План урока по биологии 6 класс отдел голосеменные
Оценка 5

План урока по биологии 6 класс отдел голосеменные

Оценка 5
docx
28.04.2023
План урока по биологии 6 класс отдел голосеменные
отдел голосеменные.docx

 Отдел голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

1)    воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2)   Формирование ответственного отношения к учению;

3)  Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

1)           Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2)           Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о семенных растениях, раскрыть преимущества семенного размножения перед споровым; показать особенности строения голосеменных растений; выявить черты сходства и различия представителей споровых и семенных расте­ний; познакомить с особенностями размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, вы­полнения биологического рисунка.

Оборудование и материалы: карточки с вопросами, живые по­беги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры различных голосеменных ра­стений, таблицы: «Строение и размножение сосны», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», коллекции шишек и побегов голосеменных растений, побеги цветковых растений, несколько моделей или натуральных плодов покрытосеменных растений, шишки сосны и ели, погрызенные белкой, поклеванные клестом или дятлом.

Ключевые слова и понятия: семенные растения, голосемен­ные и цветковые растения, древесные растения, кустарники, сте­лющиеся формы растений; эволюция, перекрестное опыление, шишка — видоизмененный побег, плод; однодомное растение, женские шишки, мужские шишки, стержень (ось), чешуи; се­мязачаток, яйцеклетка, эндосперм, неподвижные мужские га­меты — спермии; зигота, зародыш, семенная кожура, пыльцевые мешочки, смола; появление семян — эволюционный шаг, дающий преимущество семенным растениям.

 

Ход урока

I.  Актуализация знаний

1.               Работа у доски

(К доске вызывают 3 учеников. Каждому дают по карточке с вопросами. На выполнение задания отводится около 5 мин.)

Карточка 1

1.  Запишите основные черты, характерные для водорослей.

2.  Приведите примеры различных водорослей.

Карточка 2

1.  Запишите основные черты, характерные для мохообразных.

2.  Приведите примеры различных мохообразных.

Карточка 3

1.  Запишите основные черты, характерные для папоротникооб­разных.

2.  Приведите примеры различных папоротникообразных.

3.     (По истечении времени учащиеся устно отвечают на постав­ленные вопросы. Класс сравнивает и анализирует их ответы, ис­правляет ошибки и неточности.)

 

II.   Изучение нового материала

1.                 Рассказ учителя с элементами беседы

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы расте­ний — отдела голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

               Вспомните, посредством чего размножались растения, с ко­торыми мы уже познакомились. (Этирастения размножа­лись посредством спор.)

Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной.

               Как вы думаете, посредством чего размножаются эти расте­ния? (Ответы учащихся.)

Они размножаются с помощью семян. Возникновение семян — очень важный этап в эволюции растений.

Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Предста­вители этой группы — в основном, деревья, реже — кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет.

2.                 Самостоятельная работа учащихся с учебником

               Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16), выпишите основные признаки голосеменных растений.

    На выполнение задания отводится 5—7 мин. Учащиеся по очереди называют по одному признаку растений отдела голо­семенные. Учитель дополняет ответы.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки растений отдела голосеменные

    Размножение посредством семян.

    Не образуют плодов.

    Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.

    Листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или че­шуевидные.

    Чаще всего вечнозеленые растения.

    Настоящие сосуды отсутствуют.

    Разнополые растения.

    Оплодотворение происходит без участия воды.

    Мужские гаметы — неподвижные спермии.

3.                 Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покры­тосеменных растений не защищены стенками плода.

Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

               Как вы считаете, в чем это проявляется? (Ответы учащихся.)

В отличие от спор в семенах имеется запас питательных ве­ществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защи­щен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на вы­живание.

              Что представляется вам, когда речь заходит о хвойных ра­стениях? (Ель и сосна.)

Ель и сосна — наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

 

Практическая работа. СТРОЕНИЕ ХВОЙНЫХ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ СОСНЫ И ЕЛИ

 

Цели: познакомить с внешним строением хвойных голосемен­ных растений на примере сосны обыкновенной и ели обыкновен­ной, с микроскопическим строением хвои; продолжить формиро­вание навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование: живые или гербарные побеги сосны и ели, шиш­ки сосны, шишки ели, готовый микропрепарат «Хвоя сосны», микроскоп.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

1.              Рассмотрите внешнее строение побега сосны. Определите размер хвоинок, как они располагаются на побеге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.              Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую фор­му она имеет?

3.              Зарисуйте внешнее строение побега и шишку сосны.

4.              Рассмотрите внешнее строение побега ели. Определите раз­мер хвоинок, как они располагаются на побеге.

5.              Рассмотрите внешнее строение шишку ели. Какую форму она имеет?

6.              Зарисуйте внешнее строение побега и шишку ели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.               Рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при малом и большом увеличении.

8.              Найдите кожицу, выполняющую защитные функции, усть­ица. Как расположены устьица? Подсчитайте примерное коли­чество устьиц.

9.              Зарисуйте микроскопическое строение хвои сосны.

10.               Сделайте вывод о чертах сходства и чертах различия сос­ны и ели, а также о приспособленности этих растений к жизни в суровом климате.

 

Сравнительную характеристику сосны и ели

 

Признак

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

Характер

хвои

Хвоинки длинные, 3—5 см в длину, расположены попарно на сильно укоро­ченных побегах

Хвоинки короткие (1,5—2 см), расположены одиночно, густо покрыва­ют побеги

Расположе­ние веток

Ветви собраны в мутовки, по которым можно при­мерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток

Ветви распределены от верхушки до основания

Шишки

Относительно округлые

Более вытянутые, с глад­кими чешуями

Характер корневой си­стемы

Пластичная корневая си­стема. Зависит от условий произрастания дерева

Главный корень обычно развит плохо

Требования к освещению

Светолюбивая порода. Об­разует светлые леса (боры)

Тенелюбивая порода. Об­разует темнохвойные леса

 

Требования к почве

Неприхотлива по отноше­нию к почвам

Требовательна к субстрату и минеральному питанию

Потребность во влаге

Нетребовательна по отно­шению к влаге

Влаголюбива

Опыление и распростра­нение семян

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром

Ветроопыляемое растение. Семена распространяются животными и ветром

 

4.               Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Как мы уже говорили, голосеменные растения (например, сосна и ель) размножаются семенами.

             Где образуются семена у этих растений? (В шишках.)

             А как размножаются цветковые растения? (Семенами.)

             В чем же состоит основное отличие семенного размноже­ния покрытосеменных и голосеменных растений? (Ответы учащихся.)

Покрытосеменные растения образуют плод, внутри которого образуются и созревают семена, а у голосеменных растений се­мена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях, т. е. семена как бы голые, отсюда и название отдела.

Давайте более подробно рассмотрим цикл развития сосны. (Учи­тель сопровождает свой рассказ демонстрацией гербариев, побегов растений, таблиц.) Сосна, так же как и ель, однодомное растение.

             Вспомните, что значит «однодомное». (Это значит, что мужские и женские гаметы развиваются на одном растении.)

Плодоносить эти растения начинают на 15-30-м году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны — начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось), на котором рас­положены чешуи — видоизмененные листья. На верхней стороне каждой из чешуй расположено по два семязачатка.

Мужские шишки более мелкие, всего 1—2 см в длину, желтова­тые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки растут ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки размещено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пыльца сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом.

             Как вы думаете, для чего это нужно? (Ответы учащихся.)

Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая

и легко переносится ветром.

             Каков биологический смысл расположения мужских ши­шек ниже, чем женских? (Ответы учащихся.)

     Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, вы­сыпаясь из шишек, с большей вероятностью попадет не на шиш­ки, расположенные на том же дереве или той же ветке, а на шишки другого дерева.

     После того как пыльца сосны попадает в семязачатки (про­исходит опыление), чешуйки смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока что не происходит. Семязачатки в это время еще не готовы к оплодотворению.

     Через год женские шишки становятся зелеными, увеличи­ваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки и образуется питательная ткань — эндосперм. После созревания семязачатков происходит оплодотворение неподвижными мужски­ми гаметами — спермиями.

С какой группой растений это роднит голосеменные? (По­добные мужские гаметы характерны для покрытосеменных растений.)

После оплодотворения образуется зигота, из которой прямо на материнском растении начинает развиваться зародыш, кото­рый питается за счет эндосперма. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, питательной ткани эндосперма и семенной кожуры. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и се­мена высыпаются на поверхность земли.

Семена голосеменных растений распространяются животны­ми или ветром. Они имеют особое пленчатое крылышко, способ­ствующее перемещению их при помощи ветра. (Учитель демон­стрирует семена сосны.) Семена сосны и ели часто поедают птицы и белки. Часть семян при этом высыпается и прорастает. (Учитель может продемонстрировать шишки сосны и ели, объеденные бел­кой или поклеванные клестом или дятлом.) Семя намного тяжелее одноклеточной споры, но гораздо лучше защищено от неблаго­приятных воздействий окружающей среды, кроме того, снабжено запасом питательных веществ. При попадании в благоприятные условия семена прорастают и дают начало новому организму.

Подсчитайте, сколько времени необходимо такому голосе­менному растению, как сосна, для прохождения полного цикла развития. (Ответы учащихся.)

III.    Закрепление знаний и умений

1.               Фронтальный опрос

              Ответьте на вопросы.

1.              Какие растения называют голосеменными?

2.               В чем состоит принципиальное отличие голосеменных ра­стений от споровых?

3.  Каковы основные признаки голосеменных растений?

4.  Где развиваются семена голосеменных растений?

5.  В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?

6.  Каково строение женской и мужской шишек сосны?

7.  В чем отличие в строении этих шишек?

8.  Какие особенности строения возникли у пылинок сосны, которые способствуют их переносу ветром?

9.  Как происходит опыление и оплодотворение у голосемен­ных растений (на примере сосны)?

10.  Какими способами распространяются семена сосны?

11.  В чем состоит эволюционное преимущество семенных ра­стений перед споровыми?

12.  Самостоятельная работа учащихся в парах

(Необходимо составить 2—3 тестовых вопроса по теме урока с 4 вариантами ответов, один из которых является правильным. Вопросы аккуратно пишут на отдельном листе бумаги. На выпол­нение задания отводится 5—7 мин. После чего учащиеся отвечают на вопросы соседа, оценивая при этом корректность и правиль­ность выполненного задания, и наоборот.)

IV.   Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 42; учебник В.В. Пасечника § 16.)

Творческое задание. Узнать, какие животные питаются семе­нами голосеменных растений. Попробовать найти в лесу шиш­ки, которые ели белки, клесты, дятлы или другие животные. Чем внешне отличаются эти шишки? Изобразить шишки и животных, которые ими питались.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

1.               Нарисовать графическую схему, отражающую цикл разви­тия сосны.

2.               Рассмотреть живые побеги и изображения различных го­лосеменных растений вашей местности. Выписать признаки, ха­рактерные только для конкретного растения, т. е. те, по которым это растение можно отличить от других голосеменных. Зарисо­вать отдельные побеги и шишки этих растений. Можно составить мини-определитель хвойных растений, встречающихся в вашей местности.

3.              Подготовить доклад об интересных представителях голосе­менных растений.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Отдел голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности

Отдел голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с

Как вы думаете, посредством чего размножаются эти расте­ния? (Ответы учащихся

Как вы думаете, посредством чего размножаются эти расте­ния? (Ответы учащихся

Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми

Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми

Рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при малом и большом увеличении

Рассмотрите готовый микропрепарат «Хвоя сосны» под микроскопом при малом и большом увеличении

Опыление и распростра­нение семян

Опыление и распростра­нение семян

Семена голосеменных растений распространяются животны­ми или ветром

Семена голосеменных растений распространяются животны­ми или ветром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2023