план-конспект урока

  • Работа в классе
  • docx
  • 15.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала культура Передней Азии.docx
Тема: Художественная культура Древней передней Азии Предмет : МХК Класс 10 Учитель: Пищаева Анна Сергеевна, МБОУ «СОШ №10» г.Байкальска Иркутской области Цель: 1. Познакомить с особенностями художественной культуры Междуречья. 2. Создать условия для выражения собственного суждения о культуре Месопотамии 3. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных  источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты; 4. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов. Ход урока. Оргмомент.                                               д/з глава 2, вопросы 1­2 стр. 30 Проверка домашнего задания. ­ ответы на вопросы Главы 1 Учебника. Знакомство с новым материалом. 1. 2. 3. В IV—I тысячелетиях до н. э. в низовьях двух больших рек  Тигра и Евфрата (Месопотамия, или   Двуречье,  или   Междуречье),  а  также  на  всей  территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь,   научились   вычислять   с   большой   точностью   движение   планет,   время обращения   Луны   вокруг   Земли.   Зодчие   Передней   Азии   умели   возводить высочайшие   башни,   где   в   качестве   строительного   материала   использовался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо и строили корабли, умели прясть и   ткать,   ковали   из   меди   и   бронзы   орудия   труда   и   оружие.   Народы   Древней Передней   Азии   достигли   больших   успехов   в   области   политической   теории   и практики, военного дела и государственного права. Многими их изобретениями и точными открытиями мы пользуемся до настоящего времени. Слайд   2. В   плодородной   долине   Междуречья   сформировались   такие крупнейшие   города   государства,   как:   Шумер,   Аккад,   Вавилон,   а   также Ассирийская держава и Персидское государство и многие другие. В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.Возникновение письменности Слайд 3.  К 3 тысячелетию до н. э. в южных долинах Двуречья сложились многие города­государства,   главным   из   которых   стал   Шумер.   В   историю   мировой культуры   шумеры   вошли   в   первую   очередь   благодаря   изобретению письменности. Первоначально   это   было   пиктографическое   (рисуночное)   письмо),   постепенно замененное   сложными   геометрическим,   а   знаками.   Треугольники,   ромбики, полоски,   стилизованные   пальмовые   ветви   наносили   на   поверхность   сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях. Слайд. 4. Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в  течение  длительного  времени. Вначале  писали   справа  налево,  но   это  было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму — слева направо. Так пиктография, известная еще первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и преобразована многими народами.   . Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный   процесс   в   этих   своеобразных   школах.   По   всей   вероятности,   учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении. Выпускники позже могли занять ведущие должности в мастерских, решали государственные вопросы.  Стр. 21 учебника Слайд 5. Была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669­ 633гг) – первое систематизированное собрание, таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер, размещались по отраслям знаний. В 612 г. эти таблички чуть не погибли. Их спало то, что во время пожаров глина от обжига стала еще крепче. Конечно, многие таблички разбились, но то, что сохранилось через 2500 лет поведало нам о культуре народов Междуречья. Слайд 6. Архитектура Время   сохранило   очень   мало   архитектурных   сооружений.   Строились   они   из необожженной глины, поэтому разрушалось. Не пощадили их и многочисленные войны. Важнейшим   достижением   архитектуры   стало   сооружение   так   называемых зиккуратов. Слайд 7.  Зиккурат – ступенчатый храм, имеющий 3­7 ярусов из кирпича­сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости,   заменяющие   лестницы).   По   ним   жители   города   или   жрецы поднимались   к   святилищу.   Города   Междуречья   защищали   оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами. Слайд 8­9. Наибольшую известность приобрел зиккурат бога луны в городе Уре. Трехъярусная   постройка   сохранилась   до   наших   дней   в   хорошей   форме.   С середины   XIX   века   этот   холм   активно   изучается.   Первым   исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550­х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи. Описание зиккурата в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича­ сырца   снаружи   зиккурат   был   облицован   обожженным   кирпичом.   Облицовка местами   достигает   толщины   в   2,5   метра.   Основание   пирамиды   имеет   форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра. Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100  ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались  вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас. Слайд 10. Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к   городу   шел   через   ворота,   посвященные   богине   плодородия   и   земледелия Иштар.   Они   были   облицованы   глазурованным   темно­синим   кирпичом   с изображением   священных   быков   золотисто­желтого   цвета   и   рядами   белых   и желтых драконов — фантастических существ с головой змее, орлиными задними и львиными передними лапами. Синий цвет не случаен, он являлся магическим средством от дурного глаза. Краски до сих пор не потускнели. Слайд   11.  Важнейшим   архитектурным   Достижением   Месопотамии   стало изобретение   сводчато­арочной   конструкции.   Подобная   конструкция   была использована   при   создании   оного   из   семи   чудес   света   –   Висячих   садов Семирамиды. Изобразительное искусствоСлайд 12. Изобразительное искусство представлено в основном стелами,  рельефами и мозаикой, который украшали внутренние стены дворцов. На них  изображены цари, всадники, воины, толпы пленных Слайд 13. Среди предметов мозаичного искусство следует особо отметить  трехъярусную мозаичную плиту – Штандарт из Ура. Слайд 14 Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад в развитие мелкой  пластики. До нашего времени сохранились  образцы  шумеро­аккадской скульптуры. Одним из самых ранних являются  адоранты ­ фигурка человека, изготовляемая   из   мягких   пород   камня,   а   позднее   —   глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека. На   плече   адоранта   обычно   была   выбита   надпись,   сообщающая,   кто   был   его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой. Музыкальное искусство. Памятники музыкальной культуры не сохранились. При раскопках в городе Уре были  обнаружены клинописные учебники по пению. Во время траурных церемоний исполнялись песни­плачи. Музыка доставляла наслаждение богам и царям. Из музыкальных инструментов получили распространение арфы, тарелки. Двойной гобой,  лютни и лиры. В культовой музыке использовались колокольчики. Слайд 18. В одной з раскопок в городе Уре была обнаружена Арфа с головой быка. 4. Итог урокаПрочтите стихотворение В. Я. Брюсова • «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя­деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и  победными стрелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?