Дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс. Проявляя дидактические способности, преподаватель увлекает учащихся историей великих научных открытий, теорией предмета, экспериментом.
Дидактические способности являются системным образованием, включающим в себя структурные и функциональные компоненты.
План.docx
Планконспект занятия на тему
«Развитие дидактических способностей
педагога дошкольного образования»
Образовательные, воспитательные, развивающие цели:
способствовать усвоению содержания понятий «способности»,
«педагогические способности», «дидактические способности», сформировать
систему знаний о функциях, типах и структуре дидактических способностей;
формировать сознательное отношение к деятельности по развитию
своих дидактических способностей, воспитывать интерес и желание к
саморазвитию и самовоспитанию;
развивать способность к активному освоению материала.
План:
1
Определение содержания понятий: «способности»,
«педагогические способности» и «дидактические способности».
2
Структура дидактических способностей педагога дошкольного
образования.
3
Функции дидактических способностей педагога дошкольного
образования.
Литература:
1. Балбасова, Е. Г. Анализ дидактических способностей учителей
начальных классов и студентов педагогического института / Е Г. Балбасова :
автореф. дис. … к.п.н. – Москва, 1982. – 25 с.
2. Безделина, Л. П. Разитие дидатических способностей студента
педвуза в процессе их психологической подготовки к обучению детей
шестилетнего возраста / Л. П. Безделина : автореф. дис. … к.п.н. – Москва,
1985.
–
21 с. 3. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В.
Кузьмина. – Ленинград : ЛГУ, 1961. – 225 с.
4. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога / М. И.
Станкин. – Москва : Наука,1998. – 245 с.
Основное содержание:
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди,
обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно
одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию
способности,
что разницу в успехах можно вполне
полагая,
удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда,
когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие,
усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Достаточно емкое определение содержанию понятия «способности»
дает Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три
идеи. «Вопервых,
под способностями разумеются индивидуально
психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во
вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности
выполнения какойлибо деятельности или многих деятельностей... Втретьих,
понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям,
которые уже выработаны у данного человека, но могут объяснить легкость и
быстроту их приобретения».
У каждого человека при рождении формируются определенные
предпосылки его способностей – задатки. Задатками называют врожденные
анатомофизиологические особенности организма, которые облегчают
развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут
сформироваться самые различные способности, которые определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к
избранной человеком деятельности.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их
сочетания (структуре) и степени развития. В структуре специальных
способностей выделяют педагогические способности.
Педагогическими
способностями
называют
совокупность
индивидуальнопсихологических особенностей личности учителя,
отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих
успех в овладении этой деятельностью. Круг педагогических способностей
очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности.
Системообразующую роль в комплексе педагогических способностей
преподавателя играют дидактические способности.
Дидактические способности – это способности передавать
дошкольникам материал, делать его доступным для них, преподносить им
материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету,
возбуждать у детей активную самостоятельную мысль.
Дидактические способности анализируются разными авторами.
Одним из первых к изучению дидактических способностей приступил
Ф.Н. Гоноболин. По его наблюдениям, наиболее важным качеством учителя
является «способность делать материал доступным ученику, излагать его
доходчиво и просто». По мнению Ф.Н. Гоноболина, «способность хорошо
передавать детям учебный материал зависит от трех условий: 1) от
особенностей ученика, которого обучают; 2) от того, чему его учат; 3) от того,
как его обучают.
По мнению Н.Д. Левитова, дидактическая способность – это
«способность передавать знания детям, что достигается ясным, кратким и
интересным изложением материала».
Е.Г.
Балбасова определяет дидактические способности как
«индивидуальнопсихологические качества личности,
которые дают возможность человеку быть максимально понятным для окружающих при
непосредственной передаче им какойлибо информации.
Л.П. Безделина под дидактическими способностями понимает сложное
комплексное образование, включающее совокупность психологических
качеств личности, которые способствуют успешной подготовке информации к
передаче ее учащимся и организации их умственной деятельности по
самостоятельному приобретению знаний.
М.И. Станкин, анализируя профессиональные способности педагога,
дает следующее определение дидактическим способностям. Дидактические
способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и
был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно
Проявляя дидактические способности,
воспитательный процесс.
преподаватель увлекает учащихся историей великих научных открытий,
теорией предмета, экспериментом.
Дидактические способности являются системным образованием,
включающим в себя структурные и функциональные компоненты.
Е.Г.
Шинкаревой предпринята попытка изучения специфики
дидактических способностей учителя начальных классов. Разработанная
автором структура дидактических способностей, включает три подструктуры:
необходимые на этапе предварительной подготовки
способности,
информации; способности, реализующиеся при передаче информации
учащимся; способности, необходимые для осуществления «обратной связи»;
экспрессивные способности.
Е.И. Корзинова рассматривает структуру дидактических способностей
как совокупность трех компонентов: пассивные дидактические, активные
Пассивные
дидактические (методические) и ораторские умения.
дидактические умения, способствуют подготовке учителя к учебным
занятиям. Активные дидактические умения автор, как и многие другие,
отождествляет с методическими, относя к ним разработку путей и методов передачи знаний, умений и навыков учащимся и придавая особое значение
стремлению искать и находить новое, оригинальное методическое решение
учебных проблем. Ораторскими умениями автор называет умение
непосредственной передачи учебного материала, умение выражать свои мысли
и чувства с помощью речи, мимики, жестов и т. п.
Л.П. Безделина разработала структуру способностей, которая включает
следующие компоненты: 1) способность анализировать информацию; 2)
способность представить мыслительный процесс при усвоении конкретного
содержания на этапе подготовки к уроку; 3) способность вычленять слабое
звено в мыслительном процессе отдельных учеников при усвоении ими
конкретного учебного содержания на уроке; 4) способность определять
психологическую причину затруднений при усвоении конкретного
способность подобрать
содержания отдельными учениками;
психологически обоснованный, адекватный вид коррекции для ликвидации
5)
имеющихся
6) способность побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности.
затруднений;
Структура дидактических способностей учителей, представленная
Е.Г. Балбасовой, состоит из четырех подструктур и содержит 16
компонентов: 1) способность анализировать информацию с точки зрения
доступности ее учащимся; 2) способности, необходимые непосредственно на
этапе передачи информации учащимся; 3) способности, необходимые на этапе
осуществления «обратной связи»: 4) экспрессивноречевые способности.
Выявленные структурные компоненты дидактических способностей
дают возможность рассмотреть и функциональные связи.
Информационная функция заключается в доступной передаче
информации учащимся, обеспечивающей правильное понимание передаваемой
информации всем учащимся.
Конструктивная функция обеспечивает: а) отбор и организацию
содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может
быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и
поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторская функция реализуется через организацию: а)
информации в процессе сообщения ее учащимся; б) различных видов
деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе
непосредственного взаимодействия с учащимися.
Коммуникативная функция предполагает установление правильных
взаимоотношений с учащимися.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.