Урок русского языка в 5 классе
Боричевская Н..Л., учитель русского языка и литературы
ГУО «Плещицкая средняя школа» Пинского района
Тема. Сложное предложение. Запятая в сложном предложении.
Цели урока: учить распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы; продолжать знакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
развивать навыки постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении; формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
расширять коммуникативные способности детей; культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
ХОД УРОКА
І.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждет интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!
ІІ. Речевая разминка и повторение.
Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Не может Шалтая-Болтая собрать.
- Сколько в стихотворении сложных предложений? Сколько простых? (1 сложное, 1 простое)
- Как называется такой тип сложного предложения? (Бессоюзное)
- Есть ли бессоюзное предложение в домашнем упражнении?
ІІІ. Проверка домашнего задания.
1. (Индивидуальная работа ученика у доски. Составление схем предложений)
2. Устный опрос.
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По эмоциональной окраске? (Восклицательные, невосклицательные).
По наличию главных членов предложения? (Двусоставные и односоставные)
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
По составу? (Простые и сложные). Чем они отличаются друг от друга?
Какие члены предложения называются однородными?
IV. Тренировочные упражнения и задания.
1. Формулирование темы и цели урока. (Тема сегодняшнего урока — Сложное предложение. Запятая в сложном
предложении).
На доске записывается тема урока.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
2. Диктант с обоснованием.
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Обосновать различие предложений с помощью схем.
Природа прощает зло и дарит всем радость от общения с ней. (Простое предложение с однородными членами).
Природа прощает зло, и радость приходит ко всем от общения с ней. (Сложное, сложносочинённое).
3. Устный схематический диктант.
4. – «Прочитайте» схемы на доске.
1.[– =], [– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
4. [– =],а[– =].
5. [– =], (что– =).
5. Работа с раздаточным материалом
Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. ( Выполняется проверка доске)
1.Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.
V. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сели.
VI. Закрепление пройденного материала
6. «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
1.Долго б…р…лась зима с ненас…ной ос…нью. 1
2. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима. 2
3.Завывает в поле х..лодный ветер, гуляет вьюга.2
4. А в лесу тихо. 1
5.Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест.1
6.Всё ут…нуло под снегом. 1
7.Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белочки.2
2. А сейчас проведем небольшой эксперимент.
7. Проверочная работа.
1. Укажите верную характеристику предложения .
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
1. простое предложение с однородными членами
2. сложносочиненное
3. сложноподчиненное
4. сложное предложение с различными видами связи
2. Выбрать определение сложного предложения.
1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
3. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.
1.С помощью обобщающих слов.
2.С помощью союзов.
3.С помощью порядка слов.
4.Выбрать схему сложного предложения.
1.[– =], [– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
5. Найти сложные предложения.
1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.
2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:
1-2, 2-3, 3-2, 4-21, 5-2, 3.
Поставьте оценки. Собрать тетради.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок
-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
-Какую роль может играть союз “и” в предложении?
-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?
VIII. Домашнее задание: Параграф 27, упражнение 176
Раздаточный материал.
8. Работа с таблицами.
1. Какие предложения называются простыми,
а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав
сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Сравните: Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.
Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.
Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые
предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового? ( Сложные союзные предложения бывают сложносочиненные ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).
- Продолжим наш разговор о сложном предложении Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными).
Проверочная работа.
1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.
2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.
3.Укажите верную характеристику предложения .
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
1. простое предложение с однородными членами
2. сложносочиненное
3. сложноподчиненное
4. сложное предложение с различными видами связи
4.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.
Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
2. сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
4. сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна
5. Выбрать определение сложного предложения.
1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.
1.С помощью обобщающих слов.
2.С помощью союзов.
3.С помощью порядка слов.
7.Выбрать схему сложного предложения.
1.[– =], [– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
8. Найти сложные предложения.
1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.
2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
9. Найти простые предложения с однородными членами.
1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.
2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.
3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.
Проверочная работа.
1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.
2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.
Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.
3.Укажите верную характеристику предложения .
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
1. простое предложение с однородными членами
2. сложносочиненное
3. сложноподчиненное
4. сложное предложение с различными видами связи
4.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.
Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
2. сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна
4. сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна
5. Выбрать определение сложного предложения.
1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.
1.С помощью обобщающих слов.
2.С помощью союзов.
3.С помощью порядка слов.
7.Выбрать схему сложного предложения.
1.[– =], [– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
8. Найти сложные предложения.
1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.
2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
9. Найти простые предложения с однородными членами.
1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.
2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.
3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.