Приложение
План занятия по театрализованной деятельности
для младших школьников отделения слабослышащих детей 4 класса
Драматизация сказки «Колобок»
Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ri
ТОМСК
Цель: создание условий для обучения выразительной речи (интонация, жест, мимика, высота и сила голоса)
Задачи:
· формировать интонационную выразительность речи;
· упражнять в проговаривании слов и фраз на одном выдохе;
· активизировать словарь – использовать в речи понятия «мимика», «жест», «интонация»;
· создавать ситуации для формирования коммуникативных качеств: взаимопомощи, чувства сопереживания, чувства поддержки;
· закрепить правило поведения «Без разрешения из дома выходить нельзя!»
· развивать слуховое восприятие, внимание, память, речь, выразительность мимики, силу голоса.
Материалы и оборудование:
индивидуальные слуховые аппараты, фонетический экран, компьютер, музыка на флеш-карте, речевые карточки, карточки с изображением эмоций, шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Колобок»: дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса, кубик с изображениями лиц, отображающих разное настроение
Предварительная работа: чтение (ролевое чтение) сказки «Колобок», распределение ролей, постановка кукольного спектакля по данной сказке, заучивание стихов А. Барто, чтение пестушек, приговорок, закличек (русский народный фольклор)
Методы и приёмы: восприятие материала на слуховой основе, игра-приветствие, художественное слово, беседа, игра-драматизация, декламация стихов, поощрение словом и раскрасками с изображением сказочных персонажей.
Целевая группа: обучающиеся младшие школьники с нарушениями слуха.
Структура занятия:
I. Вводная часть
1. Игра-приветствие
II. Основная часть
1. Игра «Театральная разминка».
2. Беседа. Введение понятия «интонация».
3. Интонационные упражнения со словами и фразами.
4. Чтение стихов выразительно по памяти.
5. Драматизация сказки «Колобок».
III. Заключительная часть
1. Итог, рефлексия.
Ход занятия
Под весёлую музыку ребята садятся на стулья, расположенные по кругу.
I. Вводная часть
(педагог в костюме сказочницы говорит за экраном выражения речевого этикета, дети воспринимают, хором повторяют)
- Привет! Пока. Здравствуйте. До свидания. Рада вас видеть! Приятная встреча!
- Добрый день мои друзья! Все узнали вы меня?!
Представьте – это театральный зал, каждый из вас здесь меня ждал?
В круг встать я всех сейчас прошу, игру-приветствие начну.
Друг другу «Здравствуйте!» скажите, друг друга за руки возьмите.
Игра-приветствие «Хоровод настроения»
- У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернётся ко мне
(Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются)
- Ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше! Поэтому я посылаю вам волшебное слово «Здравствуйте!».
(Дети поворачивают голову в другую сторону, через пожатие руки говорят друг другу «Здравствуйте!»)
- Вот и волшебное слово ко мне вернулось. Очень приятно. Присаживайтесь, присаживайтесь в зрительном зале на первые ряды.
II. Основная часть
Закрепление
1. Игра «Разминка театральная»
- Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная».
Сказки любите читать? А в них играть?
Тогда скажите мне, друзья, как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису? Или на зайца, иль на козу?
Иль на весёлого Колобка?
(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора. При затруднении считывают речевой материал с карточек)
- А без костюма можно, дети, превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, или в грозу, или в бабочку, или в осу?
Что поможет здесь, друзья?
(жесты и конечно мимика)
- Что такое мимика?
(выражение нашего лица)
- Верно, ну, а жесты?
(Это движения)
-Бывает, без сомнения, у людей разное настроение.
Его я буду называть, а вы попробуйте показать.
(Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе)
- А теперь пора пришла общаться жестами, да-да.
Я вам слово говорю, в ответ от вас я жеста жду.
(слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «отстань», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания»)
- Подошла к концу разминка, постарались все сейчас. А теперь вопрос для вас:
2. Беседа
- Ребята, как вы думаете, что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно говорить, общаться? Что их отличает?
(Ответы детей: улыбка, умение слушать, умение понять другого, жесты, ласковый взгляд, добрый голос)
- Можем ли мы назвать эти средства волшебными? Почему?
- Оказывается, ребята, очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему?
(по голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или весёлый, страшно ему или обидно)
- Сегодня я предлагаю вам поучиться говорить по-разному. А кто уже умеет, предлагаю показать, как это делается.
- Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
- Я предлагаю вам поиграть теперь своими голосами. Давайте попробуем говорить слова и фразы с разными чувствами и интонацией. У меня есть волшебный кубик, на нём нарисованы лица с разным настроением.
Рассматривают кубик, картинку и называют эмоции.
3.Интонационные упражнения
1 вариант
Я кому-то из вас скажу на ушко слово или фразу. Вы, взяв, кубик бросаете и говорите своё слово с такой интонацией в голосе, которая будет соответствовать изображенному настроению на кубике.
Произнести слова и фразы: спасибо, привет, пойдем гулять, пожалуйста, Маша ест кашу, пропустите пожалуйста.
2 вариант
4. Чтение стихов по памяти
Я раздам карточки с изображением эмоций, с которыми нужно произнести слово или фразу спокойно или радостно, с обидой или со страхом.
- Ребята, я принесла показать вам одну книжку. В ней стихи детской писательницы А. Барто. Наверняка вам родители читали её стихи, а некоторые из них мы с вами вспоминали недавно. Нужно прочитать стихотворения А. Барто «Зайка», с выразительной интонацией, выражая свои чувства. Послушайте меня (читает педагог, далее показывает иллюстрацию к стихотворению, ребёнок по желанию читает стихотворение)
- Кто ещё хочет прочитать? Как вы думаете, ребята, людям какой профессии важно менять интонацию голоса? (артистам, учителям, воспитателям, мамам, папам, родителям, девочкам, мальчикам – при затруднении считывают материал с речевых карточек)
- Оказывается, интонацию голоса меняют все в зависимости от настроения и ситуации. Я предлагаю вам артистами стать и в сказку поиграть
Сказка спряталась в загадку, ты попробуй отгадать,
Если верной будет отгадка, сказка к нам придёт опять.
Круглый маленький сынок, убежал от деда с бабой,
Всем, кого встречал в лесу, пел он песенку свою…
- Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…
- Что за сказка? Догадались? Колобок, вы с ним встречались.
5 Ролевое проигрывание сказки «Колобок» (дети выбирают роли по желанию, самостоятельно выбирают соответствующие шапочки-маски, другую атрибутику. При затруднении поддерживать диалог, пользуются речевыми карточками)
- Какое важное правило нарушил Колобок? Да, он без разрешения ушёл из дома и попал в беду.
- Артистами сегодня были? Важное правило закрепили? Вы старались? Молодцы!
Я хлопаю вам от души!
III. Итог
- Ребята мы с вами постарались быть настоящими артистами. Что для этого мы делали? (произвольные ответы детей)
- Ребята, что такое интонация, кто запомнил? (произвольные ответы детей)
- А сейчас в хороводе пройдитесь, и друг другу улыбнитесь.
- Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание!
Раздаются раскраски. Под спокойную музыку дети покидают зал.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech81.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.