План урока Тема: "Техника и техническое устройство" 9 КЛ
Оценка 4.8

План урока Тема: "Техника и техническое устройство" 9 КЛ

Оценка 4.8
docx
14.04.2021
План  урока Тема: "Техника и техническое устройство" 9 КЛ
01 - Техника и техническое устройство. Понятие о машине.docx

Автор:   Мурнукова Светлана Анатольевна
Место работы, должность:   МАОУ межшкольный учебный комбинат г.Калининграда, преподаватель технологии 1 категории

 

План  урока № 1

 

Дата проведения__________

 

Тема: «Техника и техническое устройство. Понятие о машине»      - Слайд 1

 

  1. Цели урока:                                                                                                            - Слайд 2

Образовательная: познакомить учащихся с основными понятиями: техника, техническое устройство, сформировать понятие о машине;

Развивающая: привить навыки четкого и правильного выражения своих мыслей, уметь анализировать, выделять главное, сравнивать; способствовать запоминанию основной терминологии;

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, эстетических качеств личности.  

  1. Методическое оснащение урока.

Материально – техническая база:

v  ПК, ММП.

Дидактическое обеспечение:

v  Информационные карты «Объекты», «Технические устройства», схемы «Технические устройства»,  «Сверлильный станок»

  1. Метод обучения: рассказ, объяснение, демонстрация схем.
  2. Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока.

 

1.      Организационный момент.

Ø  Приветствие.

Ø  Проверка явки учащихся.

Ø  Проверка готовности учащихся к уроку.

Ø  Доведение до учащихся плана урока.

2.  Актуализация знаний учащихся.                                                                       - Слайд 3        

        Что такое машина?

3. Изложение нового материала

- Слайд 4

Слово «техника» в современном русском языке име­ет два основных значения.

Во-первых, техника — это всё, что сделано чело­веком для преобразования материалов, энергии, информации: станки, приборы, инструменты, при­способления, а также устройства (утюги, холодильни­ки, швейные машины), средства транспорта и те объекты, которые вы сами изготавливаете на уроках технологии.

Во-вторых, это — совокупность приёмов, приме­няемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Например, техника выполнения резьбы по дереву, кости, камню, росписи по ткани, дереву, стеклу; техника игры на пи­анино; техника ведения мяча в футболе и др. Любое умелое выполнение каких-либо действий также назы­вают техникой. Обучаясь приёмам обработки различ­ных материалов, вы приобретали именно технику умелой работы инструментами.

В этом разделе мы будем говорить с вами о технике как материальном объекте.

Техника облегчает условия жизни человека. Разви­тие и совершенствование техники — от самой прими­тивной (заступ, молот и др.) до новейшей — отражает развитие человеческих знаний и опыта, науки и куль­туры.

 

- Слайд 5

Все материальные объекты на Земле можно раз­делить на две группы:

 

 

 

- Слайд 6

Многие искусственные объекты принято называть техническими объектами или техническими устройствами.

 

 

Основная функция технического устройства — это действие, для осуществления которого оно создано. Например, основная функция рубанка — строга­ние древесины с целью получения гладкой и ровной поверхности обрабатываемого материала. Основная функция сверлильного станка — получение отверстий в различных материалах, как сквозных, так и глухих.

Любое техническое устройство, будь то повоз­ка, книга, станок, телефон, кинофильм, создава­лось, когда в нём возникала потребность. Иначе говоря, любое техническое устройство создано для вы­полнения им строго определённой, или основной, функции.

- Слайд 7

(Переход с этого слайда осуществляется по гиперссылкам)

Техническое устройство (ТУ) может быть простым, например лопата. Простые технические устройства называют орудиями труда.

К сложным техническим устройствам относится, например, современный авиалайнер. Сложные техни­ческие устройства называются техническими система­ми (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение).

Основная функция простых и сложных технических устройств может совпадать. Сложные технические устройства выполняют при этом основную функцию более производительно и на более высоком уровне.

- Слайд 17 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Орудие — технический объект, при помощи кото­рого осуществляется какое-либо действие и произво­дится работа. К ним обычно относятся ручные инстру­менты и несложные приспособления.

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 18 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Техническая система (ТС) — составной объект, со­стоящий из группы связанных между собой частей. При этом свойства технической системы существенно отличаются от свойств отдельных составляющих её частей. Так, например, детали самолёта — крылья, двигатели, шасси — сами летать не могут, но собран­ный из них самолёт обладает способностью летать.

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 19 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Инструмент – ТУ (техническое устройство), при помощи которого выполняется работа.

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 20 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Приспособление – ТУ, которое облегчает выполнение работы.

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 21 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Аппарат – ТУ, в относительно подвижных частях которого, происходят физические или химические процессы. Например, фотоаппарат, утюг, дирижабль.

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 22 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Прибор – ТУ, предназначенное для восполнения несовершенства, отсутствия или замены органов чувств человека. Например, термометр, хронометр, компас.

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 23 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Машина – сооружение (перевод с латинского).

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 24 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Агрегат несколько собранных разнотипных машин, соединенных в целое для совместной работы, а также часть сложной машины, представляющая законченное целое.

(возврат по управляющим кнопкам на слайд № 7)      

 

- Слайд 8

Следует отметить, что всякая машина есть техника, но не всякая техника есть ма­шина. Что же называют машиной и какое техниче­ское устройство можно считать машиной?

Главное отличие машины от других технических устройств заключается в том, что она без приложения человеком силы совершает основные рабочие опера­ции. В то же время орудия (лопата, игла, нож) не могут сами совершать работу. Они только помогают человеку выполнять работу. Например, обычная лопата — про­стейшее орудие, при помощи которого человек копает землю. Экскаватор служит для этой же цели, но вы без колебаний назовёте экскаватор машиной и не ошибё­тесь, потому что экскаватор сам совершает полезную работу, а человек только управляет им.

Любая машина — это техническая система, так как состоит из составляющих её элементов, и свойство ма­шины всегда отличается от свойств составляющих её элементов. Например, ав­томобиль может перевозить грузы, а его элементы нет. Так, колесо хотя и перекатывается, но никого не пере­везёт, в кузове можно разместить груз, но переместить его куда-либо невозможно.

 

- Слайд 9

Исторически машины про­изошли из орудий (инструментов и приспособлений), постепенно усложнившись до технических систем. Рассмотрим в качестве примера эволюцию сверлиль­ных работ от орудия до машины. В историческом му­зее можно увидеть примитивные орудия каменного века — каменные топоры и мотыги, наконечники ко­пий и стрел, кремневые ножи и скребки для хозяйст­венных нужд. Эти орудия поражают одной деталью: у них есть гладкие отверстия для насаживания на де­ревянную ручку. Как же люди каменного века делали такие отверстия? Они пользовались незамысловатым устройством, которое сооружалось следующим обра­зом. Из прочного дерева вырезали стержень, один ко­нец которого заостряли. Этот заострённый конец стержня помещали в углубление в камне, наполнен­ное мелкозернистым песком. Стержень вращали меж­ду ладонями, и нижний острый его конец действовал как сверло.

В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально за­кручивали тетиву лука. При приведении лука в дви­жение стержень начинал вращаться, ив камне про­сверливалось отверстие. Такое техническое устройство называют лучковым приводом. Лучковый привод является самым древним механиз­мом, который изобрёл человек для облегчения своего труда.

Основная функция лучкового привода — облегчить операцию, т. е. удерживать и задавать движение стержню с увеличением скорости его вращения.

Привод стал промежуточным звеном между инст­рументом и руками человека, он задал и передал дви­жение от рук человека к орудию.

Привод, обеспечивающий механическую передачу движения или преобразование движения, называют механизмом (от греч. mechane — орудие, сооружение).

Механизм  – техническое устройство для передачи и преобразования движения

 

- Слайд 10

Любые приводы, способные передавать движение к рабочему органу, в технике называют трансмиссией (от лат.  transmissio — пересылка, передача).

Пока стержень для сверления человек вращал ру­ками, стержень был орудием. Вместе с приводом, за­дающим движение, он стал прообразом технической системы. Всё дело в том, что в нём имеются два необ­ходимых взаимосвязанных элемента: тетива с луком (механизм) — привод, который передаёт движение на рабочий орган, и острый стержень (рабочий орган) — орудие, которое выполняет работу.

Когда же техническая система становится маши­ной? Если к рабочему органу добавить трансмиссию, двигатель и органы управления (кнопки, педали, рыча­ги, штурвалы), то получится машина — сложная тех­ническая система, где двигатель служит источником механического движения.

Если двигателем является человеческая сила, то такая техническая система называется механизирован­ным инструментом (от лат. instrumentum — орудие). Например, инструментом является ручная механиче­ская дрель. А вот сверлильный станок или велосипед с мотором — настоящие машины. Человек здесь не при­кладывает физических усилий, а только управляет.

 

- Слайд 11

Таким образом, механическая машина как цель­ная техническая система включает в себя:

основные части машины:

  • органы управления;
  • двигатель – источник энергии;
  • трансмиссия – часть машины, которая передает движение от двигателя на рабочий орган;
  • рабочий орган – это орудие, которое выполняет работу.

 

 

4.   Закрепление нового материала.                                                                  - Слайды 12-13

1)      Приведите примеры простых и сложных технических устройств.

2)      Приведите примеры простых и сложных технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию.

3)      Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства?

4)      Как вы понимаете фразу «Всякая машина есть техника, но не всякая техника есть машина»? Поясните на примерах.

5)      При выполнении каких условий техническая система становится машиной?

6)      Что является признаком машины как технической системы?

7)      Найдите четыре части машины в сверлильном стан­ке.

8)      Найдите четыре части машины в других известных вам технических системах.

9)      * Объясните, почему работоспособность машины зави­сит от полноты ее частей.

 

Повторение новых понятий:                                                                              - Слайд 14

Ø Техника,

Ø Объект,

Ø Простые технические устройства (орудия),

Ø Сложные технические устройства.

 

Слайд 15

5.   Практическая работа. «Ознакомление с основными частями сверлильного станка» -

1)      Вводный инструктаж

Ø  Сообщение темы.

Ø  Разъяснение задач практической работы.

Ø  Инструктаж по ТБ и ОРМ.

2)      Самостоятельная работа учащихся.

Ø  Текущий инструктаж:

Ø  Проверить организованность начала работы учащихся.

Ø  Проверить соблюдение учащимися правил ТБ и ОРМ.

3)      Целевые обходы

Ø  Концентрация внимания учащихся.

Ø  Оказание помощи слабо подготовленным учащимся в выполнении задания.

Ø  Контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения.

4)      Заключительный инструктаж

Ø  Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

Ø  Разбор типичных ошибок.

Ø  Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

 

6.   Подведение итогов.

Ø  Сообщение о достижении целей урока.

Ø  Оценка результатов труда учащихся.

Ø  Задание на дом

 

7.   Уборка рабочих мест.

 

 

 

Ссылки на источники:

 

Технология. Технический труд: 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений./ под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой. –М.: Дрофа, 2012.

Технология. Технический труд: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику «Технология. Технический труд. 5 класс» под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой / под ред. В.М,Казакевича, Г.А.Молевой.– М.: Дрофа, 2013.


 

Автор : Мурнукова Светлана

Автор : Мурнукова Светлана

Техника облегчает условия жизни человека

Техника облегчает условия жизни человека

Слайд 17 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Слайд 17 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Слайд 22 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

Слайд 22 (переход по гиперссылкам со слайда № 7)

В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально за­кручивали тетиву лука

В дальнейшем появилось устройство, позволяющее облегчить сверление: вокруг стержня спирально за­кручивали тетиву лука

Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства? 2)

Если сложные технические устройства выполняют работу лучше и производительнее, то почему современный человек использует в своей работе орудия как простейшие устройства? 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2021