План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"
Оценка 4.7

План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
администрации +1
Взрослым
11.11.2018
План- конспект "Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования"
Дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс. Проявляя дидактические способности, преподаватель увлекает учащихся историей великих научных открытий, теорией предмета, экспериментом. Дидактические способности являются системным образованием, включающим в себя структурные и функциональные компоненты.
План.docx
План­конспект занятия на тему  «Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования» Образовательные, воспитательные, развивающие цели: ­   способствовать   усвоению   содержания   понятий   «способности», «педагогические способности», «дидактические способности», сформировать систему знаний о функциях, типах и структуре дидактических способностей; ­   формировать   сознательное   отношение   к   деятельности   по   развитию своих   дидактических   способностей,   воспитывать   интерес   и   желание   к саморазвитию и самовоспитанию; ­ развивать способность к активному освоению материала. План: 1 Определение содержания понятий: «способности»,  «педагогические способности» и «дидактические способности». 2 Структура   дидактических   способностей   педагога   дошкольного образования. 3 Функции дидактических способностей педагога дошкольного  образования. Литература: 1.  Балбасова,   Е.   Г.   Анализ   дидактических   способностей   учителей начальных классов и студентов педагогического института / Е Г. Балбасова : автореф. дис. … к.п.н. – Москва, 1982. – 25 с. 2.  Безделина,   Л.   П.   Разитие   дидатических   способностей   студента педвуза   в   процессе   их   психологической   подготовки   к   обучению   детей шестилетнего возраста / Л. П. Безделина : автореф. дис. … к.п.н. – Москва, 1985.   –   21 с. 3. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. – Ленинград : ЛГУ, 1961. – 225 с. 4.  Станкин,   М.   И.   Профессиональные   способности   педагога   /   М.   И. Станкин. – Москва : Наука,1998. – 245 с. Основное содержание: Когда   мы   пытаемся   понять   и   объяснить,   почему   разные   люди, обстоятельствами   жизни,   поставленные   в   одинаковые   или   примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности,   что   разницу   в   успехах   можно   вполне   полагая, удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности? Достаточно   емкое   определение   содержанию   понятия   «способности» дает Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи.   «Во­первых,   под   способностями   разумеются   индивидуально­ психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во­ вторых,   способностями   называют   не   всякие   вообще   индивидуальные особенности,   а   лишь   такие,   которые   имеют   отношение   к   успешности выполнения какой­либо деятельности или многих деятельностей... В­третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения». У   каждого   человека   при   рождении   формируются   определенные предпосылки его способностей – задатки. Задатками называют врожденные анатомо­физиологические   особенности   организма,   которые   облегчают развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут сформироваться   самые   различные   способности,   которые   определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Способности   различаются   по   качеству,   широте,   своеобразию   их сочетания   (структуре)   и   степени   развития.   В   структуре   специальных способностей выделяют педагогические способности. Педагогическими   способностями  называют   совокупность индивидуально­психологических   особенностей   личности   учителя, отвечающих   требованиям   педагогической   деятельности   и   определяющих успех в овладении этой деятельностью. Круг педагогических способностей очень   велик.   Он   охватывает   всю   структуру   педагогической   деятельности. Системообразующую   роль   в   комплексе   педагогических   способностей преподавателя играют дидактические способности. Дидактические   способности   –   это   способности   передавать дошкольникам   материал,  делать   его   доступным   для   них,  преподносить   им материал   или   проблему   ясно   и   понятно,   вызывать   интерес   к   предмету, возбуждать у детей активную самостоятельную мысль. Дидактические способности анализируются разными авторами. Одним из первых к изучению дидактических способностей приступил Ф.Н. Гоноболин. По его наблюдениям, наиболее важным качеством учителя является   «способность   делать   материал   доступным   ученику,   излагать   его доходчиво   и   просто».   По   мнению   Ф.Н.   Гоноболина,   «способность   хорошо передавать   детям   учебный   материал   зависит   от   трех   условий:   1)   от особенностей ученика, которого обучают; 2) от того, чему его учат; 3) от того, как его обучают.  По   мнению   Н.Д.   Левитова,   дидактическая   способность   –   это «способность передавать знания детям,  что достигается ясным,  кратким  и интересным изложением материала». Е.Г.   Балбасова   определяет   дидактические   способности   как «индивидуально­психологические   качества   личности,   которые   дают возможность   человеку   быть   максимально   понятным   для   окружающих   при непосредственной передаче им какой­либо информации. Л.П. Безделина под дидактическими способностями понимает сложное комплексное   образование,   включающее   совокупность   психологических качеств личности, которые способствуют успешной подготовке информации к передаче   ее   учащимся   и   организации   их   умственной   деятельности   по самостоятельному приобретению знаний. М.И.   Станкин,   анализируя   профессиональные   способности   педагога, дает   следующее   определение   дидактическим   способностям.  Дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был   прочно   усвоен,   иными   словами,   умение   эффективно   строить   учебно­   Проявляя   дидактические   способности, воспитательный   процесс. преподаватель   увлекает   учащихся   историей   великих   научных   открытий, теорией предмета, экспериментом. Дидактические   способности   являются   системным   образованием, включающим в себя структурные и функциональные компоненты. Е.Г.   Шинкаревой   предпринята   попытка   изучения   специфики дидактических   способностей   учителя   начальных   классов.   Разработанная автором структура дидактических способностей, включает три подструктуры:   необходимые   на   этапе   предварительной   подготовки способности, информации;   способности,   реализующиеся   при   передаче   информации учащимся; способности, необходимые для осуществления «обратной связи»; экспрессивные способности. Е.И. Корзинова рассматривает структуру дидактических способностей как   совокупность   трех   компонентов:   пассивные   дидактические,   активные   Пассивные дидактические   (методические)   и   ораторские   умения. дидактические   умения,   способствуют   подготовке   учителя   к   учебным занятиям.   Активные   дидактические   умения   автор,   как   и   многие   другие, отождествляет с методическими, относя к ним разработку путей и методов передачи знаний, умений и навыков учащимся и придавая особое значение стремлению  искать и находить новое,  оригинальное методическое  решение учебных   проблем.   Ораторскими   умениями   автор   называет   умение непосредственной передачи учебного материала, умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, жестов и т. п.  Л.П. Безделина разработала структуру способностей, которая включает следующие   компоненты:   1)   способность   анализировать   информацию;   2) способность представить мыслительный процесс при усвоении конкретного содержания на этапе подготовки к уроку; 3) способность вычленять слабое звено   в   мыслительном   процессе   отдельных   учеников   при   усвоении   ими конкретного   учебного   содержания   на   уроке;   4)   способность   определять психологическую   причину   затруднений   при   усвоении   конкретного   способность   подобрать содержания   отдельными   учениками; психологически   обоснованный,   адекватный   вид   коррекции   для   ликвидации   5) имеющихся 6) способность побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности. затруднений;     Структура   дидактических   способностей   учителей,   представленная   Е.Г.   Балбасовой,   состоит   из   четырех   подструктур   и   содержит   16 компонентов:   1)   способность   анализировать   информацию   с   точки   зрения доступности ее учащимся; 2) способности, необходимые непосредственно на этапе передачи информации учащимся; 3) способности, необходимые на этапе осуществления «обратной связи»: 4) экспрессивно­речевые способности. Выявленные   структурные   компоненты   дидактических   способностей дают возможность рассмотреть и функциональные связи. Информационная   функция   заключается   в   доступной   передаче информации учащимся, обеспечивающей правильное понимание передаваемой информации всем учащимся. Конструктивная   функция   обеспечивает:   а)   отбор   и   организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б)   проектирование   деятельности   учащихся,   в   которой   информация   может быть   усвоена;   в)   проектирование   собственной   будущей   деятельности   и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организаторская   функция   реализуется   через   организацию:   а) информации   в   процессе   сообщения   ее   учащимся;   б)   различных   видов деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.  Коммуникативная   функция   предполагает   установление   правильных взаимоотношений с учащимися.

План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей педагога дошкольного образования"

План- конспект "Развитие дидактических способностей  педагога дошкольного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018