План урока 10 кл русс термодинамика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План урока 10 кл русс термодинамика.docx

План урока

 

Раздел долгосрочного плана: 10.1C – Термодинамика

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

 

отсутствующих:

Тема урока:

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Цели обучения

·                        понимать смысл первого и второго законов термодинамики;

 

Цели урока

·                        Объяснять, какую форму принимает первый закон термоднамики при изотермическом, изобарноми изохорном процессах.

·                        Объяснять, что такое адиабатный процесс.

·                        Применять первый закон термодинамики для расчета работы газа при расширении, количества теплоты и изменения внутренней энергии идеального газа в различных условиях.

Критерии оценивания

Знание и понимание:

  • Формул первого закона термодинамики для изотермического, изобарного и и адиабатного процессов

Применение:

  • Применяет  первый закон термодинамики для решения задач,

Анализ и оценка:

  • Анализирует условие задачи и ответ, дает оценку полученному результату.

Языковые цели

Специальная предметная лексика и терминология:

Адиабатный процесс, законы термодинамики, расширение и сжатие газа, давление, температура, идеальный газ, изобарный процесс, изохорный процесс, изотермический процесс, количество теплоты, работа.

Полезное (-ые) устойчивое (-ые) выражение (-я)

для диалогов/письма

Энергия переносится в результате...

Тепловой двигатель не эффективный, потому что...

Привитие ценностей

 

Коммуникативные навыки, аккуратность, расширение кругозора, множественный интеллект, функциональная грамотность

Межпредметные

связи

Связь с химией через свойства веществ в зависимости от молекулярного строения

Навыки

использования ИКТ

самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;

Предварительные

знания

Учащиеся  должны вспомнить определение изопроцессов  и первого закона термодинамики.

 

План

Временное планирование

Планируемые мероприятия

Ресурсы

Начало

0-2мин

 

 

2-10 мин

 

 

 

 

 

 

 

10 –25 мин.

 

 

 

 

 

 

25-40 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40-45 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45-65мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

65-75мин

Организационное начало урока

а) психологический настрой учащихся на урок;

б) постановка целей и задач урока;

в) сообщение плана урока.

(G)Повторение

·          Первый закон термодинамики

·          Формулы внутренней энергии и работы газа при постоянном давлении.

·          Изопроцессы.

·          Теплоемкость

·          Уравнение теплового баланса

Изучение нового материала

Работа с учебником. Учащиеся в группах знакомятся с материалом применения первого закона термодинамики для процессов:

  1. Изобарный процесс
  2.  Изохорный процесс
  3. Изотермический процесс.
  4. Адиабатный процесс.

Готовят презентацю.

Защита презентаций.

Знакомят друг друга с выводами и примерами.

Дифференциация. Изотермический процесс Углубленный уровень.(Предложите прочесть ув учебникеКронгарт  Кем физика 10. 5.7и рассказать другим учащимся.)

Остальные учащиеся прослушивают, задают вопросы и заполняют таблицу (приложение 1)

1) Изотермическое сжатие

Для вывода 1 закона термодинамики воспользуемся графическим истолкованием работы для процесса ( рис.3)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img3.JPG

рис.3

 Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img4.JPG

рис.4

Для изотермического процесса T- const, Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifT=0, а значит Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU= 3/2 v RT=0 ( внутренняя энергия не изменяется). Над газом совершается работа А>0, а тепло выделяется Q<0.

Первый закон термодинамики Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU=A+Q выглядит так:

0 = -Q + A

Над газом совершается работа, при этом газ выделяет тепло во внешнюю среду ( внутренняя энергия не изменяется)

А блок –схема 1 закона для изотермического сжатия приведена на рис. 4

2) Изотермическое расширение

Для вывода 1 закона термодинамики воспользуемся графическим истолкованием работы для процесса( рис.6)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img6.JPG

рис.6

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img7.JPG

рис.7

Для изотермического процесса T- const, Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifT=0, а значит Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU=0 ( внутренняя энергия не изменяется). Газ совершает работу А<0, а тепло поглощается (Q>0).

Первый закон термодинамики выглядит так:

Q = A

Газ совершает работу за счет поглощения тепла из внешней среды ( внутренняя энергия не изменяется)

Блок - схема первый закона термодинамики для изотермического сжатия представлена на рис. 7

3) Изобарное нагревание.

Воспользуемся интерактивной моделью и (пронаблюдаем изобарное нагревание) ( рис. 8) и графическим представлением работы ( рис. 9)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img8.JPG

рис.8

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img9.JPG

рис.9

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img10.JPG

рис.10

При изобарном нагревании температура увеличивается ( Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifT>0 ), внутренняя энергия увеличивается (Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU>0), газ совершает работу , тепло поглощается.

Первый закон термодинамики выглядит так:

Q = Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU – A

Газ получает тепло из внешней среды. Полученная таким образом энергия тратится на увеличение внешней энергии и на совершение работы.

В итоге блок - схема первого закон термодинамики выглядит как на рис.10

4) Изобарное охлаждение

Пронаблюдав процесс изобарного охлаждения на интерактивной модели ( рис.11) и воспользовавшись рис.12 можем сделать вывод:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img11.JPG

рис.11

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img12.JPG

рис.12

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img13.JPG

рис.13

при изобарном охлаждении температура уменьшается ( Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif T<0 ), внутренняя энергия уменьшается (Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif U<0), над газом совершается работа , тепло выделяется.

Первый закон термодинамики выглядит так:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU = -Q + A

Над газом совершается работа, при этом газ выделяет тепло во внешнюю среду, а его внутренняя уменьшается .

Блок – схема для 1 закона термодинамики для этого случая представлен на рис. 13

5) Изохорное нагревание

Изохорное нагревание пронаблюдаем на интерактивной модели ( рис14) и воспользуемся графиком на рис 15. Вывод:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img14.JPG

рис. 14

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img15.JPG

рис. 15

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img16.JPG

рис. 16

При изохорном нагревании (Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif T>0 ), внутренняя энергия увеличивается (Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU>0) , работа A=pОписание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifV равна нулю, т.к. Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif V=0, а тепло поглощается (Q>0).

Первый закон термодинамики выглядит так:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU=Q

Газ увеличивает свою внутреннюю энергию за счет теплоты, полученной из внешней среды.

Интерпретация 1 закона термодинамики для изохорного нагревания представлена на рис. 16

6) Изохорное охлаждение

Изохорное охлаждение пронаблюдаем на интерактивной модели ( рис17) и графиком на рис 18. Вывод:

 Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img17.JPG

рис. 17

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img18.JPG

рис. 18

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img19.JPG

рис. 19

При изохорном охлаждении (Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif T<0 ), внутренняя энергия уменьшается(Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU<0 , работа A=pОписание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifV равна нулю, т.к. Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif V=0, а тепло выделяется (Q<0).

Первый закон термодинамики выглядит так:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU=-Q

Газ выделяет тепло во внешнюю среду; при этом его внутренняя энергия уменьшается.

7) Адиабатное сжатие

Адиабатным называется процесс изменения объема и давления газа при отсутствии теплообмена с окружающими телами.

·         Примеры адиабатных процессов:

·         сжатие воздуха в воздушном огниве;

·         сжатие воздуха в дизеле;

Пронаблюдаем процесс адиабатное сжатие и построение адиабаты на интерактивной модели процесса. ( рис. 20 и рис.21)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img20.JPG

рис. 20

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img21.JPG

рис. 21

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img22.JPG

рис. 22

 При адиабатном сжатии температура увеличивается( Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif T>0 ), внутренняя энергия увеличивается (Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU>0), над газом совершается работа А>0, а количество теплоты равно нулю.

Первый закон термодинамики выглядит так:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU=A

Над газом совершается работа, при этом внутренняя энергия газа увеличивается.

8) Адиабатное расширение

Пронаблюдаем адиабатное расширение и построение адиабаты на интерактивной модели процесса. ( рис. 23 и рис. 24 )

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img23.JPG

рис. 23

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img24.JPG

рис.24

Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img25.JPG

рис.25

При адиабатном расширении температура уменьшается ( Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif T<0 ), внутренняя энергия уменьшается (Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gif U<0), газ совершает работу ( А<0), а количество теплоты равно нулю.

Первый закон термодинамики выглядит так:

0= - Описание: http://festival.1september.ru/articles/508649/img0.gifU+A

Газ совершает работу только за счет своей внутренней энергии. ( Внутренняя энергия при этом уменьшается)

Мы познакомились с новым процессом – адиабатным, а для всех процессов записали первый закон термодинамики.

В результате у нас получилась таблица 1 

 

(W) Объяснение учителя: Второй закон термодинамики.

 

Первый закон термодинамики – закон сохранения энергии для тепловых процессов – устанавливает связь между количеством теплоты Q, полученной системой, изменением ΔU ее внутренней энергии и работой A, совершенной над внешними телами:

Q = ΔU + A.

Согласно этому закону, энергия не может быть создана или уничтожена; она передается от одной системы к другой и превращается из одной формы в другую. Процессы, нарушающие первый закон термодинамики, никогда не наблюдались. На рис. 3.12.1 изображены устройства, запрещенные первым законом термодинамики.

Описание: C:\Program Files\Physicon\Open Physics 2.6. Part 1\content\chapter3\section\paragraph12\images\3-12-1.gif

Рисунок 3.12.1.

Циклически работающие тепловые машины, запрещаемые первым законом термодинамики: 1 – вечный двигатель 1 рода, совершающий работу без потребления энергии извне; 2 – тепловая машина с коэффициентом полезного действия η > 1

Первый закон термодинамики не устанавливает направления тепловых процессов. Однако, как показывает опыт, многие тепловые процессы могут протекать только в одном направлении. Такие процессы называются необратимыми. Например, при тепловом контакте двух тел с разными температурами тепловой поток всегда направлен от более теплого тела к более холодному. Никогда не наблюдается самопроизвольный процесс передачи тепла от тела с низкой температурой к телу с более высокой температурой. Следовательно, процесс теплообмена при конечной разности температур является необратимым.

Обратимыми процессами называют процессы перехода системы из одного равновесного состояния в другое, которые можно провести в обратном направлении через ту же последовательность промежуточных равновесных состояний. При этом сама система и окружающие тела возвращаются к исходному состоянию.

 

(G) Осмысление. Решение задач.

 

1 гр. 1, 5

2гр. 2, 6

3гр 3, 7

4 гр 4, 8

 

Учащиеся решают задачи  в группах на доске. По окончании  - взаимопроверка.

 

Дополнительное задание. Решение задач

 

 

 

 

 

Учебник

Физика 10. Б. Кронгарт, В. Кем , Н. Койшыбаев

5.5

5.4

 

 

 

 

5,7

Шахмаев С.Н. и др. Физика 10 стр68

Стр 69

 

 

 

 

Учебник Кронгарт  Кем физика 10

тема 5.7

 

 

 

Приложение-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение- 1

 

 

 

 

Приложение- 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

76-78 мин

78 – 80 мин

Рефлексия

 

Домашнее задание

 

 

 

Внутренняя энергия Первый закон термодинамики.

Работа в термодинамике

 

Дополнительная информация

Итоговая оценка

Какие два момента наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение)?

1:

2:

Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение)?

1:

2:

Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?

 


 

Скачано с www.znanio.ru