Последовательности |
Школа: |
||||
Дата: |
ФИО учителя: |
||||
Класс: 9 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||
Тема урока |
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. |
||||
Вид урока |
Изучение новой темы |
||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
9.2.3.7 решать задачи, связанные с арифметической и/или геометрической прогрессиями; |
||||
Цели урока |
Учащиеся будут: - знать свойства арифметической и геометрической прогрессий. - решать смешанные задачи связанные с прогрессиями; - учитывать свойства данных прогрессий. |
||||
Критерии оценивания |
ü Знает формулу n-го члена арифметической и геометрической прогрессий. ü Применяет формулу n-го члена арифметической и геометрической прогрессии при решении задач прямо и обратно. ü Знает и применяет формулу суммы n первых члена арифметической и геометрической прогрессии. ü Знает и применяет характеристическое свойства прогрессий. ü Обобщает характеристические свойства арифметической прогрессии. |
||||
Языковые цели
|
Учащиеся будут: - использовать предметную лексику и терминологию раздела при решении задач; - аргументировать использование арифметической и геометрической прогрессий при решении задач; - комментировать решение задач на банковский процент; Лексика и терминология, специфичная для предмета: - числовая последовательность; - способы задания последовательностей; - предыдущий член последовательности, последующий член последовательности; - первый член последовательности и т.д.,n-й член последовательности; - формула n-го члена последовательности; - рекуррентная формула; - возрастающая, убывающая последовательность; - разность арифметической прогрессии; - знаменатель геометрической прогрессии; - среднее арифметическое; - среднее геометрическое; - сумма n первых членов арифметической/геометрической прогрессии; - бесконечно убывающая геометрическая прогрессия; Полезные выражения для диалогов и письма: - n –й член последовательности можно представить в виде формулы…; - следующим элементом последовательности будет…; - чтобы найти …член …прогрессии…; - последовательность является убывающей/возрастающей, так как…; - чтобы найти сумму …первых членов …прогрессии…; - числа…являются членами арифметической прогрессии, так как…; - числа…являются членами геометрической прогрессии, так как…; - так как а1=…,аn=…, то сначала нужно найти …; - чтобы перевести периодическую дробь…в обыкновенную…; |
||||
Межпредметные связи |
История математики, экономика, физика |
||||
Привитие ценностей |
Привитие ценностей осуществляется через решение прикладных задач, в групповой форме работы, через парную работу, умение объяснить задачу другим. Забота о здоровье учащихся. |
||||
Навыки использования ИКТ |
Использование ИД для демонстрации презентации. |
||||
Предварительные знания
|
Понятие числовой последовательности; последовательности, содержащей степени. Умение определять закономерности и находить недостающие члены последовательности, содержащей степень с целым показателем. Понятие процента, нахождение процента от числа, числа по его проценту, процентного отношения. Задачи на проценты. Делимость чисел, признаки делимости. |
||||
Ход урока |
|||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||
Начало урока 3 минут |
Организационный момент. - концентрация внимания учащихся; -проверка эмоционального фона учащихся; -проверка готовности кабинета и воздуха; -проверка домашней работы - определение «зону ближайшего и дальнего развития» учащихся, ожидания к концу урока. Разделить на пары учащихся. Можно поделить их случайным образом посчитав по возрастанию и разделив на четные и нечетные номера. |
|
|||
Середина урока 5 минут
5 минут
17 минут
8 минут |
Активити. Проверь свою память. Данное задание поможет обобщить знания и закрепить данную тему. Тип работы: Индивидуальная работа. На доске записать все формулы двух прогрессий или показать на презентации.Через минуту дать учащимся по памяти записать все формулы и проверить по готовому ответу. На запись формул по памяти дается 5 минут. Предложить учащимся ответить на вопросы:
· К каком числам принадлежит n? · В чем разница в заданных формулах? · Какие свойства вы можете описать отдельно? · При решении каких задач применяются данные формулы?
Оценивание: учителем и одноклассниками устно. Примечание: Если нет возможности испльзовать ИД, тогда можно все формулы разрезать и раздать парам. По результатам можно их объединить в группы и осуществить взаимопроверку. Таким методом можно закрепить данные формулы. Активный метод обучения с применением ИКТ:
“Найди пару!” https://learningapps.org/display?v=pm969r9qk19
Данное задание поможет обобщить знания и закрепить данную тему. Тип работы: класная. (индивидуальная) На доске с помощью приложения можно повторить формулы арифметической и геометрической прогресий. Каждый ученик выходит к доске и находит соответствие. Оценивание: учителем и одноклассниками устно. Примечание: Если нет возможности использование ИД, тогда можно предложить учащимся заполнить сводную таблицу. Изучение новой темы. Широко распространены задачи, в условиях которых говорится о двух прогрессиях: арифметической и геометрической. Как правило, для решения таких задач достаточно учесть характеристические свойства этих прогрессий. Работа в группах. На ИД показывается задание. Учащихся объединить в уровневые группы и попросить учащихся решить самостоятельно задачу. Если учащиеся могут решить самостоятельно, то их можно попросить показать остальные два способа. В крайнем случае можно обменяться группами и объяснить остальные методы решения. Второй вариант: раздать учащимся три способа решения и каждая группа объясняет метод решения задач остальным. Цель данной групповой работы: Рассмотреть одну задачу и все три способа решения чтобы определить какие характеристические свойства должны учесть при решении задач. Дескрипторы: ü Записывает формулу арифметической и геометрической прогрессий при решении задач прямо и обратно. ü Применяет формулу суммы n первых члена арифметической и геометрической прогрессий. ü Применяет характеристическое свойства прогрессий. ü Обобщает характеристические свойства арифметической прогрессий.
Первая группа. Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найти эти числа. Первый способ: Пусть эти числа а, b, с. Так как они образуют арифметическую прогрессию, то выполнено соотношение (свойство арифметической прогрессии): 2b = а + с. После сложения первого числа с числом 8 получаем числа (а + 8), b, с, которые образуют геометрическую прогрессию. Запишем ее свойство: b2 = (а + 8)с. Кроме
того, известно, что сумма членов геометрической прогрессии равна 26, т. е. (а
+ 8) + b + с = 26. Получаем для определения а, b, с систему уравнений Запишем третье уравнение системы в виде (а + с) + b = 18. Учитывая первое уравнение системы, получим: b + 2b= 18, b = 6. Тогда
из первого и второго уравнений получаем систему для определения а и с: Выразив из первого уравнения с = 12 - а и подставив во второе, получим уравнение 36 = (а + 8) · (12 - а), или а2 - 4а - 60 = 0. Корни этого уравнения а = -6 и а = 10. Соответствующие им числа: с = 18 и с = 12. Таким образом, искомые числа: -6, 6, 18 и 10, 6, 2. Рассмотрим еще два способа решения этой задачи, которые позволяют уменьшить число неизвестных и сразу учесть свойство той или иной прогрессии. Вторая группа Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найти эти числа. Второй способ: Так как числа а, b, с образуют арифметическую прогрессию, го можно записать: b = a + d, c = a + 2d (где d - разность этой прогрессии). При этом учтено свойство арифметической прогрессии 2b = а + с (действительно, 2(а + d) = а + (а + 2d)). После прибавления к первому числу числа 8 получаем числа (а + 8), (а + d), (а + 2d). Сумма этих чисел равна 26, т. е. (а + 8) + (а + d) + (а + 2d). Имеем систему уравнений для определения a, d: Из второго уравнения а + d = 6, откуда d = 6 - а. Тогда из первого уравнения имеем: 36 = (а + 8)(12 - а), а2 - 4а - 60 = 0. Решив это уравнение, найдем: а = -6 и а = 10. Тогда соответствующие значения d: d = 12 и d = -4. После этого находим числа: а = -6, b = 6, с = 18 и а = 10, b = 6, с = 2. И наконец, третий способ решения позволяет учесть свойства геометрической прогрессии. Третья группа Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найти эти числа. Третий способ Так как числа (a + 8), b, с образуют геометрическую прогрессию, то можно записать: b= (a + 8)q, с = (а + 8)q2. При этом выполнено свойство геометрической прогрессии b2 = (а + 8) с (действительно, [(a + 8)q]2 = (а + 8)[(а + 8)q2]). Сумма этих чисел: (a + 8) + (a + 8)q + (a + 8)q2 = (а + 8)(1 + q + q2) = 26. Числа а, b, с образуют арифметическую прогрессию, и можно записать ее свойство: 2(а + 8)q = а + (а + 8)q2. Прибавив к обеим частям уравнения 8 и перенеся слагаемое 2(а + 8)q из левой части в правую, получим: 8 = (а + 8) - 2(a + 8)q + (a + S)q2, или 8 = (a + 8)(1 - 2q + q2). Для нахождения a и d имеем
систему уравнений Разделив уравнения друг на друга, получим: q = 1/3, q = 3. Тогда, соответственно, находим из любого уравнения системы: а = 10 и а = -6. Далее определяем b и с: b = 6, с = 2 и b = 6, с = 18. Тип работы: Парная работа. Решение задач на закрепление. Приложение 4. Оценивание: Взаимопроверка. Оценивание по дескрипторам. Контроль учителя и комментарии по ответам. Дексрипторы: ü Записывает формулу арифметической и геометрической прогрессий при решении задач прямо и обратно. ü Применяет формулу суммы n первых члена арифметической и геометрической прогрессий. ü Применяет характеристическое свойства прогрессий. ü Обобщает характеристические свойства арифметической прогрессий.
Обратная связь: При выполнения задания что оказалось труднее вычисление по формулам или же составление математической модели? |
Приложение 1
Приложение 2
https://learningapps.org/display?v=pm969r9qk19
Приложение 3
Приложение 4
|
|||
Конец урока 3 минут |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился? - что осталось непонятным? - над чем необходимо работать? Где возможно учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям. Домашняя работа
|
Приложение 5 |
|||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||
Работа в группах предполагает дифференциацию по типу - сильный поддерживает слабого. Индивидуальная работа на уровневые задачи. Дифференцированные группы |
Оценивание при помощи ИКТ, Взаимооценивание во время групповой работы. оценивание по дескрипторам - во время индивидуальной и групповой работы. |
Здоровьесберегающие технологии.
|
|||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||
|
|||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
|||||
Источники:
— https://easy-physic.ru/progressii-zadachi-dlya-prodvinutyx/
— https://www.math10.com/ru/zadachi/zadchi-na-progressii/difficult/
— https://compendium.su/mathematics/algebra9/41.html
— https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/01/21/9-klass-urok-prezentatsiya-arifmeticheskaya-i-geometricheskaya
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.