План урока: Структурные компоненты почек

  • docx
  • 09.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Биология_8 класс_Выделение_Структурные компоненты почек_Разработка урока.docx

 

Раздел долгосрочного плана:

8.3А Выделение

 

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс:

Количество присутствующих:      

Отсутствующих:

Тема урока

2 урока Структурные компоненты почки

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.5.2 распознавать структурные компоненты почки

Цели урока

Учащиеся могут:

•          определять  по рисунку структурные компоненты почки;

•          называть по рисунку структурные компоненты почки;

•          описать строение почки.

Критерии оценивания  

 

1.   Применяют ранее полученные знания о строении почки.

2.   Правильно подписывают на схеме структуры почки.

3.   Объясняют строение и функции почки.

Языковые цели

Учащиеся могут:

Называть по рисунку структурные компоненты почки.

Описать строение почки.

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

капсула Баумана, клубочек, капилляр, Петля Генле, собирающий канал, мочеточник, афферентная артериола, выводящая артериола, ультрафильтрация, осмос, диффузия, фильтровать, мочевина, глюкоза, вода, аминокислоты, белки,

Полезные выражения для диалогов и письма:

Нефроны находятся внутри .............

Правая почка чуть ниже, потому что.................

Основной структурной единицей почки является....................

Наружний  слой почки состоит из коричневого .................. и внутренний серый слой из ................... вещества.

В мозговом веществе углами направленные к лоханке находятся ....................

Межпредметные

связи 

Связь с химией, когда раскрывается роль воды в растворении веществ в ней. Связь с физикой, при объяснении фильтрации за счет разницы давления и диаметра сосудов.

Привитие ценностей           

Способствовать развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество) при работе в классе. Уважение к мнениям учащихся и понимание ответственности за свои обязанности перед другими, что позволяет развивать межличностные компетенции. Развитие навыков самостоятельной и совместной, работы дисциплинированности, ответственности.

Предварительные знания

Учащиеся из курса «Естествознание» 6 класса знают о понятии экскреции. Из курса «Биология» 7 класса знают о  диффузии, осмосе и активном транспорте.

 

 

 

Ход урока

Запланирован-ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

1.Эмоциональный настрой. С учащимися проводится беседа на тему: «А какая погода у вас на душе?». Нарисовать на стикерах погодные явления

 

Актуализация знаний.Обращает внимание на слова итальянского кинорежиссёра Ф. Феллини: 

« Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь себя, исследовать неведомую часть самого себя».

·              А вы любите путешествовать?

- Чтобы настроиться на работу, начнём его с биологической зарядки.

Зачитывает утверждения. Предлагает работать быстро, самостоятельно:.

- Мы изучаем анатомию.

-У человека имеется 3 группы крови

- Обмен веществ – свойство, характерное только для человека.

- Гомеостаз-способность организма сохранять относительное постоянство состава.
- В организм могут поступать только полезные вещества.

- Нефрон – это часть почки.

-Корковый и мозговой слой относится к сердцу

 

Метод беседа:

-Какие утверждение вызвали затруднения?

- Какой орган выводит из организма больше ненужных веществ?

- Частью, какой системы являются почки?

- Почему она получила такое название?

Определяют тему и цели урока

 

 презентация (слайд 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встали, вышли из-за парт, слушают, выполняют биологическую зарядку: если утверждение верное, поднимают руку, если нет – хлопают, если затрудняются, делают одно приседание т.е.  гимнастика для тела и мозга.

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации: существует такой факт. При нарушении работы обеих почек, человек сможет прожить не более пяти дней.

Обсуждение: почему?

Для того чтобы понять почему, предлагает, отправится в путешествие, в неизведанный ещё для них орган – почки.

 

Гипотеза 1. Не знаем строение почек, а в особенностях строения может быть скрыта причина;

Гипотеза 2. Не знаем, как функционируют почки, а это могло быть причиной гибели организма.

Пути решения:

 Необходимо узнать: расположение почек, их макроскопическое и микроскопическое строение.

-Объяснение учителем: строение почки

учащиеся заполняют 1 карточку

 

- Для того, чтобы узнать микроскопическое строение нефрона, предлагаю выполнить задание.

 

Задание:

1.Дайте определение нефрона?

 

2.Назовите структурные компоненты иефрона:

1.      __________

2.      __________

3.      __________

4.      __________

5.      __________

6.      __________

7.      __________

 

 

 

 

 

 

Дескрипторы:

-знает макроскопическое и микроскопическое строение почек

 

Оценивание: взаимооценивание

 

Вывод: Почка имеет сложное строение и при отклонении в здоровье этого органа возможны серьёзные проблемы всего организма в целом.

 

-Для того, чтобы решить первую гипотезу, нужно знать как функционируют почки.

 

(П) Задание: работа с учебником. Заполнить таблицу

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1.фильтрация

Образование первичной мочи

В клубочки

Плазма без белка

2.Реабсорбция

Вторичная моча

В канальцах

Мочевина, мочевая кислота, креатин.

Оценивание: взаимооценивание в парах

Метод беседа; Учитель обращает внимание детей на стол с накрытыми предметами (1 ведро – 10 л.  и банка 1,5 л. с жидкостью),  предлагает сюрприз-загадку. Что означают цифры на ведре и банке?

-Кто с математикой дружит, сколько вёдер  жидкости  пропускают через себя почки в сутки? (15 вёдер).

- Как? Органы меньше чем кулачки, могут пропустить через себя 150 литров в сутки?

- А я вам помогу ребята. Оказывается если развернуть все клубочки и канальца нефрона то получится площадь всасывания 1,5 м². С какой системой связан нефрон (с кровеносной), правильно, поэтому это становится возможным.

- Что произойдёт с организмом, если он будет терять жидкость на стадии первичной мочи?

 

Анализ визуальной информации. Просмотр видеоролика о значение почек. Совместное обсуждение.

 

-физминутка

 

Закрепление: все вместе

Они как два больших боба

На связках закрепились.

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальца и клубочки.

Нефронов целый миллион содержат наши почки.

Проходит кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм, а что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть, что нам всего дороже.

Беречь должны не только честь, но и почки тоже.

 

Оценивание: взаимооценивание

 

Дифференцированные задания:

Задание 1.Соотнесите структурные компоненты почки с их описанием

Описание

Структурные компоненты

Порядковый номер соответсвующих описании

1

Приносить кровь с вредными в почки

Нефрон

 

2

Бледная структура почек

Мозговое  вещество

 

3

Выводит кровь, в состав который входит глюкоза и белки  и в нем  не содержаться вредные вещества

Почечная лоханка

 

4

Темно – коричневый слой

Почеченая вена

 

5

Основная функциональная единица почек

Пирамиды

 

6

Рапологается  в корковом веществе

Почечная артерия

 

7

Проводит образовашиеся мочу в мочеточник

Корковое вещества

 

 

Уровень В-С

Задание 1

1.Какие функции выполняют почки?

2. Назовите структурные компоненты почки?

3. Данный рисунок показывает структурные компоненты почки.

 

 

Подпишите  структуру, обозначенный под цифрой  6

Дескрипторы:

- Знает какие функции выполняют почки.

- Правильно называет структурные компоненты почки.

- Подписывает на схеме структуру  почки.

 

Дополнительное задание: составление 2 открытых и 2 закрытых вопроса, соответствующих навыку анализа. Взаимоопрос.

Взаимооценивание по правильным ответам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, стр 115

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоролик «Значение почек»

 

 

 

Читают, выполняют анализ стихотворения:

- форма
- место положение

- функция

- значение

- строение нефрона

- количество нефронов

- без какой системы не возможна работа почек?

- что нужно запомнить смолоду?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.1

Конец урока

 

 

9. Рефлексия

Коллекция стикеров.

ü  Обучающиеся записывают на зеленых стикерах то, что хорошо поняли и могут объяснить другим;

ü   На желтых стикерах то, что поняли, но затрудняются объяснить;

ü  На красных стикерах, что не поняли.

Стикеры

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся?

Здоровье и соблюдение техники  безопасности

 

На уроке предоставляется учебная информация с учетом типов восприятия информации учащихся: аудиальная, визуальная, кинестетическая. Более способные учащиеся могут восстановить по памяти внутреннее строение почек и проанализировать видеоролик.

На этапе повторения учащиеся выполняют задание на соответствие, проверяя его по предоставленным ответам. На этапе вызова определяется зона ближайшего развития учащихся через воссоздание рисунка и его оценки. Итоговая проверочная работа оценивается учителем на основе критериев оценивания.

Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время урока.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru