогическую практику и делиться опытом с коллегами. |
по мере формирования банка заданий по функциональной грамотности |
Участие в конкурсах профессионального мастерства |
||
1 |
Принимать участие в конкурсах по функциональной грамотности. |
2021-2025 |
2 |
Принимать участие в работе творческих групп по подготовке педагогов к конкурсам (например, Педагог года) |
ежегодно |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время |
||
1 |
Оказывать дифференцированную помощь детям с разным уровнем подготовки (подготовительная, специальная группы) |
систематически |
2 |
Создать условия для участия физически развитых детей в олимпиадах, спартакиадах, соревнованиях. |
систематически |
3 |
Ввести в практику организации урока физической культуры проектной деятельности для детей, освобождённых от урока по медицинским показаниям. |
ежегодно |
Эстетика и охрана здоровья |
||
1 |
Поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме посредством занятий пластической гимнастики, бега, ходьбы на лыжах, игры в волейбол, силовой подготовки; участвовать в школьных соревнованиях. |
систематически |
2 |
Соблюдать гигиену тела и следить за своим внешним видом. |
систематически |
3 |
Личным примером показывать влияние ЗОЖ и физических упражнений на организм человека. |
систематически |
4 |
Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры. |
систематически |
5 |
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. |
систематически |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта |
||
1 |
Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсоветах, семинарах, конференциях. |
2021-2025 |
2 |
Обогащение творческой лаборатории учителя на уровне требований современности, создание методической продукции. |
2021-2025 |
3 |
Формирование портфолио, создание презентации по итогам проведённой работы по теме самообразования « Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры» |
2025 |
4 |
Проведение творческого отчета на занятии ШМО учителей практико-ориентированного цикла, мастер-класса. |
2025 |
Источники самообразования:
- научная и методическая литература;
- ресурсы сети Интернет;
- курсы повышения квалификации;
- педсоветы, семинары, конкурсы, конференции, вебинары, методические совещания, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы и т.п.
- Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.