План урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
Оценка 4.9

План урока по русскому языку по теме "Имя существительное"

Оценка 4.9
doc
01.11.2020
План урока по русскому языку по теме "Имя существительное"
план урока имя существительное 4 класс.doc

Урок русского языка по теме "Имя существительное". 4-й класс. (слайд1)

ЦЕЛИ:

  • Углубление знаний об имени существительном как части речи.
  • Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное.
  • Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
  • Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания. (слайд2)

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока .

- Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправляемся в путешествие в страну Имени существительного. (слайд3)

Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт.

Загадка :

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. ( поезд ). (слайд4)

         -  Сейчас мы с вами поработаем составителями поездов. Для этого необходимо назвать все признаки имени существительного.

 

III. Проверка домашнего задания.

-          Что обозначает имя существительное?

-          На какие вопросы отвечает?

-          Как изменяется имя существительное?

-          Сколько у него падежей?

-          Сколько склонений?

-          Что вы ещё знаете об имени существительном?

 

 

 

 


- Итак, наш поезд готов. Но для того, чтобы он мог прийти в движение, нужно выполнить следующее задание.

IV. Чистописание.

п П

- Какая орфограмма в слове поезд? ( парная согласная).

- Как проверить? (подобрать однокоренное слово чтобы после согласного стояла гласная:  

  поезда).

Фонетический разбор слова. (у доски ученик производит разбор).

Поезд – 2 слога, 2 гласных, 3 согласных.

п- «п» - согл., твёрд., глух., парн..

о- «о» - гласн., ударн.,

е- «й» - согл., мягк., звон., неперн.,

    «э» - гласн., безудар.,

з- «с» - согл., твёрд., глух., парн.,

д- «т» - согл., твёрд., глух., парн..

5б.6зв.

V. Работа по теме урока.

1) Послушайте стихотворение, найдите имена существительные.(слайд5))

Есть на речке на Чернильной
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времён
Существительным зовётся он.
В этом городе живёт
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен,
Он бывает, строг и весел,
Обозначит вмиг предмет,
Что живой он или нет.
Отвечает на вопрос Кто? и Что? нам здесь принёс?
Изменяется по числам, падежам,
Помогает этим самым мне и Вам!

- Выпишите имена существительные, ставя их в начальную форму. Сколько существительных выписали? (8). Проверка.

Речка, город, существительное, народ, труд, предмет, число, падеж. (слайд6)

2) Улицы собственных и нарицательных. (слайд7)

- Поехали. Первая остановка на улицах Собственных и Нарицательных.
- На какой улице живут существительные, которые мы записали? (Нарицательных)
- Какие из этих слов можно поселить на улицу Собственных?
- К нарицательному существительному ГОРОД подберите имена собственные, отгадав ребусы.

( – Воронеж,  – Тула)
- Назовите особенность написания имён собственных?

(Всегда с большой буквы независимо от места положения)

Запишите эти названия: город Воронеж, город Тула.

- В каком городе живёте вы? Напишите. (город Рудный).

- Какая река протекает рядом? Напишите.( река Тобол).

ВЫВОД: имена существительные бывают либо собственные, либо нарицательные.

- Какой это признак существительного? (постоянный).

3) Побываем ещё на двух улицах города. (слайд8)

Существительного: Одушевлённые и Неодушевлённые.

Назовите одушевлённые существительные (народ)

- На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные? Неодушевлённые?

4) - Посмотрите на фотографии. (слайд9)

Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные?

- Какой это признак существительного? (постоянный).

ВЫВОД: имена существительные бывают либо одушевлённые, либо неодушевлённые.

5) Отправляемся на площадь  м.р, ж.р, ср.р. (слайд10)

- Как определить род существительного? (По окончанию и вспомогательным словам).

ж.р.

м.р.

ср.р.

она, моя

он, мой

оно, моё,

-а, -я,

-а, -я, _

-о, -е

- Определите род сущ., которые мы записали. Выделите окончания.

- Прочитайте сущ. ж.р., м.р., ср.р.

- Какой это признак существительного? (Постоянный)

6) Теперь отправляемся в парк  склонений. (Слайд11)

- Какие существительные относятся к 1-му склонению? Например.(к 1 склонению относятся существительные ж. р. и м.р. с окончаниями а, я).

- Какие существительные относятся ко 2-му склонению? Например.(ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –о, -е).

- Какие существительные относятся к 3-му склонению? Например.(к 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием).

Работа по учебнику: упр.117.( взаимопроверка).

- Как определить склонение? ( поставить в начальную форму, определить род и по окончанию).

 – Какой это признак существительного? (постоянный)

7) Следующая остановка “Падежный проспект”.

- Сколько падежей в русском языке? (6).

- Перечислите название и вопросы. (слайд12)

- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги). Сейчас я прочитаю стихотворение, а вам надо выписать словосочетания со словом мох. (слайд13)

Жил старичок – Моховичок
Из мха он сделал пиджачок.
Он валенок из мха скатал
И сплел он гамачок.
Он мхом зеленым укрывался,
Он сочным, нежным мхом питался,
Во мхе он жил и не тужил,
Он мху спасибо говорил.
Но был он очень одинок.
Тот старичок – Моховичок.

- Что такое словосочетание? ( сочетание двух слов, в котором одно – главное, другое – зависимое).

- Главными словами к слову мох будут? ( глаголы).

- Перечислите их. Выпишите словосочетания в тетради. Определите падеж.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж? (Найти главное слово)

- Теперь от главного слова задайте вопрос и определите падеж.

Проверка: сделал из мха, скатал из мха ( Р.п.), укрывался мхом, питался мхом ( Т.п.), жил во мхе ( П.п.), говорил мху ( Д.п.). (слайд14)

- Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)
- Каким признаком является изменение по падежам? (непостоянным).

8) Поработаем с пословицами. (в карточках)

Найди продолжение пословицы. Вставь окончание существительных. Определи падеж.                     В  июл_  на  дворе  пусто,                                  богат  дел__.

Крепок  тел__,                                                     не  знают  скук__.

Умелые  руки,                                                     а  в  пол_  густо.

- Прочтите полученные пословицы, объясните их смысл. (слайд 15)

9) Подъезжаем к последней остановке Реки:  мн.ч. и ед.ч. (слайд16)

- Как различить имена существительные этих рек?
- Могут ли существительные переплывать из одной речки в другую?
- Но есть существительные, которые имеют только мн.ч. или ед.ч.

- Измените данные существительные по числам, если это возможно. (слайд17)

Вокзал –                                    ножницы –

газеты –                                    ученик –

листва –                                    корабли –

( Самопроверка).(слайд18)
- Изменение по числам какой это признак? (Непостоянный)

10) Нарисуем осень.

- Кто и как может нарисовать осень? (Осень может нарисовать художник

красками,  писатель, поэт словами,  композитор музыкой). Музыкальный клип.

- Мы сегодня нарисуем осень с помощью слов.

А) Прочитай. Замени выделенные слова противоположными по значению словами и запиши текст об осени.(слайд19)

Весна. Дни стали длиннее. В воздухе заметно потеплело. Кругом следы весны.

(Осень. Дни стали короче. В воздухе заметно похолодало. Кругом следы осени.) - самопроверка.(слайд20)

Б) Найди границы предложений. Запиши в тетради.(слайд21)

Хорошо  в  л_су  на  полян_   кр_снеют  рябины  золотой  листоч_к  упал  с

берёз_   под  листик  спрятался  гр_ бок.

(Хорошо в лесу. На поляне краснеют рябины. Золотой  листочек  упал с берёзки.

Под листик спрятался грибок.) – самопроверка.(слайд22)

11) Разберите предложения по членам. ( 1 ряд- второе предложение, 2 ряд- третье, 3 ряд- четвёртое.)

12)Составить стихотворение из слов и записать его.(слайд23)

Снова                                                        вся      уснули               тепла

Облетела                                          осень              весеннего

И деревья                                        все                            наступила                            

До                                              листва               деревья     

     Проверка.(слайд24)              

Снова  осень  наступила,

Облетела  вся  листва.

И  деревья  все  уснули,

До  весеннего  тепла.

13) Давайте проведем морфологический разбор. 2 ученика у доски

I вариант

До тепла – сущ.

  1. Н.ф. – тепло,
  2. нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.
  3. Р.п., ед.ч.
  4. Вт. член – дополнение.

II вариант

Осень  – сущ.

  1. Н.ф. – осень,
  2. нариц., неодуш., ж.р., 3 скл.
  3. И.п., ед.ч.
  4. Глав. член – подлежащее.

- Проверим ваши знания.

VI. Итог урока:

Вывод:

- Назовите постоянные признаки имени существительного.( собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, род, склонение). Непостоянные признаки. (число, падеж).

- Признаки, о которых мы говорили, (постоянные и непостоянные), называются МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ. (слайд25)
-Дедушка имя Существительное дарит Вам очень хорошие слова, а вы запомните их. (Вера, надежда, доброта, человек) (слайд26)

- Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком!

VII. Домашнее задание.

       Упр.128.


Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Урок русского языка по теме "Имя существительное"

V . Работа по теме урока. 1)

V . Работа по теме урока. 1)

Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные? -

Назовите одушевленные, неодушевленные имена существительные? -

Он сочным, нежным мхом питался,

Он сочным, нежным мхом питался,

А) Прочитай. Замени выделенные слова противоположными по значению словами и запиши текст об осени

А) Прочитай. Замени выделенные слова противоположными по значению словами и запиши текст об осени

Проверим ваши знания. V I . Итог урока:

Проверим ваши знания. V I . Итог урока:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020