План урока в 10 классе "Закон всемирного тяготения"
Оценка 4.7

План урока в 10 классе "Закон всемирного тяготения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
9 кл—10 кл
16.05.2020
План урока в 10 классе "Закон всемирного тяготения"
план урока
« Закон всемирного тяготения».doc

 

 

Тема урока: « Закон  всемирного тяготения»

Цель урока: ознакомить учащихся с законом  всемирного тяготения, формировать умение  рассчитывать  силу всемирного тяготения , ускорения свободного падения на земле и других небесных телах, Дать представление  об искусственных спутниках  Земли, раскрыть  понятие первой, второй и третьей космических скоростей. Показать  учащимся на примерах научное значение  закона всемирного тяготения .

Образовательные задачиформировать   умения работать с  различной учебной литературой, выделять  в тексте  основные  структурные  элементы знаний,  составлять план ответа, находить  в тексте  ответы на вопросы, сравнивать и  сопоставлять  изложение  темы в различных источниках, высказывать свою  точку зрения, применять знания на практике при решении задач.

Оборудование: на уроке используется  - компьютер,  мультимедиапроектор, Интерактивная доска  марки  Interwrite workspace.  Презентация, сделанная в интерактивном  режиме.

Ход урока.

1. Создание проблемной ситуации (слайд 2)

Учитель: Что общего между этими  природными явлениями?

-Падение тел  на Землю, Движение  планет  вокруг Солнца. Приливы и отливы. Существование  воздушной атмосферы.

 

2. Изучение нового материала. (Класс  заранее был разбит на группы, каждая группа получила индивидуальное задание,  которое требуется выполнить  с учетом  знаний о  гравитационных силах из курса физики 9 класса.  )

Каждая группа  по заранее подготовленным слайдам презентации  излагает  свой подготовленный материал.

Задание №1

1.Прочитать § 29 « Силы в природе» .

2.Дать краткую характеристику  четырем  типам сил. (слайд   3  )

Задание №2

1. Прочитать §30 «Силы всемирного  тяготения».  ( слайд 4)

2.Построить свое выступление по плану:

А) опытные  факты. Послужившие  основанием для  разработки теории.

Б) Основные понятия теории.

В) Основные  положения  теории.

Г) Математический аппарат теории.

Д) Круг явлений , объясняемых данной теорией.

Задание №3

Исторические сведения. (энциклопедия)   (слайд   5- 7   )

1.Рассказать о выдающих ученых (Н.Коперник, И.Кеплер, И. Ньютон, Э.Галлей)

2.Какова их роль в открытии закона всемирного тяготения.

Задание №4

1.Прочитать §31 « Закон всемирного тяготения».

2.Построить выступление по  плану: ( слайд   8 )

А) Между какими величинами  закон выражает  связь.

Б) Формулировка закона.

В) Математическое выражение закона.

Г) Опыты , подтверждающие  справедливость закона.

Д) Границы применимости закона.

Задание №5

1. Прочитать §31 ( можно использовать  учебник физики 9 класса ) «Гравитационная постоянная».  (слайд 9)

 2.Подготовить ответ по плану:

А) Какое явление или свойство  тел  характеризует  данная величина?

Б) Определительная  формула.

В) какая это величина скалярная или векторная?

Г) Физический смысл данной постоянной.

Д) Способ измерения величины. ( сравнить в различных источниках)

 

Учитель : Каково значение закона всемирного тяготения?   (слайд 10,11)

1.Объясняется  устойчивость  Солнечной системы.

2. Возможность вычисления  массы планет, ускорения свободного падения на других планетах.

3.Определение  места и времени Солнечных и лунных затмений .

4.Открытие  планет Урана, Нептуна и других небесных тел (комет, астероидов)

5.Составляет основу небесной механики.

 

Задание №6

1. Прочитать §31 ( можно использовать  учебник физики 9 класса ) «Ускорение свободного падения. Сила тяжести» .  (слайд 12,13, 14)

2.Ответьте на вопросы:

А) Какую силу называют силой тяжести?

Б) Чему равна сила тяжести?

В) Что называется  ускорением свободного падением?

Г) От чего зависит  ускорение свободного падения?

 

Решите задачу:   (слайд 15,16)

-Почему при разговоре  друг с другом  мы не ощущаем взаимного притяжения?

-Почему же человек не может взлететь вверх подобно птице, а вынужден создавать самолеты и ракеты?

-Почему большинство спутников  планет и астероидов не имеют атмосферы?

-Как изменится сила тяжести, действующая на тело, при перенесении тела с полюса на экватор? Почему?

-При проведении соревнований  по подъёму тяжестей или прыжкам в высоту нужно ли учитывать,  в каком месте  земного шара происходит  состязание?

Задача №1  (слайд 17)

На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения космического  корабля к ней  станет в 100 раз меньше, чем на  поверхности Земле?

(Один ученик работает у доски)

Задача №2  (слайд 18)

Тело имеет массу 10 кг. Какая  сила тяжести действует  на это  тело на Юпитере?

( Работа с таблицей.  В таблице найти массу и радиус планеты.)

 

 

Людей всегда  манили дали,

Их вечно океаны звали.

И космос жил не торопясь,

Он был загадочен и страшен.

(А.Семенов) (слайд 19)

Учитель: Согласны ли вы с утверждением: «Любое тело может стать искусственным спутником  планеты»? При каком условии?

(слайд 20)

1.Формирование представлений  о первой космической скорости - как минимальной  скорости. Которую нужно сообщить телу у поверхности земли , чтобы превратить  его в искусственный спутник.

1.Вывод формулы.

2. υ= 7,9 км/с

(слайд 21)

2.Формирование понятия о второй  космической скорости, которую надо сообщить телу для преодоления силы тяготения  Земли и безвозвратного  ухода  в космос.

υ=11, 19 км/с – при такой скорости тело  становится  спутником Солнца.

3.Информация о третьей космической скорости, равной 16,7 км/с, которая  необходима для преодоления телом притяжения Солнца и выхода за пределы Солнечной системы.

Задача№3  (слайд 22)

Найдите первую космическую скорость для Луны.

(Работа с таблицей.  В таблице найти массу и радиус  Луны.)

 

3.Итоги урока.   (слайд 23)

4.Домашнее задание. § 29 – 32 конспект.   (слайд 24)

Задачи по сборнику  (А.П.Рымкевич)  №174, 177,  180.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока : « Закон всемирного тяготения»

Тема урока : « Закон всемирного тяготения»

Г) Математический аппарат теории

Г) Математический аппарат теории

Задание №6 1. Прочитать §31 ( можно использовать учебник физики 9 класса ) «Ускорение свободного падения

Задание №6 1. Прочитать §31 ( можно использовать учебник физики 9 класса ) «Ускорение свободного падения

Учитель : Согласны ли вы с утверждением: «Любое тело может стать искусственным спутником планеты»?

Учитель : Согласны ли вы с утверждением: «Любое тело может стать искусственным спутником планеты»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2020