Планконспект мастеркласса «Автономное/
самоуправляемое обучение при изучении грамматики немецкого языка»
Водянкина Светлана Степановна, учитель немецкого языка
МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района
№ Содержание
1
Из истории автономного/самоуправляемого обучения
слайды
12
Еще в глубокой древности древнегреческие ученые Аристотель, Сократ,
Платон и др. глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного,
активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Так Сократ в
своих суждениях исходил из того, что развитие мышления человека может
протекать успешно только в процессе самостоятельной деятельности, а
совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания.
Свое дальнейшее развитие эти суждения получили в трудах Франсуа
Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, Томазо Кампанелло, которые даже в
эпоху средневекового мракобесия требуют обучать ребенка самостоятельности,
воспитывать в нем критически мыслящего человека.
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе
обучения писали Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, А.
Дистервег.
В России Н.И.Пирогов и К.Д.Ушинский заложили основы специального
изучения человека как воспитуемого и воспитателя. Ушинский К.Д. обосновал
необходимость учиться всю жизнь.
Лозунг «Учить учиться» не нов, но сегодня он приобретает новое
звучание. Общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы
его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать
самостоятельно решения и отвечать за их выполнение, гибко адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни. А учить этому надо в школе. Школа не может
дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может
научить его добывать эти знания самостоятельно – в этом сегодня одна из
главных задач школы.
2
Грамматика не цель обучения ИЯ, а лишь средство овладения им. Тем не
менее, незнание грамматики существенно затрудняет понимание иноязычной
речи, делает невозможным ясное выражение мысли, а часто и совершенно
искажает смысл сказанного. Таким образом, грамматический материал это
средство активного применения языка, инструмент к действию.
В то же время грамматика является самым трудным аспектом в процессе
изучения ИЯ. При опросе (анкетировании) именно изучение грамматики
называют скучным и утомительным.
Изменить эту ситуацию может только изменение самого подхода к изучению
этого, на мой взгляд, немаловажного аспекта речевой деятельности. Применение
технологии автономного обучения позволяют не только с интересом изучать
грамматические явления, но и достаточно легко применять их на практике, т.е.
в речи. Чтобы облегчить изучение грамматических правил, необходимо научить
обучающихся видеть языковые
закономерности,
самостоятельно их осмысливать,
самостоятельно открывать новое
грамматическое правило, т.е. научить их определённым стратегиям работы с
(грамматические) 3
4
5
6
7
8
грамматическим материалом. Давно известна истина, что самостоятельно
Эти стратегии хорошо
открытое запоминается лучше и надолго.
укладываются в схему SOS, с которой мы сегодня с вами познакомимся
Работа в группах. Задание: расположите упражнения в правильном на ваш
взгляд порядке и обоснуйте свой выбор. (приложение 1)
Презентация результата работы групп
Рассмотрим подробнее стратегию SOS: sammeln ordnen systematisieren
(собрать – осмыслить (упорядочить) – систематизировать)
Собрать
Грамматический материал предъявляется всегда в контексте
(лучше в тексте, ещё лучше в аутентичном, но приемлемы и просто
предложения связанные по смыслу) напр. Употребление прилагательных в
объявлениях о потере животных, или рецепт, распорядок дня задача –
найти,
заметить представленные в тексте общности/схожесть (или
различия) грамматических структур. Текст должен быть понятным, в ином
случае предварительно необходимо поработать над пониманием текста.
Лучше это делать в парах тогда обмен мнениями будет более интенсивным.
(задание: выписать или подчеркнуть)
Осмыслить (упорядочить) Выписанные предложения (словосочетания,
слова) необходимо упорядочить, т.е. отнести к определённым группам.
(задание: заполни таблицу, выдели цветом) Именно эта работа позволяет
структурировать общности/схожесть (или различия) грамматических
структур
Систематизировать Именно на этой фазе происходит открытие правила..
34
(задание: сформулируйте правило, приведите примеры)
Не все и не всегда ученики готовы к выполнению задания последней фазы, т.е. к
формулировке правила. Для овладения этой стратегией можно предложить
систему заданий, построенных по принципу от рецептивного через
репродуктивное к продуктивному (как на иностранном, так и на русском
языке).
Выбрать из предложенных вариантов правильную формулировку правила
Рассмотрите приведённые примеры и сформулируйте правило
Придумайте, как лучше запомнить это правило (схема, рисунок, рифмовка)
Заполнить пропуски в тексте правила
Работа в группах. Давайте попробуем разработать серию упражнений согласно
данной стратегии.
Презентация результата работы групп
Какие же на ваш взгляд преимущества имеет использование данного приёма в
обучении грамматике? Работа с аудиторией.
Преимущества
В центре урока – ученик, т. к. основную работу проделывает он сам.
В центре обучения – познавательная деятельность учащегося, учитывающая
и развивающая его индивидуальные возможности, креативные и
56 рефлексивные способности
Роль учителя – наблюдатель, помощник (помощь индивидуально
направлена)
Задача учителя – организовать продуктивную учебную деятельность
учащихся, которая представляет собой определённый тип самостоятельной
творческой учебнопознавательной деятельности учащихся
Работа в парах/группах
9
10
Развитие каких УУД предполагает использование данной стратегии?
Рефлексия
79
Использована литература:
1. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. М.:
Просвещение, 2013г.
2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения.
Практическое
учителей
https://drive.google.com/file/d/0BzFJ0ooxRzffNjU2Y2ZkZWUtNzEzZi00MDg3
LTg2ZTItOTZkNmZiZWI0NWJi/view?pref=2&pli=1
руководство
3. Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования.
для
http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit89.html
4. Чипышева Л.Н. Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО.
http://ipk74.ru/index.php
Sucht im Text Substantive im Plural und schreibt sie auf! (Partnerarbeit)
Plural
Singular
Приложение 1
……………………………………………………………………………………………………………
Findet die Singularformen dieser Substantive! (Mit Hilfe des Wörterbuches)
……………………………………………………………………………………………………………
Markiert bitte die Pluralendungen!
……………………………………………………………………………………………………………
Füllt die Tabelle aus! ( ) e
(e)n
die Kirche
( ) er
s
……………………………………………………………………………………………………………
Ergänzt die Regel!
Das Suffix ……………. ist typisch für die Maskulina mit oder ohne Umlaut.
Das Suffix (e)n ist typisch für die ………………………… .
Das Suffix er mit Umlaut ist typisch für die …………………………. .
Kein Pluralsuffix haben die …………………………………. аuf er, el, en
Das Suffix ………… ist typisch für die Fremdwörter .
……………………………………………………………………………………………………………
План-конспект мастер-класса «Автономное/ самоуправляемое обучение при изучении грамматики немецкого языка» + презентация к мастер-классу
План-конспект мастер-класса «Автономное/ самоуправляемое обучение при изучении грамматики немецкого языка» + презентация к мастер-классу
План-конспект мастер-класса «Автономное/ самоуправляемое обучение при изучении грамматики немецкого языка» + презентация к мастер-классу
План-конспект мастер-класса «Автономное/ самоуправляемое обучение при изучении грамматики немецкого языка» + презентация к мастер-классу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.