закрепить понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”; закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; научить прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций.
Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать; находить причинно-следственные связи; делать выводы; работать с алгоритмами; формировать интерес к предмету.
4 +2 HCl
→
BaCl2 + H2SO4
BaSO
→
Fe(CNS)
2FeCl3 + 3KCNS
→
CaCl
CaCO3+ 2 HCl
→
CuCl2 + 2 NaOH Cu(OH)
3 +3 KCl
2 + CO2+ H2O
↓
2 + 2NaCl
Мg + 2 HCl
(NH4) 2Cr2O7
C + O2
3Mg + N2
→
CO→
2
→
MgCl
Cr→ 2O3+ N2 + H2O
2 + H2
Mg
3N2
2
2
→
→
→
Na→ 2SO3
2H→
Укажите окислительно восстановительные
реакции:
1) CaCO3 CaO + CO
2) 2Hg 2Hg + O
3) Na2O + SO2
4) P2O5 + 3H2O
CO
5) C + O2
2
→
BaSO
6) BaCl2 + MgSO4
→
ZnCl
7) Zn + 2HCl
Mg→
8) 3Mg + N2
9) Al(NO3)3 + 3HCl
10) Fe + CuSO4
2 + H2
3N2
4 + Cu
3РO4
→
AlCl
3 + 3HNO3
→
FeSO
4 + MgCl2
Работа в группах над
проблемным вопросом:
Как по уравнению можно
определить окислительно
восстановительную
реакцию?
Варианты ответов:
По изменению степени
окисления у отдельных
элементов.
По наличию хотя бы одного
простого вещества.
По типу химической реакции.
Оптимальный вариант:
Окислительно восстановительную
реакцию можно определить по
изменению степени окисления у
отдельных элементов, по наличию
простого вещества и по типу
химической реакции.
«Ктото теряет, а ктото находит…»
«Окислительно
восстановительные
реакции в быту и
природе.»
Окислительновосстановительные реакции в природе
и жизни человека:
1. Фотосинтез
2.Реакции круговорота веществ в природе
3. Дыхание
4. Металлургия
5. Электроника
6. Электротехника
7. Энергетика
8. Косметология
Реакции круговорота веществ в
природе
Существуют реакции, идущие с
изменением степеней окисления,
атомов химических элементов,
образующих реагирующие
вещества.
CO2 + NaOH
в этой реакции степени окисления
остались прежними.
CuO + NH3
в этой реакции степени окисления
изменились.
Na→ 2CO3 + H2O
→
Cu + N
2 + H2O
Химические реакции, в
результате которых
происходит изменение
степеней окисления
называются окислительно
восстановительными
реакциями (ОВР).
Процесс отдачи электронов называется
окислением, а процесс присоединения
электронов называется
восстановлением.
Атомы, которые присоединяют
электроны – являются окислителями,
а атомы, которые отдают электроны –
являются восстановителями.
Отдает окисляется восстановитель
Принимает восстанавливается окислитель
Метод электронного баланса.
В этом методе сравнивают
степени окисления атомов в
исходных и образующихся
веществах, руководствуясь
правилом: число электронов,
отданных восстановителем,
должно равняться числу
электронов, присоединенных
окислителем.
Алгоритм расстановки
коэффициентов в уравнениях
окислительно
восстановительных реакций
методом электронного
баланса.
1. Запишите схему реакции (формулы
исходных веществ и продуктов реакции).
2. Определите и сравните степени
окисления элементов до и после реакции.
3. Подчеркните знаки элементов, степень
окисления которых изменилась.
4. Определите окислитель и
восстановитель.
5. Расставьте коэффициенты перед
формулами восстановителя и
окислителя методом электронного
баланса.
6. Подберите коэффициенты в
правую часть схемы реакции.
7. Устно проверьте правильность
составленного уравнения
Cu+2O2 + N3H3
2
+
→ Cu0 + N2 0+ +H2
+O
Cu+2 +2е
N3 6е
Cu→ 0 3 оль
│
2N →
│
0 1 вль
→
Cu + N
3CuO + NH3
2 + H2O
3 CuO + 2 NH3 3 Cu + N
2 +3 H2O
→
1. Упражнения для улучшения
мозгового кровообращения
«Наклоны головы»
Вперед – назад
Вправо влево
2. Упражнение общего
воздействия
«Бокс»
3. Упражнения для снятия утомления
с плечевого пояса и рук
«Рывки руками»
«Сжимание
кисти в кулак»
4. Упражнение для снятия
напряжения с мышц туловища
«Наклоны в сторону»
5. Упражнения для глаз
«Вращение глазами»
• по часовой стрелке
• против часовой стрелки
6.«Пальчик»
Приближайте и
отводите палец
8.Ушные раковины имеют
активные точки, связанные
с внутренним органами.
Энергично потрем мочки
наших ушек.
→
AlCl
→
Fe→ 2O3
Закрепление.
3+H2
1. Al + HCl
2.HCl+ KMnO4 KCl+ MnCl
3.FeO + O2
4.KI +Cu(NO3)2 CuI + I
5.MnS + HNO3 MnSO
6.K2SO3 + H2SO4 + KMnO4
K2SO4+MnSO4+H2O
7.SnSO4 +KMnO4+ H2SO4 Sn(SO
+MnSO4+ K2SO4+ H2O
→
→
2+Cl2+H2O
2 + KNO3
4 + NO2 + H2O
→
→
→
4)2+
→
→
2+ 8H2O
2О
→
2 Fe
→
SО2 + 2 Н2S 3 S + 2 Н
16HCl+ 2KMnO4 2KCl+ 2MnCl+ 5Cl
4 FeO + O2
4KI + 2 Cu(NO3)2
→
MnS + 8HNO3 MnSO
5K2SO3 + 3H2SO4 + 2 KMnO4
5SnSO4 +2 KMnO4+ 8H2SO4 5Sn(SO
2O3
2CuI + I
2 + 4KNO3
4 + 8NO2 + 4 H2O
6K→ 2SO4+2 MnSO4+3 H2O
→
4)2+2 MnSO4+ K2SO4+ 8H2O
Домашнее
задание.
§ 43 вопросы 1,3,7,8
письменно
Прикоснитесь к науке,
экспериментируйте,
открывайте новое!