План урока в 5 классе. Сложное предложение. Знаки предложения в сложном предложении

План урока в 5 классе. Сложное предложение. Знаки предложения в сложном предложении

docx
14.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок русского языка в 5 классе на тему Сложное предложение.docx

Урок русского языка в 5 классе

 

Боричевская Н..Л., учитель русского языка и литературы

ГУО «Плещицкая средняя школа» Пинского района

 

Тема. Сложное предложение. Запятая в сложном предложении. 

Цели урока: учить распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы; продолжать знакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

развивать  навыки постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении; формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;

расширять коммуникативные способности детей; культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

 

ХОД УРОКА

І.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждет интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

ІІ. Речевая разминка и повторение.

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Не может Шалтая-Болтая собрать.

- Сколько в стихотворении сложных предложений? Сколько простых? (1 сложное, 1 простое)

- Как называется такой тип сложного предложения? (Бессоюзное)

- Есть ли бессоюзное предложение в домашнем упражнении?

 

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.     (Индивидуальная работа ученика у доски. Составление схем предложений)

2.     Устный опрос.

Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

По эмоциональной окраске? (Восклицательные, невосклицательные).

По наличию главных членов предложения? (Двусоставные и односоставные)

По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

По составу? (Простые и сложные). Чем они отличаются друг от друга?

Какие члены предложения называются однородными?

 

IV. Тренировочные упражнения и задания.

1. Формулирование темы и цели урока. (Тема сегодняшнего урока — Сложное предложение. Запятая в сложном предложении). 
На доске записывается тема урока.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

 

2.     Диктант с обоснованием.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Обосновать различие предложений  с  помощью схем.

Природа прощает зло и дарит всем радость от общения с ней. (Простое предложение с однородными членами).

Природа прощает зло, и радость приходит ко всем от общения с ней. (Сложное, сложносочинённое).

3.     Устный схематический диктант.

4.     – «Прочитайте» схемы на доске.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

4. [–  =],а[–  =].

5. [– =], (что– =).

 

5.     Работа с раздаточным материалом

           Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. ( Выполняется проверка   доске)

 

1.Солнце св..тило ярко и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

 

 

V. Физкультминутка.

 Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сели.

 

VI. Закрепление пройденного материала

 6.  «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

1.Долго б…р…лась зима с ненас…ной ос…нью. 1

2. В ноябре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима. 2

3.Завывает в поле х..лодный ветер, гуляет вьюга.2

4. А в лесу тихо. 1

5.Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест.1

6.Всё ут…нуло под снегом. 1

7.Спрятались в норку ежи, укрылись от мороза белочки.2

2.  А сейчас проведем небольшой эксперимент.

7. Проверочная работа.

1. Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

1.                 простое предложение с однородными членами

2.                 сложносочиненное

3.                 сложноподчиненное

4.                 сложное предложение с различными видами связи

2. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

3. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

4.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

5. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

 

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:

1-2, 2-3, 3-2, 4-21, 5-2, 3.

Поставьте оценки. Собрать тетради.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

VIII. Домашнее задание: Параграф 27, упражнение 176

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал.

8. Работа с таблицами.

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Сравните: Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового? ( Сложные союзные предложения бывают сложносочиненные ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).

 

- Продолжим наш разговор о сложном предложении Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными).

 

Проверочная работа.

1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

1.                     простое предложение с однородными членами

2.                     сложносочиненное

3.                     сложноподчиненное

4.                     сложное предложение с различными видами связи

4.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

1.                 простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2.                 сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

3.                 простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4.                 сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

5. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

7.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

8. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

9. Найти простые предложения с одно­родными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

Проверочная работа.

1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

1.     простое предложение с однородными членами

2.     сложносочиненное

3.     сложноподчиненное

4.     сложное предложение с различными видами связи

4.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

1.     простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2.     сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

3.     простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4.     сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

5. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

7.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

8. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

9. Найти простые предложения с одно­родными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)