План урока по теме "Басня И. А. Крылова "Волк и Ягненок"

  • docx
  • 23.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План урока по басне.docx

Тема

И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок"

Педагогическая цель

Познакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, познакомить с его биографией; учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы; развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Стр. 33 программа

Изучат особенности басенного текста. Научатся отличать басню от стихотворения и рассказа; соотносить пословицы и смысл басенного текста; определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.

Личностные результаты

Владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,  проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Основные понятия и термины

Басня, композиция басни, мораль, аллегория.

Образовательные ресурсы

Учебники литературное чтение 2 класс/3 класс, м/м презентации, наглядные картинки, репродукции картин к басням, аудио-записи басен, наглядные карточки с терминами и понятиями, наглядность на магнитной основе «Герои басен».

Краткосрочный план урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

 

- Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя.

 

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, простые карандаши и раздаточный материал.

Проверяет готовность учащихся.

Проверяют рабочие места.

 

II. Речевая разминка

Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению.

.

1. Дыхательно-артикуляционные упражнения

- Перед началом урока проведём дыхательную и речевую разминку.

1) Вдох носом, выдох через рот;

    Вдох, задержка дыхания, выдох;

    Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям.

- У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте, я сначала прочитаю, затем вы читаете хором:

2) Летела муха около уха: жжжжжжжжжж

     Летела оса около носа: ссссссссссссссссс

     Летел комар и звенел: ззззззззззз

     Сел на лоб, а мы его хлоп!

     И поймали. (Кулачек прижимается к уху)

     Ззззззззз - пусть летит!

Проводит дыхательную и артикуляционную разминку.

Выполняют дыхательную и артикуляционную разминку.

 

III. Введение в тему урока

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

1.Вступитель-ное слово учителя

 

 

Учитель читает:

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

 

 Чей диалог вы услышали? (Волка и Ягненка).

Это басня И.А. Крылова и ее название «Волк и ягненок).

- А вы знаете, что это за произведение (басня).

- Почему это басня, а не сказка или стихотворение? Назовите отличительные черты басен (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.).

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Осознают значимость чтения для личного развития.

Владеют логическими действиями обобщения и построения рассуждений

 


V.  Постановка учебной задачи.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся

1.Самоопределе- ние к деятельности.

- Какую басню мы будем изучать сегодня? («Волк и ягненок»).

- Как вы думаете, какой главный вопрос может возникнуть при изучении этой басни? (Предположения учащихся).

 

Главные понятия урока:

Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват.

 

Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Формулируют тему урока и планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель:  обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

 

1.Понятие о басне, выявление жанровых признаков басни.

-В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера.

Сл.2 (термин «Аллегория»)

Аллегория – это сравнение чего-либо или кого-либо с кем-то или чем-то. Например: лиса в произведениях сравнивается с хитрым и коварным человеком, а муравей – с сильным и трудолюбивым человеком.

- В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

2. Подготовка к восприятию (знакомство с автором)

Сл.3 (Портрет Крылова)

Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца.

Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Мы говорим - “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

Сл.4 (Выставка произведений)

В баснях Крылова (их 200) отразилась современная ему русская жизнь. По тематике и идейной направленности басни И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русских людей в войне 1812 года, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества — вот только некоторые примеры того, что находит мастерское отражение в баснях И. А. Крылова.

Крылов обращается к своим читателям не как моралист, а как лукавый и простодушный рассказчик. Иногда он прямо высказывает свою оценку, а чаще выступает как посторонний наблюдатель и предоставляет читателям возможность самим понять скрытый смысл басни.

- В оценке героев Крылов исходит из народного представления о добре и зле, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости. Он осуждает ложь, вражду, безделье – разные пороки человеческие.

Учитель знакомит учащихся с биографией автора и его творчеством.

Принимают
и сохраняют учебную задачу.  Слушают рассказ учителя и понимают творчество И. А. Крылова как явление национальной и мировой культуры.

3. Первичное восприятие

- Обратите внимание на название басни «Волк и ягненок». Автор в названии чётко определяет предмет сатирического изображения.

 

- Послушайте и скажите, какая история приключилась с героями басни? (Читает учитель наизусть)

Даёт целевую установку перед чтением; выразительно читает басню.

Воспринимают на слух художественное произведение.

4. Проверка эмоционально-образного

восприятия конкретного содержания.

·         О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

·         Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

·         Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

·         Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку).

·         Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

- Каких людей олицетворяют герои басни «Волк и ягненок»?

Сл.5 (Изображение волка и ягненка)

В этом произведении Волк олицетворяют людей сильных, злых, грубых. ягненок показывает глупых, доверчивых, эгоцентричных людей, которые любят похвалу и  внимание к своей персоне.

Проверяет уровень эмоционально образного восприятия произведения учениками.

Владеют навыками логических действий в построении рассуждений.

5. Словарная работа

 

- Давайте вместе определим значение некоторых слов, используя толковые словари.

Сл.6 (Словарная работа)

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили значения слов.

закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

тьма – много;

надобно – надо;

рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому назад;

разведаться – рассчитаться, отомстить;

досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

Даёт задание определить значения слов представленных на слайде.

Используют различные способыпоиска информации в учебниках и словарях в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6. Повторное чтение и анализ басни

(раскрытие композиции)




- Композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали).

(Чтение с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия).

·         Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

·         Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль - «У сильного всегда бессильный виноват»)

·         Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок».

Обобщение:

События в басне развиваются быстро, динамично, главное внимание автор заостряет на психологическим состоянии героев.

Направляет работу учащихся с помощью наводящих вопросов по содержанию басни.

Владеют логическими действиями  анализа и синтеза, построения рассуждений.

 

 

8. Выделение характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения.

- Как в баснях, герои Крылова получают возможность разговаривать, судить, размышлять? Очень важное значение имеют их речевые характеристики. В словах героев очень часто скрывается авторская мысль.

- Прочтите слова, которые волк сказал ягненку? (

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву".-

- Как автор подчеркнул то, что волк могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку:

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

      И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу"

- В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым)

- Каков ягненок? (Вежлив, сдержен)

- Какова основная мысль басни? (

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

       Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

- Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми)

Обобщение:

Персонажи крыловских басен создаются по тем же принципам, что и образы русского сказочного фольклора. Звери, птицы, насекомые, рыбы… Крылов подробно описывает характеры героев своей басни, делает их зримыми и смешными.

Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет особенности героев басни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет главную мысль произведения.

 

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Владеют логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

 

 

 

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации..

 

9. Раскрытие аллегории, выяснение главной мысли.

- В этой басне действующими лицами являются животные. Помимо узнаваемых «портретных» и поведенческих особенностей  они имеют аллегорический смысл (они ассоциируются с людьми).

- Почему Крылов говорит, что у сильного всегда бессильный виноват? (потому что трудно признаться., что ты виноват в чем то).
- Почему на роль сильного выбран волк, а на роль слабого ягненок? ( в сказках волк всегда сильный, злой, а ягненок, слабенький, доверчивый).
- Если бы на месте ягнёнка был бы кто ни будь другой, волк бы смел так дерзко общаться с ним? Например, собака? (Нет, он бы боялся).

Обобщение:

Обвинения Волка надуманны и лишены здравого смысла, это обычные придирки. Когда ему уже нечего придумать, он называет истинную причину своих претензий: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», это объясняет всю ситуацию.

Оправдания Ягненка убедительны и опираются на здравый смысл, но они не действенны.

- Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)

- Почему Волк съел Ягненка? (Волку хотелось есть, ему на пути попался Ягненок, слабый и беззащитный, все его попытки самозащиты оказались тщетны, и он стал жертвой Волка.)

- Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.

Направляет учащихся в работе с аллегорическим смысл басни.

Владеют логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Раскрывают аллегорический смысл басни.

10.  Анализ морали.

 

Главная мысль — вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщенное выражение идеи.

Каждая басня Крылова — это метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей.

Мораль в басне может располагаться не только в конце, но и вначале текста. Не всегда в басне есть отдельно сформулированная мораль – вывод может быть сделан и устами одного из героев басни.

- Прочитайте первые четыре строчки басни.

 

Мораль басни выражена в словах:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

 

- Передайте смысл первых четырех строк своими словами.

- Как понимаете смысл первой строчки ?

Обобщение:

Автор басни выразил мораль четко, образно. В первых четырех строчках автор выразил самое главное.

Помогает учащимся определить и сформулировать мораль басни.

Владеют логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

11. Анализ языковых особенностей басни

- Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

- Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка.

 

- Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли,

Анализирует с учащимися языковые особенности басни.

Владеют логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Физкультминутка от Лисицы.

Кто на месяце живёт?
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (Ходьба.)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз. (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной.)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой.)

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Осуществляют профилактику   утомления, повторяя движения за учителем.

VI. Закрепление знаний  и способов
действий.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

1.Прослушивание записи фонохрестома-тии

 

Учитель включает учащимся аудио-запись басни «Волк и ягненок».

 

 

- Как рассказчик представил героев басни? Что ему в этом помогло? (Интонация, речь).

Даёт целевую установку перед прослушиванием басни.

Слушают аудиозапись. Владеют логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

2. Работа с иллюстрациями

.

 

Сл.8 (Иллюстрация  к басне)

См. иллюстрацию (комментирует учитель)

 Зрительный контраст –волк, в мундире, властный, и ягненок, простой, с поникшей головой.

Сатирические образы басен Крылова раскрывают самые разнообразные явления жизни и взаимоотношений людей.

Предлагает учащимся проанализировать картинки к басне и определить к какой части басни  она относится.

Рассматривают иллюстрации. Владеют логическими действиями сравнения, 

3. Упражнение в выразительном чтении басни

- Послушайте и скажите, что вас удивило? Что понравилось в чтении?

- Попробуем прочитать так же выразительно?

Акцентирует внимание на характере героев. Предлагает прочесть выразительно басню.

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

VII. Итог урока.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

1. Обобщающая беседа

-Чем же басня похожа на сказку о животных, а чем от нее отличается?

-А чем басня похожа на рассказ и чем отличается от него?

 Вывод:

В басне герои – животные, как и в сказках о животных. Но басня, в отличие от них, состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей.

Басня похожа на рассказ, потому что рассказывает о каком-либо случае, а отличается от рассказа тем, что описывает только один, конкретный эпизод. В басне меньше действия, чем в рассказе, она короче.

Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу.

 

Владеют логическими действиями обобщения, сравнения,  анализа, синтеза, построения рассуждений.

 

2. Применение пословицы в качестве вывода к басне

- Соберите пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни  (карточки на доске):

1.        Волки чуют, где овцы ночуют.

2.        Сильная рука сама владыка.

3.        Богач норовит, как бы бедного с ног сбить.

4.        Когда деньги говорят, правда молчит.

5.        С сильным не борись, с богатым не судись: сильный поборет, богатый осудит.

6.        Кто у власти, тот и ест сласти.

7.        Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться.

8.        У волка всегда овца виновата.

Практически каждая из этих пословиц созвучна басне «Волк и Ягненок». Мораль «У сильного всегда бессильный виноват» сама стала пословицей. И хотя ее происхождение литературное, а не фольклорное, она по своей точности и мудрости. Лаконичности и выразительности близка к народным пословицам. Поэтому и прочно вошла в наш язык, стала его украшением.

Формулирует и разъясняет  задание с пословицами.

 

Владеют логическими действиями обобщения сравнения,  анализа, синтеза, построения рассуждений. Применяют способы решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

1. Самооценка работы на уроке (рефлексия)

 А что бы вам было легче оценить себя, ответьте на вопросы:

1.      Хорошо ли я работал на уроке?

2.      Всегда ли отвечал на вопросы учителя?

3.      Дополнял ли ответы одноклассников?

4.      Хорошо ли прочитал произведение?

5.      Понял ли смысл произведения ?

Учитель выявляет уровень усвоения нового материала.

Понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Самостоятельно оценивают свои достижения.

 

Домашнее задание

Наизусть басню.

Даёт домашнее задание и разъясняет его.

Записывают задание в дневник.