Отдел голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2) Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2) Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения перед споровым; показать особенности строения голосеменных растений; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных растений; познакомить с особенностями размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: карточки с вопросами, живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных растений, таблицы: «Строение и размножение сосны», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», коллекции шишек и побегов голосеменных растений, побеги цветковых растений, несколько моделей или натуральных плодов покрытосеменных растений, шишки сосны и ели, погрызенные белкой, поклеванные клестом или дятлом.
Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосеменные и цветковые растения, древесные растения, кустарники, стелющиеся формы растений; эволюция, перекрестное опыление, шишка — видоизмененный побег, плод; однодомное растение, женские шишки, мужские шишки, стержень (ось), чешуи; семязачаток, яйцеклетка, эндосперм, неподвижные мужские гаметы — спермии; зигота, зародыш, семенная кожура, пыльцевые мешочки, смола; появление семян — эволюционный шаг, дающий преимущество семенным растениям.
Ход урока
I. Актуализация знаний
1. Работа у доски
(К доске вызывают 3 учеников. Каждому дают по карточке с вопросами. На выполнение задания отводится около 5 мин.)
Карточка 1
1. Запишите основные черты, характерные для водорослей.
2. Приведите примеры различных водорослей.
Карточка 2
1. Запишите основные черты, характерные для мохообразных.
2. Приведите примеры различных мохообразных.
Карточка 3
1. Запишите основные черты, характерные для папоротникообразных.
2. Приведите примеры различных папоротникообразных.
3. (По истечении времени учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы. Класс сравнивает и анализирует их ответы, исправляет ошибки и неточности.)
II. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений — отдела голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.
— Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились. (Этирастения размножались посредством спор.)
Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной.
— Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? (Ответы учащихся.)
Они размножаются с помощью семян. Возникновение семян — очень важный этап в эволюции растений.
Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Представители этой группы — в основном, деревья, реже — кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником
— Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16), выпишите основные признаки голосеменных растений.
— На выполнение задания отводится 5—7 мин. Учащиеся по очереди называют по одному признаку растений отдела голосеменные. Учитель дополняет ответы.)
Признаки растений отдела голосеменные
• Размножение посредством семян.
• Не образуют плодов.
• Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.
• Листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
• Чаще всего вечнозеленые растения.
• Настоящие сосуды отсутствуют.
• Разнополые растения.
• Оплодотворение происходит без участия воды.
• Мужские гаметы — неподвижные спермии.
3. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы
Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода.
Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.
— Как вы считаете, в чем это проявляется? (Ответы учащихся.)
В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание.
— Что представляется вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (Ель и сосна.)
Ель и сосна — наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.
Практическая работа. СТРОЕНИЕ ХВОЙНЫХ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ СОСНЫ И ЕЛИ
Цели: познакомить с внешним строением хвойных голосеменных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновенной, с микроскопическим строением хвои; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование: живые или гербарные побеги сосны и ели, шишки сосны, шишки ели, готовый микропрепарат «Хвоя сосны», микроскоп.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
1. Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.
2. Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую форму она имеет?
3. Зарисуйте внешнее строение побега и шишку сосны.
4. Рассмотрите внешнее строение побега ели. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.
5. Рассмотрите внешнее строение шишку ели. Какую форму она имеет?
6. Зарисуйте внешнее строение побега и шишку ели.
7. Рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при малом и большом увеличении.
8. Найдите кожицу, выполняющую защитные функции, устьица. Как расположены устьица? Подсчитайте примерное количество устьиц.
9. Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны.
10. Сделайте вывод о чертах сходства и чертах различия сосны и ели, а также о приспособленности этих растений к жизни в суровом климате.
Сравнительную характеристику сосны и ели
Признак |
Сосна обыкновенная |
Ель обыкновенная |
Характер хвои |
Хвоинки длинные, 3—5 см в длину, расположены попарно на сильно укороченных побегах |
Хвоинки короткие (1,5—2 см), расположены одиночно, густо покрывают побеги |
Расположение веток |
Ветви собраны в мутовки, по которым можно примерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток |
Ветви распределены от верхушки до основания |
Шишки |
Относительно округлые |
Более вытянутые, с гладкими чешуями |
Характер корневой системы |
Пластичная корневая система. Зависит от условий произрастания дерева |
Главный корень обычно развит плохо |
Требования к освещению |
Светолюбивая порода. Образует светлые леса (боры) |
Тенелюбивая порода. Образует темнохвойные леса |
Требования к почве |
Неприхотлива по отношению к почвам |
Требовательна к субстрату и минеральному питанию |
Потребность во влаге |
Нетребовательна по отношению к влаге |
Влаголюбива |
Опыление и распространение семян |
Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром |
Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром |
4. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы
Как мы уже говорили, голосеменные растения (например, сосна и ель) размножаются семенами.
— Где образуются семена у этих растений? (В шишках.)
— А как размножаются цветковые растения? (Семенами.)
— В чем же состоит основное отличие семенного размножения покрытосеменных и голосеменных растений? (Ответы учащихся.)
Покрытосеменные растения образуют плод, внутри которого образуются и созревают семена, а у голосеменных растений семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, т. е. семена как бы голые, отсюда и название отдела.
Давайте более подробно рассмотрим цикл развития сосны. (Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией гербариев, побегов растений, таблиц.) Сосна, так же как и ель, однодомное растение.
— Вспомните, что значит «однодомное». (Это значит, что мужские и женские гаметы развиваются на одном растении.)
Плодоносить эти растения начинают на 15-30-м году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны — начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на котором расположены чешуи — видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуй расположено по два семязачатка.
Мужские шишки более мелкие, всего 1—2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки растут ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки размещено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пыльца сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом.
— Как вы думаете, для чего это нужно? (Ответы учащихся.)
Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая
и легко переносится ветром.
— Каков биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Ответы учащихся.)
— Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, высыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шишки, расположенные на том же дереве или той же ветке, а на шишки другого дерева.
— После того как пыльца сосны попадает в семязачатки (происходит опыление), чешуйки смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока что не происходит. Семязачатки в это время еще не готовы к оплодотворению.
— Через год женские шишки становятся зелеными, увеличиваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки и образуется питательная ткань — эндосперм. После созревания семязачатков происходит оплодотворение неподвижными мужскими гаметами — спермиями.
— С какой группой растений это роднит голосеменные? (Подобные мужские гаметы характерны для покрытосеменных растений.)
После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, который питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, питательной ткани эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются на поверхность земли.
Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Они имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению их при помощи ветра. (Учитель демонстрирует семена сосны.) Семена сосны и ели часто поедают птицы и белки. Часть семян при этом высыпается и прорастает. (Учитель может продемонстрировать шишки сосны и ели, объеденные белкой или поклеванные клестом или дятлом.) Семя намного тяжелее одноклеточной споры, но гораздо лучше защищено от неблагоприятных воздействий окружающей среды, кроме того, снабжено запасом питательных веществ. При попадании в благоприятные условия семена прорастают и дают начало новому организму.
— Подсчитайте, сколько времени необходимо такому голосеменному растению, как сосна, для прохождения полного цикла развития. (Ответы учащихся.)
III. Закрепление знаний и умений
1. Фронтальный опрос
— Ответьте на вопросы.
1. Какие растения называют голосеменными?
2. В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от споровых?
3. Каковы основные признаки голосеменных растений?
4. Где развиваются семена голосеменных растений?
5. В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
6. Каково строение женской и мужской шишек сосны?
7. В чем отличие в строении этих шишек?
8. Какие особенности строения возникли у пылинок сосны, которые способствуют их переносу ветром?
9. Как происходит опыление и оплодотворение у голосеменных растений (на примере сосны)?
10. Какими способами распространяются семена сосны?
11. В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?
12. Самостоятельная работа учащихся в парах
(Необходимо составить 2—3 тестовых вопроса по теме урока с 4 вариантами ответов, один из которых является правильным. Вопросы аккуратно пишут на отдельном листе бумаги. На выполнение задания отводится 5—7 мин. После чего учащиеся отвечают на вопросы соседа, оценивая при этом корректность и правильность выполненного задания, и наоборот.)
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16.)
Творческое задание. Узнать, какие животные питаются семенами голосеменных растений. Попробовать найти в лесу шишки, которые ели белки, клесты, дятлы или другие животные. Чем внешне отличаются эти шишки? Изобразить шишки и животных, которые ими питались.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
1. Нарисовать графическую схему, отражающую цикл развития сосны.
2. Рассмотреть живые побеги и изображения различных голосеменных растений вашей местности. Выписать признаки, характерные только для конкретного растения, т. е. те, по которым это растение можно отличить от других голосеменных. Зарисовать отдельные побеги и шишки этих растений. Можно составить мини-определитель хвойных растений, встречающихся в вашей местности.
3. Подготовить доклад об интересных представителях голосеменных растений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.