План внеурочной деятельности по математике для 5 или 6 классов.
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных
с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции
по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны
содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую
и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему
успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать
более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Специфическая
форма организации позволяет
учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном
этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки,
которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой
адаптации в обществе.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Цель и задачи программы:
Цель: развивать математический образ
мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
· игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
· собеседования (индивидуальное и групповое),
· опросников,
· тестирования,
· проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание программы
1. Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с обыкновенными дробями. – 1час
Решение примеров с обыкновенными дробями. Решение примеров в несколько действий.
6-7. Учимся отгадывать ребусы.- 2часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
8. Упражнения с десятичными дробями.- 1 час
Решение примеров с десятичными дробями. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11-12. Загадки- смекалки. – 2 часа
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
Учебно-тематический план
Наименование тем курса |
Всего ча сов |
В том числе
|
Виды деятельности |
Форма контроля |
||
лекция |
П/ р |
С/ р |
||||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» |
1 |
1 |
|
|
Определение интересов, склонностей учащихся. |
|
2. Как люди научились считать. |
1 |
|
1 |
|
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» |
конкурс на лучшую презентацию |
3. Интересные приемы устного счёта. |
1 |
|
|
|
устный счёт |
математический диктант |
4. Решение занимательных задач. |
1 |
|
|
1 |
работа в группах: инсценирование загадок, решение задач |
тестирование |
5. Упражнения с обыкновенными дробями. |
1 |
|
1 |
|
работа с алгоритмами |
тестирование |
6-7. Учимся отгадывать ребусы. |
2 |
|
|
2 |
составление математических ребусов |
конкурс на лучший математический ребус |
8. Упражнения с десятичными дробями. |
1 |
|
1 |
|
работа с алгоритмом |
контрольный тест |
9. Решение ребусов и логических задач.
|
1 |
|
|
1 |
самостоятельная работа |
мини-олимпиада |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
1 |
|
1 |
|
составление схем, диаграмм |
тестирование |
11-12. Загадки- смекалки. |
2 |
|
2 |
|
составление загадок, требующих математического решения |
конкурс на лучшую загадку-смекалку |
13. Обратные задачи.
|
1 |
|
|
1 |
работа в группах «Найди пару» |
познавательная игра «Где твоя пара?» |
14. Практикум «Подумай и реши». |
1 |
|
1 |
|
самостоятельное решение задач |
тестирование |
15.Задачи с изменением вопроса. |
1 |
|
|
|
инсценирования задач |
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16. «Газета любознательных». |
2 |
1 |
|
1 |
проектная деятельность |
конкурс на лучшую математическую газету |
17.Решение нестандартных задач. |
1 |
|
1 |
|
решение задач на установление причинно-следственных отношений |
тестирование |
18.Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
|
1 |
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» |
1 |
|
|
1 |
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
20. Школьная олимпиада |
1 |
|
|
1 |
решение заданий повышенной трудности |
школьная олимпиада |
21. Игра «Работа над ошибками» |
1 |
|
1 |
|
работа над ошибками олимпиадных заданий |
тестирование |
22.Математические горки. |
1 |
|
1 |
|
решение задач на преобразование неравенств |
конкурс на лучший «Решебник» |
23. Наглядная алгебра. |
1 |
|
|
1 |
работа в группах: инсценирование |
тестирование |
24.Решение логических задач. |
1 |
|
1 |
|
схематическое изображение задач |
тестирование |
25.Игра «У кого какая цифра» |
1 |
|
|
1 |
творческая работа |
тестирование |
26.Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
|
|
1 |
работа с энциклопедиями и справочной литературой |
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27.Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
|
|
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
|
28.Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
1 |
|
|
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» |
викторина |
29.Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
1 |
|
Работа в парах по решению задач |
школьная олимпиада |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
1 |
|
1 |
|
составление знаковых систем |
тест |
31.Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
|
1 |
индивидуальная работа |
тестирование |
32.Математический КВН |
1 |
|
1 |
|
работа в группах |
школьная олимпиада |
33-34 Круглый стол «Подведем итоги» |
2 |
|
|
|
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
анкетирование |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.