План-конспект лекции Природопользование.
Оценка 4.8

План-конспект лекции Природопользование.

Оценка 4.8
Лекции
doc
экология
Взрослым
18.01.2018
План-конспект лекции   Природопользование.
Природопользование. Рациональное природопользование (основные понятия, формы, виды, общее содержание). Данная разработка посвящена теме рационального природопользования. В лекции раскрываются основные понятия, формы, виды, общее содержание понятия. Также рассмотрены проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Значительная часть лекции актуализирует необходимость охраны окружающей среды. Может быть полезна для студентов бакалавриата, а также учителей и учащихся средних школ. В том числе разработка может быть полезна для широкого круга специальностей, занимающихся вопросами рационального природопользования и охраны окружающей среды.документ Word
Природопользование знанио.doc
План­конспект лекции  Природопользование. Рациональное природопользование (основные понятия, формы, виды, общее содержание) Составитель: Юлдашева М. А.,  педагог ДО МАУ ДО горСЮН Нижний Тагил  2018 год 1. Понятие природопользования. Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды 2. Становление природопользования как науки План: 3. Основные термины и понятия природопользования 4. Задача, объект и предмет природопользования 5. Документы, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия общества и  природы 6. Основные принципы охраны окружающей среды. Природоохранная концепция Аннотация Данная   разработка   посвящена   теме   рационального   природопользования.   В   лекции раскрываются основные понятия, формы, виды, общее содержание понятия. Также рассмотрены проблемы   взаимодействия   общества   и   окружающей   среды.   Значительная   часть   лекции актуализирует необходимость охраны окружающей среды. Может быть полезна для студентов бакалавриата, а также учителей и учащихся средних школ. В том числе разработка может быть полезна   для   широкого   круга   специальностей,   занимающихся   вопросами   рационального природопользования и охраны окружающей среды. Вопросы к зачету по теме «Природопользование» 1. Природопользование как междисциплинарная наука. 2. Вклад Ю.Н. Куражсковского в развитие природопользования как науки. 3. Рациональное и нерациональное природопользование. 4. Природоохранная концепция. 5. Виды природопользования. 6. Разнообразие методов научного исследования в природопользование как науке. 2 1. Введение Природопользование   существовало   и   существует   как   важнейший   аспект   жизни   человека, включающий в себя совокупность всех форм эксплуатации природно­ресурсного потенциала и мер по его   сохранению   в   процессе   общественного   производства   для   удовлетворения   материальных   и культурных потребностей общества. Всю историю человечества можно рассматривать и как историю природопользования.  Актуальность   дано   темы   определяется   противоречиями   между   увеличением   масштабов использования   природных   ресурсов,   ростом   общественных   потребностей   в   обеспечении рационального   природопользования   и   степенью   правового   урегулирования   отношений   по   охране природных объектов, а также практикой правоприменения в данной сфере. Цель лекции – организация познавательной деятельности студентов по овладению материалом учебной дисциплины, в частности содержанием понятия «Природопользование» Задачи лекции: ­   обеспечить   формирование   знаний   по   теме   «Природопользование»,   «Рациональное природопользование»; ­ раскрыть исторические предпосылки становление науки., принадлежность к тому или иному классу наук (экология и экономика);  ­ формирование профессионального кругозора в вопросах охраны окружающей среды. 3 Содержание  План лекции. Аннотация. Введение                                                             2  Содержание                                                                                                     4         1. Понятие природопользования. Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды  5                                                                                          2. Становление природопользования как науки                                            8         3. Основные термины и понятия природопользования                                11         4. Задача, объект и предмет природопользования                                        14         5. Документы, регулирующие общественные отношения в сфере    взаимодействия  общества и природы                                                                                                15 6. основные принципы охраны окружающей среды                                    18   Список литературы                                                                                          20 4 1. Понятие природопользования. Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды Человечество на протяжении всего своего существования активно использует окружающие его   природные   ресурсы.   Бесспорной   была   и   остается   зависимость   жизни   человека   от окружающих его природных ресурсов.  Вместе   с   тем   влияние   человека   на   геологические,   биологические   процессы   всё   более превосходит воздействие остальных живых существ, как интенсивностью, так и объемом. В наши дни такое влияние, сделалось неразумным и безответственным и может оказаться губительным и для человечества и планеты в целом. В производственную деятельность постоянно вовлекаются новые природные ресурсы, приводя их к количественному и качественному истощению. Под  количественным  истощением природных ресурсов понимается сокращение их запасов, а под  качественным снижение   их   потребительских   свойств   из­за   загрязнения   и   разрушения окружающей среды. Обратимся к исследованиям географов и рассмотрим состояние отношений человека и окружающей среды на современном этапе. По данным «Всемирной сети экологического следа» (Global   Footprint   Network,   GFN)   –   международной   неправительственной   организации, отслеживающей   динамику   национальных   счетов   экологического   следа   и   биоёмкостных характеристик   отдельных   стран   и   регионов,   определилось   три   глобальных   центра дестабилизации   окружающей   среды   (рис.1):    Европейский,   включающий   государства Центральной,   Западной   и   Восточной   Европы   (за   исключением   Скандинавии),   а   также Европейскую часть России, Украину, Белоруссию и страны Балтии, – общей площадью 8 млн км² при 8% сохранившихся здесь природных экосистем;  Североамериканский в составе США (без Аляски), южной Канады и северной части Мексики – 9 млн км² при менее 10% территорий сохранившихся экосистем;    Юго­Восточно­Азиатский, куда входят Китай (за исключением Тибета),   субконтинент   Индостан,   Япония,   обе   Кореи,   Индокитайский   полуостров,   а   также Филиппины   –   всего   7   млн   км²   при   менее   5%   территорий   ненарушенных   экосистем (Максаковский, 2008, кн. I). 5 И Европейский и Азиатский центры своими корнями уходят глубоко в историю. Всё это области   древних   цивилизаций,   так   что   природная   среда   подвергалась   здесь   мощному антропогенному   прессу   на   протяжении   долгой   череды   столетий.   Открытие   Америки   и последовавшая затем промышленная революция резко ускорили процесс разрушения экосистем на   обоих   континентах.   Но   если   экономически   успешные   страны   прошли   пик   своего природоразрушительного развития в конце XIX – начале XX веков и в настоящий момент имеют достаточно   средств,   чтобы   вкладывать   их   в   частичное   восстановление   разрушенного,   то догоняющие их государства восточноазиатского региона начали заниматься данной проблемой недавно. А накопившиеся проблемы, связанные с перенаселённостью и бедственным состоянием окружающей среды, сегодня для них особенно актуальны.  Рассмотрим   также   страны,   принадлежащие   к   числу   так   называемых   экологических доноров, в  которых  прослеживается  превышение   экологической  ёмкости   над  экологическим следом. По размеру своей биологической ёмкости вне конкуренции здесь Бразилия – 1708 млн. гга, Россия – 816 млн. гга и Канада – 492 млн. гга, занимающие в мировом рейтинге первые три места   по   этому   показателю,   и   это,   конечно,   не   случайно.   Ведь   именно   на   их   территории расположены самые большие в мире нетронутые лесные массивы общей площадью более 16 млн. км². А если присоединить к ним лесные экосистемы сопредельных регионов – Скандинавии, США (Аляска), Амазонии (Боливия, Колумбия, Перу), то перед нами вырисуются контуры трёх глобальных центров стабилизации окружающей среды (рис. 2):  Северо­Евроазиатский (11 млн. км²) – куда входят Север Скандинавии и Европейской части России и большая часть Сибири и Дальнего Востока, кроме их южных регионов;  Североамериканский (9 млн.км²), включающий 6 северную часть Канады и Аляску;   Южноамериканский –  Амазония с прилегающими к ней горными территориями – 10 млн. км² (Максаковский, 2008, кн. I). Именно они и Мировой океан с его экосистемами вносят решающий вклад в сохранение стабильности   биосферы,   позволяя   ей   более­менее   успешно   противостоять   растущему антропогенному прессу. Развитые страны действительно озабочены симптомами угрожающей деградации биосферы, они не могут оставаться в стороне от этого процесса.  Тем более, что большинство из них, будучи основными   источниками   эмиссии   парниковых  газов,  фактически  существуют   за  счёт стран   с   сохранившимися   экосистемами,   т.е.   за   счёт   потребления   чужого   экологического пространства. Таким   образом,   можно   сформулировать   общий   принцип   охраны   окружающей   среды   – глобальный   исходный   природно­ресурсный   потенциал   в   ходе   исторического   развития непрерывно   истощается,   что   требует   от   человечества   научно­технического совершенствования, направленного на воспроизводство и сохранение этого потенциала. При этом   воспроизводство   природно­ресурсного   потенциала   должно   быть   сопоставимо   с экономическими результатами эксплуатации природы.  Выход   из   глобального   экологического   кризиса   –   важнейшая   научная   и   практическая проблема современности. Главная задача здесь заключается в разработке комплекса надежных антикризисных   мер,   позволяющих   активно   противодействовать   дальнейшей   деградацией природной среды и выйти на устойчивое развитие общества.  Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека. 7 За полвека глобальная экология сделалась предметом пристального внимания мирового сообщества, оно существенно продвинулось в освоении интеллектуального поля проблемы, но при этом физически не достигло почти ничего. И даже отдельные позитивные сдвиги выглядят ничтожными на фоне того растущего разрушительного воздействия, которое за тот же период испытала на себе окружающая среда. ( В.И. Данилов­Данильян). Особого  внимания   заслуживает   инициатива   ученых,   предпринимателей   и  общественных деятелей, объединившихся в рамках Римского клуба, участники которого собрались в 1968 г. для   обсуждения   глобальных   проблем   человечества.   Первый   же   доклад   «Пределы   роста», представленный   американскими   учеными   Деннисом   и   Донеллой   Медоуз   (1972   г.),   вызвал неоднозначную реакцию политических и деловых кругов. Основываясь на фактических данных и тенденциях экономического, технического и социального развития, авторы показали, что если потребление   природных   ресурсов   и   промышленный   рост   вместе   с   увеличением   численности будут продолжаться прежними темпами, то будут достигнуты «пределы роста», за которыми неизбежно  последует   экологическая   катастрофа.   Деятельность  Римского клуба  привлекла внимание общественности к актуальным проблемам современности, в частности, к сохранению окружающей природной среды и рациональному природопользованию. 8 2. Становление природопользования как науки Природопользование сравнительно молодая наука. Ее зарождение на рубеже 60­70 гг. XX века было исторически детерминировано: именно в эти годы внешние негативные проявления природного   фактора   в   экономике   стали   достаточно   очевидны. Важно   отметить, природопользование включает в себя экономический аспект, имеющий определенную историю.  Томас Мальтус относится к числу первых экономистов, обративших специальное внимание на естественно­природные   ограничители   экономического   роста.   Эти   пределы   связывались   им   с ограниченностью доступных для обработки сельскохозяйственных угодий, с одной стороны, и ростом народонаселения  и повышением  его прожиточного минимума,  – с другой.  Основные работы – «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.) и «О природе и динамике ренты» (1815 г.). Автор пришел   к выводам,   что  в случае,   когда  рост населения   не сталкивается  с  жесткими ограничениями в виде нехватки продовольствия, население имеет тенденцию удваиваться через каждые 25 лет. Иными словами, народонаселение возрастает в геометрической прогрессии, а ресурсы продовольствия – в арифметической. Таким образом, по Мальтусу, процесс экономического развития сопровождается борьбой двух противоречивых тенденций. Одна из них – рост народонаселения, а другая – увеличение производства   продовольствия,   наталкивающаяся   на   ограниченные   возможности   приращения земельного   фонда   и   действие   закона   убывающего   плодородия   почвы.   Итог   этой   борьбы предопределен ограниченной способностью земли производить необходимое для возрастающего населения продовольствие. Нехватка продовольственных ресурсов и есть основной ограничитель роста народонаселения, а тем самым, и экономического развития. Давид   Рикардо («Начала   политической   экономии   и   налогового   обложения»,   1817   г.) поддерживал основные идей Мальтуса по вопросам народонаселения, но предложил несколько иную интерпретацию закона убывающего плодородия почвы. Экономику Рикардо представлял как   огромную   ферму,   располагающую   фиксированным   количеством   сельскохозяйственных угодий разного качества.  Карл Маркс продолжил трудовую теорию стоимости экономистов­классиков. По Марксу, тенденция к сверхэксплуатации естественных ресурсов усиливается, вследствие действия закона прибавочной стоимости и безоглядной погони за прибылью. Маркса интересовало то, что мы сегодня   называем   устойчивостью   социально­экономической   системы   и   ее   способностью   к самовоспроизводству. 9 В настоящее время все экономические школы, так или иначе, связывают экономическое развитие с экологическими проблемами. Но глубокие теоретические исследования в области природопользования связаны с экономикой благосостояния и теорией внешних эффектов.  В середине ХХ­го столетия явственно стала ощущаться потребность в науке, которая бы занялась общетеоретическими проблемами управления природой, а практически разрабатывала бы   дальновидную   стратегию   и   тактику   работ   по   урегулированию   обострившихся   сейчас противоречий   между   человеком   и   биосферой.   Предложение   о   создании   такой   науки   было высказано   профессором   Ю.Н.   Куражсковским.   В   1969   году   в   книге   «Основы природопользования»   этот   ученый   привел   первое   в   отечественной   научной   литературе определение: «Задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуществления   всякой   деятельности,   связанной   либо   с   непосредственным   пользованием природой   и   ее   ресурсами,   либо   с   изменяющими   ее   воздействиями.   Конечная   цель   этой разработки – обеспечить единый подход к природе как к всеобщей основе труда». 1. Природопользование в широком смысле  – это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов   и   изменением   состояния   окружающей   природной   среды.   Это   целенаправленная деятельность   по   обеспечению   потребностей   общества   в   природных   ресурсах   и   сохранению необходимого качества окружающей среды; 2.       В узком   смысле природопользование   –   это   система   специализированных   видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а   также   охрану   окружающей   среды. Система   отношений   между   обществом   и   природой, возникающих в процессе их взаимодействия. В целом же природопользование – это воздействие людей на природную среду в процессе их хозяйственного использования;  это также научная дисциплина,  изучающая  присущими  ей методами использование человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей. Природопользованием   можно считать особым видом человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования:    основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и др.); вспомогательный (водопользование в производственных процессах); побочный (загрязнение окружающей среды). 10 Н.Ф. Реймерс относил природопользование к системе экологических наук, признавая в то же время его теснейшую связь с экономикой, географией, другими фундаментальными и целым рядом   отраслевых   наук.  Природопользование  –   общественно­производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путём использования различных видов природных ресурсов и природных условий.  По Н.Ф. Реймерсу (1992), природопользование включает: a) охрану,   возобновление   и   воспроизводство   природных   ресурсов,   их   извлечение   и переработку; b) c) использование и охрану природных условий среды жизни человека; сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем; регуляцию воспроизводства человека и численности людей. d)  Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно­ресурсного потенциала,   ведет   к   оскудению   и   ухудшению   качества   природной   среды,   сопровождается загрязнением   и   истощением   природных   систем,   нарушением   экологического   равновесия   и разрушением экосистем. Рациональное   природопользование  означает   комплексное   научно   обоснованное использование   природных   богатств,   при   котором   достигается   максимально   возможное сохранение   природно­ресурсного   потенциала   при   экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.   минимальном   нарушении   способности Научной   основой   всех   мероприятий   по   обеспечению   экологической   безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы   которой   ориентированы   на   поддержание   гомеостаза   экосистем   и   сохранение экзистенционного (существования, функционирования) потенциала. Экосистемы   имеют   следующие   предельные   границы   экзистенции,   которые   необходимо учитывать при антропогенном воздействии:   ­   предел   антропотолерантности     ­   устойчивости   к   негативному   антропогенному воздействию;  ­     предел стохетолерантности ­  устойчивости против стихийных бедствий;  ­     предел гомеостаза – способности к саморегуляции;  ­ предел потенциальной регенеративности – способности к самовосстановлению. 11 Экологически   обоснованное   рациональное   природопользование   должно   заключаться   в максимально возможном повышении этих пределов и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических цепей природных экосистем. Экологически сбалансированное природопользование возможно лишь при использовании «экосистемного   подхода»,   учитывающего   все   виды   взаимосвязей   и   взаимовлияний   между средами, экоценозами и человеком. Вывод:   нерациональное   природопользование   ведет   к   экологическому   кризису,   а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него. 12 3. Основные термины и понятия природопользования Природопользование  –   совокупность   всех   форм   эксплуатации   природно­ресурсного потенциала и мер по его сохранению, включая:    извлечение   и   переработку   природных   ресурсов,   их   возобновление   или воспроизводство;     использование и охрану природных условий среды жизни;   сохранение   (или   поддержание),   воспроизводство   (или   восстановление)   и рациональное изменение экологического баланса (равновесия) природных систем, что служит основой сохранения природно­ресурсного потенциала развития общества.  Также под природопользованием понимают:   ­ Совокупность производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно­экономических   форм   и   учреждений,   связанных   с   первичным   присвоением, использованием  и воспроизводством  человеком объектов окружающей природной среды  для удовлетворения своих потребностей.        ­ Использование природных ресурсов в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.   ­ Совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли.   ­ Комплексную научную дисциплину, исследующую общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом.   По   организационной   классификации   Российской   академии   наук,   природопользование   и экология расположены между секцией наук о Земле и секцией общественных наук. Природопользование   входит   в   группу   экономических   дисциплин,   возникших   на стыке наук, следовательно, она является междисциплинарной.  Если говорить о терминах и понятиях природопользования, то не обходимо учитывать, что теоретической   базой   становления   и   развития   природопользования   как   научной   дисциплины является   общая   экология.   Данное   обстоятельство   определяет   единый   понятийный   аппарат экологии и природопользования и обосновывает необходимость конкретизации некоторых ранее изученных терминов и определений: Экология  –   часть   биологии,   изучающая   отношения   организмов   (особей,   популяций, биоценозов   и   т.п.)   между   собой   и   окружающей   средой,   состоит   из   экологии   особей (аутэкология), популяций (популяционная экология, демэкология) и сообществ (синэкология). Существует множество разделов претендующих на самостоятельные дисциплины, в том числе экология человека.        13 Экосистема  – сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное  целое,  возникающее  на основе  взаимозависимости  и причинно­следственных связей,   существующих   между   отдельными   экологическими   компонентами.   Выделяют микроэкосистемы. Глобальная экосистема одна – биосфера.  Биосфера  относится   к   самонастраивающейся   (самоподдерживающейся   и самовосстанавливающейся)   системе.   Роль   регулятора,   обеспечивающего   ее   устойчивость   и развитие, выполняют биотические элементы (биота).  Биота  –   это   исторически   сложившийся   комплекс   живых   организмов,   обитающих   на определенной   значительной   территории.   Биота   удерживает   параметры   биосферы   в определенном интервале их значений (популяций, видов, сообществ) и управляет процессами синтеза и распада биогенных элементов. Устойчивость природной системы обусловливается и может поддерживаться биологическим круговоротом. Нарушение замкнутости биохимических круговоротов приводит к деградации биосферы.  Биогеоценоз  – эволюционно сложившаяся, относительно пространственно ограниченная, внутренне однородная природная система функционально взаимосвязанных живых организмов и окружающей   их   абиотической   среды,   характеризующаяся   определенным   энергетическим состоянием, типом и скоростью обмена веществом и информацией.  Биогеоценоз – «клетка» биосферы.  14 4. Задача, объект и предмет природопользования Природопользование   – наука, которая отражает формы производственных отношений в процессе   рационального   использования,   воспроизводства   природных   ресурсов   и   охраны окружающей среды. Цель природопользования (по Куражсковскому) – обеспечить единый подход к природе как к всеобщей основе (труда).  Задача природопользования – разработка общих принципов осуществления   всякой   деятельности,   связанной   либо   с   непосредственным   пользованием природой   и   ее   ресурсами,   либо   с   изменяющими   ее   воздействиями.  Объектом природопользования   как   науки   служит   комплекс   взаимоотношений   между   природными ресурсами,   естественными   условиями   жизни   общества   и   его   социально­экономическим развитием.  Предметом   Природопользования   как   науки  является   изучение   естественных условий   среды   обитания,   проблем   рационального   использования   природных   ресурсов   и природоохранных   мер;   исследование   механизмов   охраны   окружающей   среды   и   разработка концепций экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Более конкретные задачи науки заключаются в поиске приемлемых форм экономической реализации собственности на ресурсы природы, в формировании экономического механизма на основе   платного   природопользования,   рыночных   рычагов   посредством   регулирования   со стороны   государства   в   лице   социальных   субъектов   собственности   на   природные   богатства. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:  исследование   средств,   методов   и   форм   рационального   природопользования, достижение благоприятных условий жизнедеятельности;  разработка   и   обоснование   мероприятий,   направленных   на   комплексное использование ресурсов;  обоснование экологизации экономики;  разработка   методов   оптимизации   взаимодействия   общества   и   природы   с   учетом интересов   будущих   поколений   (обеспечение   перехода   человечества   на   модель   устойчивого развития);  формирование   эффективной   системы   органов   государственного   и   регионального управления природопользованием;  анализ и обобщение передового опыта в области рационального природопользования и др. 15 Природопользование с учетом сложности стоящих перед ней задач применяет разнообразные методы анализа:      системно­структурный метод; методы моделирования; балансовый метод и метод затрат­результатов; совокупность приемов оптимизации и предельного анализа; методы   теории   вероятностей,   математической   статистики,   принятия   решений   в условиях риска и неопределенности;    программно­целевой подход; нормативный метод; метод системного анализа; картографический метод.  Экономика природопользования – это наука о выборе и решениях, принимаемых людьми в отношении ограниченных ресурсов природы и экологических благ, о разнообразных аспектах взаимосвязи   между   качеством   окружающей   природной   среды   и   экономическим   поведением отдельных   индивидов   и   различных   социальных   групп,   о  том,  каким   образом   экономическая система   вырабатывает   стимулы,   способствующие   либо   рациональному   использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, либо разрушению последних. Таким образом, Природопользование  – это наука, изучающая экономическими методами процессы   и   результаты   взаимодействия   общества   и   природной   среды,   рассматривающая комплекс   взаимосвязанных   проблем   рационального   природопользования.   Это   относительно самостоятельная   отрасль   экономических   знаний,   имеющая   своим   предметом   исследование отношений   людей   в   процессе   использования,   охраны,   воспроизводства   ресурсов   природы   с целью удовлетворения  потребностей, а также механизма действия  и использования эколого­ экономических закономерностей. Природопользование   –   это   процесс   последовательного   внедрения   технологических, управленческих решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и сохранения качества среды. 16 Природопользование –   это   экономическая   наука,   занимающаяся   изучением   социально­ экономических вопросов взаимодействия общества и природы на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях. Предметом ЭПП являются процессы воспроизводства качества окружающей среды как специфического   общественного   блага   в   условиях   усиливающейся   ограниченности   природно­ ресурсного потенциала, так и охраны окружающей среды. 17 5. Документы, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы Отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной   среды,   предупреждения   вредных   экологических   последствий,   оздоровления   и улучшения качества окружающей человека природной среды изучает экологическое право. Мы не будем углубляться в подробное рассмотрение темы экологического права, это тема отдельной лекции. Необходимо лишь упоминание тех основ, без которых представление об интересующей нас теме было бы не полным. С   правовой   точки   зрения   природопользование осуществляется   в   двух   видах:   общем   и специальном. Общее природопользование не требует какого­либо специального разрешения. Оно осуществляется   гражданами   в   силу   принадлежащих   им   естественных   прав,   возникающих   в результате   их   рождения   и   существования. Специальное   природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями) на основе законов,   постановлений   и   разрешений   компетентных   государственных   органов.   Оно   носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом. Источниками   экологического   права,   образующими   экологическое   законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы: 1) Конституция РФ; 2) законы   и   иные   нормативные   акты   РФ   и   субъектов   РФ   в   области   природопользования   и охраны   окружающей   среды;   3)   Указы   и   распоряжения   Президента   РФ   и   постановления Правительства РФ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления. Нормативные акты по рациональному природопользованию Среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы:  природоохранные   и   природоресурсные.   Природоресурсные   нормативные   акты регулируют   общественные   отношения,   которые   складываются   в   сфере   рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий. В   группу   федеральных   законов,   которые   являются   основополагающими   нормативными актами, входят следующие: ­ Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г., ­ Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г., ­ Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г., 18 ­ Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г., ­ Федеральный закон "О животном мире" от 24 февраля 1995 г., ­ Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г., ­ Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях" от 14 марта 1995 г. ­ Федеральный закон «Об экологической экспертизе», 1995 г. ­ Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», 1995 г. ­ Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», 1998 г. ­ Указы   постановления Правительства РФ. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993г.) или Указ о   Президента распоряжения и     РФ   и   концепции развитию (1996 г.);   перехода   Российской   Федерации ­ Нормативные   природоохранительных     к   устойчивому министерств использования     и и ведомств   вопросам   рационального      издаются акты по   охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц; ­ Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов)   дополняют   и   конкретизируют   действующие   нормативно­правовые   акты   в   области охраны окружающей природной среды. Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений,   основания   пользования   указанными   объектами,   сферу   и   систему государственного   управления,   а   также   содержат   ряд   норм,   которые   направлены   на регулирование рационального использования природных ресурсов. Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим   объектом   собственности,   так   как   используются   всем   обществом,   и   поэтому государство   ограничивает   право   собственности   на   природные   ресурсы,   устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов. Указанные   федеральные   правовые   акты   определяют   обязанности   собственников   и природопользователей.   Основными   их   обязанностями   является   охрана   и   рациональное использование природных ресурсов. Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия "охрана и рациональное использование природного ресурса". Законодательство определяет содержание 19 понятия   «охрана   и   рациональное   использование   природного   ресурса»   и   предусматривает соответствующие меры. 20 6. основные принципы охраны окружающей среды Основными принципами охраны окружающей среды являются следующие: ­ соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ­   приоритет   охраны   жизни   и   здоровья   человека,   сохранения   естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ­   научно   обоснованное   сочетание   экологических,   экономических   и   социальных интересов   человека,   общества   и   государства   в   целях   обеспечения   устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; ­  охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; ­ презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; ­   платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ­   участие   граждан   в   принятии   решений,   касающихся   их   прав   на   благоприятную окружающую среду; 8. ­ международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды. Эти и некоторые другие важнейшие природоохранные принципы отражены в Законе об охране окружающей среды Природоохранная концепция            В истории формирования природоохранной концепции можно выделить несколько основных понятий: ­ охрана  природы  (под  охраной  природы  понимают  –  совокупность государственных   и общественных   мероприятий,   направленных   на   сохранение   атмосферы,   растительности   и животного мира, почв, вод и земных недр.); ­ рациональное использование природных ресурсов(понятие «рациональное использование природных   ресурсов»   возникло   при   интенсивной   эксплуатации   природных   богатств,   при котором   требования   охраны   природных   ресурсов   включаются   в   сам   процесс   хозяйственной деятельности по их исправлению.); ­ охрана среды обитания человека; ­ экологическая безопасность (понятие, которое появилось на современном этапе развития проблемы охраны окружающей среды. Под ним понимается состояние защищенности природной среды   и   жизненно   важных   экологических   интересов   человека,   прежде   всего   его   прав   на благоприятную окружающую среду.); ­ охрана окружающей среды (понятие возникло на рубеже 50­х гг.  XX  в. Оно близко по смыслу   к   понятию   «Охрана   природы»,   в   центр   внимания   ставит   человека,   сохранение   и 21 формирование   таких   природных   условий,   которые   наиболее   благоприятны   для   его   жизни, здоровья и благосостояния. «Охрана окружающей среды»  ­ новая форма во взаимодействии человека   и   природы,   рожденная   в   современных   условиях.   Она   представляет   собой   систему государственных   и   общественных   мер   (технологических,   экономических,   административно­ правовых, просветительских, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов для живущих и будущих поколений. Данное понятие используется в законе об   охране   окружающей   среды,   при   этом   «природная   среда»   понимается   как   важнейшая составляющая   часть   окружающей   среды.   Последнее   время   все   чаще   используется   термин «защита окружающей среды» ­ он близок по содержанию к этому понятию. Рядом авторов также используется   термин   «охрана   биосферы».   Охрана   биосферы   –   это   система   мероприятий, проводимых   на   национальном   и   международном   уровнях   и   направленных   на   устранение нежелательного  антропогенного или  стихийного влияния  на функционально  взаимосвязанные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу, сферу органической жизни), на поддержание её организованности и обеспечение нормального функционирования);   ­ Охрана окружающей среды тесно связана с природопользованием – одним из разделов прикладной экологии. 22 Литература: 1. Данилов­Данильян В.И., Рейф И.Е. Биосфера и цивилизация. М.: ООО «Издательство «Энциклопедия», 2016. – 432 с. 2. Коробкин В. И. Экология и охрана окружающей среды : учебник/ В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 2­е изд., М. : Кнорус, 2014. – 336 с. 3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Книга 1. М.: Дрофа, 2008, 4­е изд., 495 стр.  4. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России : учеб. И справ. Пособие. 3­е изд. М. : Финансы и статистика. 2001. 5. Тупицына О. В, Чертес А. А. Рациональное природопользование. Курс лекций Самара Самарский [Электронный ресурс], URL: http://refleader.ru/qasujgujgyfs.html (Дата обращения 04.11.17) государственный технический       университет   2013 Документы: 1.   Приказ   Минприроды   РФ   от   26.07.2010   №   282   «Об   утверждении   Административного регламента   Федеральной   службы   по   надзору   в   сфере   природопользования   по   исполнению государственной   функции   по   осуществлению   федерального   государственного   контроля   в области   охраны   окружающей   среды   (федерального   государственного   экологического контроля)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2010 № 18970)     2.   Федеральный   закон   Российской   Федерации   от   10   января   2002   г.   №   7­ФЗ   «Об   охране окружающей среды» 3.   Конституция   Российской   Федерации»   (ред.   от   30.12.2008)   (принята   всенародным голосованием 12.12.1993) 23

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.

План-конспект лекции Природопользование.

План-конспект лекции   Природопользование.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018