План урока "Солнце-дневная звезда"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

План урока "Солнце-дневная звезда"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
астрономия
29.06.2020
Формирование представлений о центральном объекте Солнечной системы — о Солнце. Рассмотрим общие сведения о Солнце. Выясним, какие химические элементы входят в состав нашей звезды, что является источником её энергии.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

СОЛНЦЕ-ДНЕВНАЯ ЗВЕЗДА.doc

Интегрированный урок по предмету: «Физика и астрономия», интеграция с предметом «Самопознание».

Раздел: астрономия

Колледж: КГКП «Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата Костанайской области.

Дата:

ФИО преподавателя: Сыздыкова Б.С.

Группа:

Участвовали:

Не участвовали:

Тема:

Солнце - дневная звезда: состав и строение Солнца, атмосфера Солнца и солнечная активность.

 

Цель урока

Формирование представлений о центральном объекте Солнечной системы — о Солнце. Рассмотрим общие сведения о Солнце. Выясним, какие химические элементы входят в состав нашей звезды, что является источником её энергии.

Языковые цели

Предметная лексика и терминология:

Серия полезных фраз для диалога/письма:

 «Солнце — единственная звезда в Солнечной системе, представляющая собой горячий плазменный шар».

«Күн ыстық күн жүйесі, - деді жұлдыз жаңа білдіретін плазмалық шар».

«The Sun is the only star in the solar system to be a hot plasma ball».

Воспитание ценностей

Құндылық/ ценность: Жалпыұлттық «Мәңгілік Ел» идеясының құндылықтары / Ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел»/ «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру»: воспитание доброты, ответственности, настойчивости и познавательной активности обучение на протяжении всей жизни.

Уважение и сотрудничество прививаются на занятии через умение работать в группе.

Межпредметная связь

Самопознание -вопросы из области самопознания.

Ресурсы

https://bilimland.kz;

https://youtu.be/dS2dPbfH5z8  «Строение и эволюция Солнца и звезд Строение и эволюция Вселенной».

https://youtu.be/n8VpICLxiaY «Солнце. Строение Солнца. Физические характеристики. Природа энергии».

https://youtu.be/SSP8JlCfE3E "Состав и строение Солнца".

https://youtu.be/i7AHXkKUlug  «3D Путешествие по солнечной системе. Всё про Солнце».

https://youtu.be/uxPPoffwNTQ  «Интересные факты – Солнце».

https://youtu.be/n8VpICLxiaY «Солнце. Строение Солнца. Физические характеристики. Природа энергии».

https://youtu.be/QP1bp9J646Y «Солнце - источник энергии солнечной системы» (документальные фильмы).

https://quizizz.com/admin/quiz/5907843f51a74d14001ea8c5/астрономия.

Презентация «Шедевры природы».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя /Деятельность учащихся

 Начало занятия.

Организационный момент.

 

 

Приветствие на трех языках:

Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning.

Для установления благоприятной атмосферы в группе провести  тренинг «Пожелание» (слово или фразу)

Вход на тему занятия и целеполагание.

Когда   русского художника Юрия Алексеевича Васнецова спросили:  «Что вам удивительнее всего  в природе?». Что он ответил?

Он ответил:  «…Солнце удивительное. Какое оно всегда разное!»

Солнце. Солнце является источником колоссального количества энергии, в виде света и тепла передаваемого Земле.

 

Чем  ассоциируется у вас Солнце? (Обучающиеся высказывают своё мнение, вспоминают высказывания, связанные с Солнцем).

Предполагаемые ответы: Солнце ассоциируется с теплом, светом, радостью, легкостью, верой в лучшее, счастье, радость, энергия и веселье, позитив вера в лучшее.

 «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» ( Сократ).

Как может человек дарить окружающим тепло и свет?

«…Как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!»

Ф.Достоевский, «Униженные и оскорблённые»

 «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. В. Гюго

Үшін "Мейірбандық - бұл адамның ішкі әлеміндегі күн". В. Гюго

"In the inner world of man, kindness is the sun." V. Hugo

 «Солнце человеческое»- это его душа, или его доброе отношение к другим людям.

 «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». М. Пришвин

«Если бы ты всегда и везде оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, – легка и приятна была бы твоя жизнь». М. Горький

Середина занятия.

Изучение нового материала.

 Просмотр видеопрезентации (по выбору преподавателя)

Во время работы обучающихся в группе наблюдает за работой и оценивает их.

Работа в группе:(  5 подгрупп по 5 человек в каждом). После просмотра делают вывод.

Критерий для оценивания выступления от группы.

1.Регламент (время)

2.Научность (правильность)

3.Доступность изложения.

4.Логика изложения

5.Речь

6.Эмоциональность.

Используется приём «Цветные карточки» для осуществления обратной связи.

Обратная связь словесным поощрением

Приём «Цветные карточки»:

Зелёный-всё понятно.

Жёлтый - Есть вопросы.

Красный- Не понятно.

Примерный перечень вопросов, на которые необходимо дать ответ в выступлении:

Что представляет собой Солнце? Опишите внутреннее строение Солнца. На какие зоны условно подразделяются недра Солнца? Какие процессы происходят в каждой из этих зон? Что является источником солнечной энергии? Какие явления наблюдаются в хромосфере и короне Солнца? Что такое солнечная активность и какова её цикличность? Что такое солнечная постоянная? Как её определили? Что понимают под светимостью Солнца? Чему она равна? Какие химические элементы являются преобладающими для Солнца? Какова роль озонового слоя в атмосфере Земли? Каким образом активность Солнца может влиять на толщину озонового слоя Земли? Что такое солнечный ветер? Как он возникает? Что называют магнитосферой Земли? Какое влияние на неё оказывает солнечный ветер? Каковы причины и последствия магнитных бурь на Земле? Каковы причины происхождения полярных сияний?

Используются слайды с изображениями:

  Изображение солнца, полученное Обсерваторией солнечной динамики НАСА в апреле 2016 года.               

 

         

 

 

Вывод:

Солнце — единственная звезда в Солнечной системе, представляющая собой горячий плазменный шар, диаметр которой больше диаметра Земли в 109 раз и масса которой в 330 тыс. раз больше массы Земли. Количество лучистой энергии, ежесекундно поступающей от Солнца на единицу площади земной поверхности, — солнечная постоянная — практически не меняется на протяжении миллиардов лет.

Преобладающими химическими элементами на Солнце являются водород и гелий. Источником энергии Солнца являются реакции термоядерного синтеза, протекающие в его недрах. Внешняя газовая оболочка Солнца — атмосфера — состоит из фотосферы, хромосферы и короны.

Фотосфера — это самый нижний слой солнечной атмосферы, толщиной не более трёхсот (300) километров. Именно этот нижний слой атмосферы, видимый нами как желтовато-яркий (реже белый) диск, зрительно воспринимается нами как Солнце.

 Фотосфера даёт основную часть излучения Солнца. При этом считается, что наша звезда излучает энергию, как абсолютно чёрное тело. Тогда температура фотосферы Солнца может быть рассчитана по закону Стефана — Больцмана, согласно которому мощность излучения абсолютно чёрного тела прямо пропорциональна четвёртой степени температуры:

Е = σТ4,

В записанной формуле σ — это постоянная Стефана — Больцмана (σ = 5,67 ∙ 10–8 Вт/(м2 ∙ К4)).

Подставим это уравнение в формулу для определения светимости Солнца.

А из полученного равенства выразим температуру фотосферы

Подставив в полученную формулу численные значения входящих в неё величин и проведя все необходимые вычисления, получим, что температура фотосферы примерно  равна 5745 К.

Температуру солнечной фотосферы можно определить и используя закон смещения Вина: длина волны, на которую приходится максимум излучения нагретого тела, обратно пропорциональна температуре этого тела:

Зная длину волны, на которую приходится максимум излучения Солнца, нетрудно определить температуру фотосферы. В большинстве случаев мы с вами будем считать, что температура фотосферы Солнца равна 6000 К.

Локальные, периодически возникающие изменения магнитных полей, порождают активные процессы в атмосфере Солнца. Активные процессы на Солнце являются причиной возникновения в слоях атмосферы пятен,

факелов, протуберанцев, вспышек и др. Солнечные вспышки — наиболее мощные взрывные

процессы в атмосфере Солнца. Солнечная активность имеет 11-летнюю цикличность.

Мощность радио-, коротковолнового и корпускулярного излучений Солнца значительно возрастает при активных процессах в солнечной атмосфере.

Озоновый слой атмосферы Земли является защитной оболочкой от вредного для человека и живых организмов ультрафиолетового излучения Солнца. Солнечный ветер — непрерывный поток разреженной плазмы, радиально исходящий от Солнца. Неоднородность солнечного ветра вызывает на Земле магнитные бури, полярные сияния, радиовсплески.

Гелиобиология — наука, изучающая влияние активности Солнца на биологические объекты и человечество.

Далее группы объясняют явления:

Презентация «Шедевры природы»

Застывшие частицы воды, паря в воздухе и отражая от своих граней свет различных источников, создают удивительные по красоте и уникальные природные явления: полярное сияние, световые столбы, гало и паргелий, одну из разновидностей последнего.

Объяснить следующие явления:

 Слайд № 1.Полярное сияние.

Северное сияние

Земля постоянно находится в разреженном потоке испущенных Солнцем заряженных частиц(электронов, протонов) и как бы обдувается солнечным ветром. Заряженные частицы проникают в более плотные слои атмосферы и воздействуют на молекулы воздуха, вызывая свечение атмосферы- полярные сияния. Поток заряженных частиц от Солнца, возмущая магнитное поле Земли, порождает полярные сияния.

Если азот, столкнувшись с солнечными частичками, теряет электроны, то его молекулы преобразуются в синий и фиолетовый цвета;
когда солнечный ветер взаимодействует с кислородом, электрон не исчезает, но начинает выпускать лучи зелёного и красных цветов.

Слайд № 2.Гало.

Лунное гало

Гало –яркий ореол или светящийся круг, образованный около мощного источника света оптическими свойствами атмосферных ледовых микрочастиц. Гало возникает, когда лучи света преломляются на сгустившихся в высоких облаках ледяных кристалликах, имеющих форму шестигранных призм. В результате мы видим малый круг гало радиусом 22°.

Большой круг образуют лучи, прошедшие через боковую грань и основание призмы - кристалликов. Его радиус равен примерно46°.
Слайд № 3. Световые столбы.

Световое столбы появляются при отражении света от взвешенных в воздухе мельчайших кристаллов льда (с шестиугольным сечением или же столбовидных, в зависимости от угла расположения солнца или луны). Такие кристаллы обычно возникают в высоких перистых облаках. Однако в мороз ледяные кристаллы образуются и в более низких слоях атмосферы. Поэтому, столбы света часто возникают зимой. А их многоцветный оттенок объясняется огнями, которые они отражают.

Слайд № 4. Радуга.

Радуга появляется когда идет дождь и одновременно светит солнце. Чтобы видеть это красивое явление, необходимо стать строго между светилом (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед лицом). Солнце посылает свои лучи, которые, попадая на капельки дождя, создают спектр. 

Конец занятия.

Итоги.

Домашнее задание.

 

https://quizizz.com/admin/quiz/5907843f51a74d14001ea8c5/астрономия. Тест.

Самооценивание по листу самооценки.

Подсчитай свои баллы и оцени свою работу!

5 б– «5»; 4 б.- «4»; 3- б. – «3»; менее 3 баллов – не отчаивайся, надо еще все повторить!

Оценка__________________

Активным группам выдаются «Веселые заряды»

Студент, один из наиболее мотивированных (по желанию) делает общий вывод по достижению цели занятия.

Д/з: Написать вывод.

Рефлексия

Синквейн «Звезда по имени Солнце» – составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка –3 слова - глаголы

четвёртая строка– 4 слова - в которых выражается личное мнение к предмету разговора

пятая строка– слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Солнце.
Яркое, ободряющее.
Веселит, светится, манит.
Солнечное излучение несёт энергию.

Звезда.

Солнце.
Долгожданное, теплое.
Согревает, радует, пробуждает.
Воробьи весело щебечут за окном.

Весна.

 

Солнце.
Лучистое, яркое,

Светит, греет, радует,

Источник жизни на Земле

Светило.

Преподаватель: Свет Солнца всё вместил и щедро всех одаривает, не выбирая.

Солнце светит для всех.

Жизнь на Земле зависит от электромагнитного излучения Солнца.

Чем больше в душе Солнца

Тем ярче вокруг жизнь.

Зажгите Солнце внутри

Оно есть в каждом человеке.

Сохраняйте душевный Солнечный свет

Если Солнце в душе,  никакие тучи не испортят ваш день.

Солнечный свет- это свет, способный озарить своими тёплыми лучами не только пространство вокруг нас, но и путь, ваш и тех, кто окружает вас. Следите за своими мыслями, словами, поступками, ибо звёздное небо внимательно смотрит на вас.

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке