ЦЕЛИ:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока .
- Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправляемся в путешествие в страну Имени существительного. (слайд3)
- Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт.
Загадка :
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. ( поезд ). (слайд4)
- Сейчас мы с вами поработаем составителями поездов. Для этого необходимо назвать все признаки имени существительного.
III. Проверка домашнего задания.
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется имя существительное?
- Сколько у него падежей?
- Сколько склонений?
- Что вы ещё знаете об имени существительном?
- Итак, наш поезд готов. Но для того, чтобы он мог прийти в движение, нужно выполнить следующее задание.
IV. Чистописание.
п П
- Какая орфограмма в слове поезд? ( парная согласная).
- Как проверить? (подобрать однокоренное слово чтобы после согласного стояла гласная:
поезда).
Фонетический разбор слова. (у доски ученик производит разбор).
Поезд – 2 слога, 2 гласных, 3 согласных.
п- «п» - согл., твёрд., глух., парн..
о- «о» - гласн., ударн.,
е- «й» - согл., мягк., звон., неперн.,
«э» - гласн., безудар.,
з- «с» - согл., твёрд., глух., парн.,
д- «т» - согл., твёрд., глух., парн..
5б.6зв.
V. Работа по теме урока.
1) Послушайте стихотворение, найдите имена существительные.(слайд5))
Есть на речке на Чернильной
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времён
Существительным зовётся он.
В этом городе живёт
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен,
Он бывает, строг и весел,
Обозначит вмиг предмет,
Что живой он или нет.
Отвечает на вопрос Кто? и Что? нам здесь принёс?
Изменяется по числам, падежам,
Помогает этим самым мне и Вам!
- Выпишите имена существительные, ставя их в начальную форму. Сколько существительных выписали? (8). Проверка.
Речка, город, существительное, народ, труд, предмет, число, падеж. (слайд6)
2) Улицы собственных и нарицательных. (слайд7)
- Поехали. Первая остановка на улицах Собственных и Нарицательных.
- На какой улице живут существительные, которые мы записали?
(Нарицательных)
- Какие из этих слов можно поселить на улицу Собственных?
- К нарицательному существительному ГОРОД подберите имена собственные, отгадав
ребусы.
( – Воронеж, – Тула)
- Назовите особенность написания имён собственных?
(Всегда с большой буквы независимо от места положения)
Запишите эти названия: город Воронеж, город Тула.
- В каком городе живёте вы? Напишите. (город Рудный).
- Какая река протекает рядом? Напишите.( река Тобол).
ВЫВОД: имена существительные бывают либо собственные, либо нарицательные.
- Какой это признак существительного? (постоянный).
3) Побываем ещё на двух улицах города. (слайд8)
Существительного: Одушевлённые и Неодушевлённые.
Назовите одушевлённые существительные (народ)
- На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные? Неодушевлённые?
4) - Посмотрите на фотографии. (слайд9)
Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные?
- Какой это признак существительного? (постоянный).
ВЫВОД: имена существительные бывают либо одушевлённые, либо неодушевлённые.
5) Отправляемся на площадь м.р, ж.р, ср.р. (слайд10)
- Как определить род существительного? (По окончанию и вспомогательным
словам).
ж.р. |
м.р. |
ср.р. |
она, моя |
он, мой |
оно, моё, |
-а, -я, |
-ь -а, -я, _ |
-о, -е |
- Определите род сущ., которые мы записали. Выделите окончания.
- Прочитайте сущ. ж.р., м.р., ср.р.
- Какой это признак существительного? (Постоянный)
6) Теперь отправляемся в парк склонений. (Слайд11)
- Какие существительные относятся к 1-му склонению? Например.(к 1 склонению относятся существительные ж. р. и м.р. с окончаниями а, я).
- Какие существительные относятся ко 2-му склонению? Например.(ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о, -е).
- Какие существительные относятся к 3-му склонению? Например.(к 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием).
Работа по учебнику: упр.117.( взаимопроверка).
- Как определить склонение? ( поставить в начальную форму, определить род и по окончанию).
– Какой это признак существительного? (постоянный)
7) Следующая остановка “Падежный проспект”.
- Сколько падежей в русском языке? (6).
- Перечислите название и вопросы. (слайд12)
- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги). Сейчас я прочитаю стихотворение, а вам надо выписать словосочетания со словом мох. (слайд13)
Жил старичок – Моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – Моховичок.
- Что такое словосочетание? ( сочетание двух слов, в котором одно – главное, другое – зависимое).
- Главными словами к слову мох будут? ( глаголы).
- Перечислите их. Выпишите словосочетания в тетради. Определите падеж.
- Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж? (Найти главное слово)
- Теперь от главного слова задайте вопрос и определите падеж.
Проверка: сделал из мха, скатал из мха ( Р.п.), укрывался мхом, питался мхом ( Т.п.), жил во мхе ( П.п.), говорил мху ( Д.п.). (слайд14)
- Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)
- Каким признаком является изменение по падежам? (непостоянным).
8) Поработаем с пословицами. (в карточках)
Найди продолжение пословицы. Вставь окончание существительных. Определи падеж. В июл_ на дворе пусто, богат дел__.
Крепок тел__, не знают скук__.
Умелые руки, а в пол_ густо.
- Прочтите полученные пословицы, объясните их смысл. (слайд 15)
9) Подъезжаем к последней остановке Реки: мн.ч. и ед.ч. (слайд16)
- Как различить имена существительные этих рек?
- Могут ли существительные переплывать из одной речки в другую?
- Но есть существительные, которые имеют только мн.ч. или ед.ч.
- Измените данные существительные по числам, если это возможно. (слайд17)
Вокзал – ножницы –
газеты – ученик –
листва – корабли –
( Самопроверка).(слайд18)
- Изменение по числам какой это признак? (Непостоянный)
10) Нарисуем осень.
- Кто и как может нарисовать осень? (Осень может нарисовать художник
красками, писатель, поэт словами, композитор музыкой). Музыкальный клип.
- Мы сегодня нарисуем осень с помощью слов.
А) Прочитай. Замени выделенные слова противоположными по значению словами и запиши текст об осени.(слайд19)
Весна. Дни стали длиннее. В воздухе заметно потеплело. Кругом следы весны.
(Осень. Дни стали короче. В воздухе заметно похолодало. Кругом следы осени.) - самопроверка.(слайд20)
Б) Найди границы предложений. Запиши в тетради.(слайд21)
Хорошо в л_су на полян_ кр_снеют рябины золотой листоч_к упал с
берёз_ под листик спрятался гр_ бок.
(Хорошо в лесу. На поляне краснеют рябины. Золотой листочек упал с берёзки.
Под листик спрятался грибок.) – самопроверка.(слайд22)
11) Разберите предложения по членам. ( 1 ряд- второе предложение, 2 ряд- третье, 3 ряд- четвёртое.)
12)Составить стихотворение из слов и записать его.(слайд23)
Снова вся уснули тепла
Облетела осень весеннего
И деревья все наступила
До листва деревья
Проверка.(слайд24)
Снова осень наступила,
Облетела вся листва.
И деревья все уснули,
До весеннего тепла.
13) Давайте проведем морфологический разбор. 2 ученика у доски
I вариант
До тепла – сущ.
II вариант
Осень – сущ.
- Проверим ваши знания.
VI. Итог урока:
Вывод:
- Назовите постоянные признаки имени существительного.( собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, род, склонение). Непостоянные признаки. (число, падеж).
- Признаки, о которых мы говорили, (постоянные и непостоянные),
называются МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ. (слайд25)
-Дедушка имя Существительное дарит Вам очень хорошие слова, а вы запомните их. (Вера,
надежда, доброта, человек) (слайд26)
- Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!
VII. Домашнее задание.
Упр.128.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.