План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»
Оценка 4.9

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русский язык
9 кл—11 кл
15.04.2018
План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»
Программа факультатива содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, список использованной литературы. Рекомендуется использовать для подготовки к эссе в старших классах (итоговая аттестация в 11 классах). Предлагаемый факультатив рассчитан на 34 часа. Позволяет варьировать темы, дополнять и изменять применительно к задачам, стоящим пред педагогом.План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»
ЭССЕ _План.docx
«Эссе как жанр школьного сочинения»                                                                        Пояснительная записка  Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для  школьного преподавания русского языка и литературы. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе эссе. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную  интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного  (исходных) текста дается в оригинальной форме» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую  индивидуальность ученика. Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним  используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов,  активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии,  подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном  жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет  в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких  жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др. Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах  интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также  обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для  внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников. Предлагаемый факультатив рассчитан на 34 часа. Основная цель  – развитие коммуникативно­речевой культуры старшеклассников, подготовка к  экзаменам. В процессе работы над эссе решаются следующие учебные задачи: ­ актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих  способностей; ­ осуществляются знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой,  стихотворениями в прозе; ­ развивается ассоциативное мышление старшеклассников; ­ формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя  возможности разных типов и стилей речи; ­ формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;  ­ демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся. Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре эссе: ­ знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных  жанрообразующих признаков; ­ узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на  конкретных примерах); ­ анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий. Прогнозируемый результат  К концу изучения курса учащиеся должны: • уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе • узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах); • анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;  • уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе  Ожидаемые результаты обучения В результате обучения учащийся должен  знать/понимать ­ структуру сочинения­рассуждения на основе исходного текста; ­ критерии оценивания  ­ смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме,  смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая  точность; ­ лексические, грамматические и речевые нормы. уметь ­ формулировать проблему; ­ комментировать сформулированную проблему; ­ выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт; ­ последовательно излагать собственные мысли; ­ использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое  богатство языка; ­ оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка. ­ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. № Тема Эссе как жанр  литературного  произведения. Календарно­тематический план Колич. часов 1 Дата Основные понятия Эссе, признаки  жанра Развитие речи  учащихся Подводящий диалог 1 2 3 4 1 1 1 Из истории жанра  эссе Классификации и  виды эссе.  Разновидности эссе:  философское и  литературно­ критическое Отличие эссе от  сочинения. Как  отличить эссе по  жанровым признакам  5  Анализ текстов эссе.  1 6 7 8 9 Композиция эссе. Творческая работа Повествовательное  эссе Сопоставительное  эссе. 10, 11 Проблема в  эссе.  Выявление проблем в  тексте. Виды проблем 12 Практикум.  Написание  собственных эссе на  предложенную  1 1 1 1 2 1 Творческая  мастерская  «Моя встреча с  классическим  произведением  искусства на  пороге XXI века» Наблюдения над  языком  произведения Написание эссе на  свободную тему Написание эссе на  литературную  тему. Объекты внимания эссеистов Разновидности  формы,  художественные  приемы Оформление  итоговых  наблюдений Вычленение  признаков Формулирование  выводов Сравнения,  сопоставление,  анализ, речевая  деятельность в ходе  выполнения заданий, словарная работа Сравнения,  сопоставление,  анализ Анализ структуры  речевого  высказывания Признаки жанра,  разновидности  эссе, объекты  внимания  эссеистов. Элементы  композиции Признаки,  языковые средства Выявление  особенностей Признаки,  языковые средства Выявление  особенностей Выявление  взаимосвязи,  предположение и  формулирование  проблемы 13 14, 15 тематику. Виды аргументов. Аргументация  собственной позиции Аргументация на  основе жизненного  опыта.  Аргументация на  основе читательского опыта. 16 Средства  художественной  выразительности в  эссе.   17 Средства  художественной  выразительности в  эссе. 18 Практикум.  Написание  собственных эссе на  предложенную  тематику. 19 Последовательность  работы над эссе.   20, 21 Стили речи   22 Эссе и очерк 23 Практикум.  24 Письмо и эссе в  форме письма 1 2 1 1 1 2 1 1 1 Доказательства в  эссе Подбор аргументов. Ф.Искандер. Слово о Пушкине. Средства  художественной  выразительности Поисковая  деятельность,  речевая  деятельность в ходе  выполнения заданий. К.Победин.Музыка Е.Шварц.Музыка. Зарисовка, этюд,  миниатюра Составление  минитекстов с  разными  выразительными  средствами Работа с таблицей  Выразительные  средства Тема, идея,  композиция Стили речи, типы  речи, средства  художественной  выразительности Стили речи, типы  речи, структура  ораторского  высказывания,  адресат жанра,  речевая задача,  позиция писателя Определение  очерка и эссе,  эссеистический  стиль, речевая  задача Признаки  эпистолярного  стиля, языковые  средства, речевая  задача, позиция  писателя, адресат  жанра. Сравнение,  сопоставление,  наблюдение над  языком  произведения Анализ текстов  разных стилей и  типов речи Анализ структуры  речевого  высказывания,  анализ языковых  средств,  определение  адресата жанра Обсуждение Сопоставление,  выявление отличий,  определения  адресата жанра,  анализ языковых  средств    Создание текстов  разных стилей и  типов речи. Создание слова или эссе (адресат  определяется  учащимися) В.Набоков  Кембридж К.Паустовский  «Предательская  осень» Написание письма  или эссе в форме  письма И.С.Тургенев Письмо к Полине  Виардо. Г.Гессе  «Неотправленное 25 Стихотворения в  прозе и эссе 26, 27 Анализ эссе по  критериям. 28 Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность  изложения. 29, 30 31 32 33 Ошибки, связанные с  нарушением речевых,  грамматических,  орфографических и  пунктуационных  норм.  (Грамматические  ошибки). Практикум.   Структура и  критерии  экзаменационной  работы. Система  оценивания.    Анализ тем  сочинений 34 Заключительное  занятие 1 2 1 2 1 1 1 1 письмо к певице» Адресат жанра,  речевая задача Признаки жанра  эссе Композиция  сочинения – эссе и  Выявление  взаимосвязи,  предположение и  формулирование  выводов Предположение и  формулирование  выводов   Рецензирование по  вопросам   Рецензирование как  дополнение  комментария к  сочинению Написание  комментария к  сочинению Рецензирование на  основе  сопоставления,  обсуждения   Написание  собственных  сочинений на  предложенную  тематику. Рецензирование на  основе плана Устная или  письменная  рецензия Устные  высказывания  учащихся, обогащение речи  учащихся Обсуждение Творческая работа  учащихся                                                 Список использованной литературы  1. Методические рекомендации по написанию эссе.  Астана 2017г. 2. Методические рекомендации по организации и подготовке к итоговой аттестации выпускников  школ. – Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2016. 3. Приказ Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в  приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 №125 «Об утверждении Типовых правил  проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». 4.Краткий литературоведческий словарь http://studopedia.ru/12_113477_II­alfavitniy­spisok­terminov­i­ ponyatiy.html 5.Эссе как форма итоговой аттестации. Нуракаева Л., Савина О., сайт www.bilimdinews.kz. 6. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей.­ 2  изд.­ М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»

План факультатива «Эссе как жанр школьного сочинения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018