План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
Оценка 4.9

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
чтение
4 кл
11.10.2019
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
Урок литературного чтения конспект урока.docx
Урок литературного чтения          "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке".                          4­з класс 25.01.2019 Учитель:    Селиванова Светлана Васильевна Тема урока: Урок закрепления новых знаний Цель: Познакомить учащихся с научно­познавательной литературной  сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы  критического мышления, развивать интерес к механике. Задачи:   Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;  Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;  При помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной  шкатулки;  Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по  развитию речи;  Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;  Уважать мнение товарищей, умение работать в группе. Результаты:  Личностные. 1.Развивать   умения   работать   с   текстом,   выделять   главную   мысль произведения. 2.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель  урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и  оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах. Метапредметные. РУУД:  Умение выявлять проблему;  Умение определять и сохранять цель;  Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный  результат. ПУУД:  Умения сравнивать, делать выводы. КУУД:  Умение соблюдения  позиции «понимающего».  Умение работать в парах, группах.    Предметные:  1.Знание видов сказки.  2. Умение определять тематику сказки.  3.Знание структуры сказки. Формы работы:   фронтальная, индивидуальная, групповая работа. Оборудование:   Виноградова   Н.Ф.   Литературное   чтение.   4   класс.   Учебник   для учащихся общеобразоват. учреждений.  В 3 ч. – М.:Вентана­Граф, 2013.  Карточки для работы в парах, группах.  Презентация по теме урока  Пьеса Анатолия Лядова “Музыкальная шкатулка”,   Толковый словарь В. И.Даля.                                                  Ход  урока. 1. Организационный момент.          2 мин 1) Эмоциональный настрой.  ­ Сегодня на уроке  много гостей, а гости – это  всегда радость, это хорошее  настроение.   Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке. Повернитесь к гостям поздоровайтесь и подарите им улыбку, а теперь  посмотрите друг на друга улыбнитесь и мысленно пожелайте всем удачи. Садитесь. 2. Проверка домашнего задания Слайд 1 – С произведением какого автора мы познакомились на прошлом уроке? Слайд 2 – Что вы узнали и запомнили об В.Ф. Одоевском? (Посмотрите в тетради) 1)      Рассказ учителя о писателе.   2)      Звучит музыка Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка»                          Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского.            Давно, давно, 200 лет назад, в городе Петербурге жил один человек Владимир   Федорович   Одоевский.   И   был   этот   человек,   как   все   про   него говорили   ужасный   чудак.   Чудаком   его   считали   за   то,   что   он   носил остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем, так тогда называли писателей. В своем   странном   костюме   Одоевский,   пожалуй,   правда   смахивал   на сказочного чародея. Ну,   кроме одежды ничего в нем странного не было, наоборот,   был он очень умный, образованный   и необыкновенно добрый человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда о ком­нибудь хлопотал. Но больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам было основано в Петербурге    несколько  детских приютов для беспризорных  детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь, или почему зимой холодно, а летом тепло, или рассказать интересную только что придуманную сказку. А когда он записал несколько таких   сказочек,   то   получилась   книжечка   «Сказки   и   рассказы   для   детей дедушки Иринея» (псевдоним автора).  Слайд 3 Это была первая русская книжка для детей. Вот с одной из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке. Называется она … «Городок в табакерке». Слайд 4                              Первый этап урока  ВЫЗОВ 3. Актуализация знаний 1)Вопросы по прочитанному тексту.  ­Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось? ­ Кто является главным героем сказки? (мальчик Миша) Рисунок. ­ Кого из героев сказки вы узнали на этих иллюстрациях? (мальчик­колокольчик, валик, пружинка)  – Как сказать коротко: о чем эта сказка? – Похожа ли эта сказка на другие, известные нам литературные сказки. – Так может это не сказка? Докажите, назовите особенности литературных  сказок. (Дети называют особенности литературных сказок: ­ Авторская, ­ Современная, создавалась в эпоху автора. ­ Главные герои – люди, животные, неживые существа, современные  волшебники, ­ Сказочная история, раскрывает замысел автора, т.е. главную мысль. ­ Литературная сказка – поучительная история, ­ Авторы учат нас быть добрыми, честными, не бояться трудностей). – А вот чем эта сказка  отличается от других литературных сказок?  На этот вопрос и на ряд других вопросов мы ответим в конце урока. – А зачем мы читаем сказки? Ведь они нравятся и взрослым и детям.  – А чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского? – Что еще мы узнали, читая эту сказку? – Итак, давайте сформулируем цели нашего урока и прикрепим их на Дерево  предсказаний, оно будет нам опорой на уроке. 2)Доска:   «Дерево предсказаний». (учитель прикрепляет к дереву большие листки с записью целей урока) – Определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других  литературных сказок; – Разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерки; – Дать характеристику Мише; – Сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского. (15 минут)      Изучение нового материала     Работаем с текстом.                    Второй этап урока  ОСМЫСЛЕНИЕ 4.   Работа со сказкой.   1).Словарная работа.    – Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150  лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи, потому что некоторые вышли из употребления совсем. – А знаете ли вы значение этих слов? 2). Работа в парах по карточкам (Желтые) ­ Возьмите желтые карточки и соедините слово с его значением. 3). Проверка. Слайд 5,6,7  – А что такое “табакерка”?  Что можете добавить о табакерке? ( В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак  больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на  здоровье.  ­ Нюхательный табак держали в табакерках из папье­маше, серебра, золота,  дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора,  нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.  ­ Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку  ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и  указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим  вкусом. ­ В XIX ­ начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся  по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки,  украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств. ­ Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в  особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак,  табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть,  потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими  миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая  выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку  фигуркой пастушки.    3)­ К какой горке подходил Миша?  Слайд 9 2)– Что такое бюро?  Слайд 8 4)– Что такое ставни?  Слайд 10  5)– Объясните, что обозначает слово флюгер?  Слайд 11  7)­ Что такое шатёр?  Слайд 13 8)­ Что такое бахрома?  Слайд 14 6)– Какую бумагу называют “тиснёной”?  Слайд 12 ФИЗ­МИНУТКА на релаксацию. ­ Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и слушайте… Играет музыка Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка» ­ Вам понравилась музыка? Какая это музыка? Живая? ­ Кто её исполняет? (оркестр музыкальных инструментов, А. Лядов  «Музыкальная шкатулка») ­ Снова закройте глаза… Раздаются звуки музыкальной шкатулки. – Что за звуки мы слышим? (Играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей. Красивая мелодия, но с неживым оттенком) – Мы чувствуем этот оттенок? Да. (Играет не человек, а механизм) – Это играет музыкальная шкатулка.  ­ Посмотрите,  какие они разные по внешнему виду (Выставка шкатулок).  – Отличаются ли они от старинных? (10 минут) 4. Работа с учебником. – Откройте и прочитайте, как выглядела табакерка в сказке. – Что удивило Мишу, когда папенька открыл табакерку. Рисунок. – Как повел себя Миша? – А что папа ответил Мише? Прочитайте. – Как вы думаете, почему папа так ответил Мише и не объяснил, как работает шкатулка? – Итак, Миша задумался и уснул. Давайте вместе с вами пройдем этот путь  чтобы узнать устройство табакерки.   (5 минут) Слайд 15 (На доске надпись: «Устройство табакерки») ­ И вы запишите в тетрадь этот заголовок. 5. Игра «Кто сказал?»  ­ Возьмите голубой листочек. Один ученик читает отрывок. Все угадывают, кому принадлежат эти  слова. А)  «Динь­динь­динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень  хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь­динь­динь, динь­динь­динь». (Под надписью  «устройство табакерки» вывешивается надпись «колокольчик») Рисунок (запишите в тетрадь КОЛОКОЛЬЧИК)  Подчеркните орфограммы – Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под  сводами? – Как Колокольчик это объяснил? – А какую историю вспомнил Миша? – Что показалось смешным Колокольчику? – Как Миша на это отреагировал? Прочитайте. – Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам? – Мог ли Колокольчик не произносить эти слова? – Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на  колокольчики. (Что они все одинаковые) – Как Колокольчик это объяснил? – Как понимаете выражение «Закусил язычок». – Чему Миша позавидовал? Прочитайте. – Что ответил Колокольчик? – Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только  заниматься игрой, например, на компьютере. – А кто сказал эти слова: Б)  «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и  стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук­тук­тук! Тук­тук­ тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись  «молоточки») Рисунок (запишите в тетрадь МОЛОТОЧКИ) Подчеркните орфограммы – А кто сказал эти слова: В) «А мне какое дело, шуры­муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки  стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване  лежу и ни за кем не гляжу. Шуры­муры, шуры­муры…» (  ­ Кто это сказал? (Валик­надзиратель) ­ Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?  На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка:  валик. Рисунок (запишите в тетрадь ВАЛИК) Подчеркните орфограммы – Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)  – А за вами детьми нужно присматривать?  – Чьи это слова: Г) «Зиц­зиц­зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,  ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали;  кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики  не звенели, и музыки бы не было! Зиц­зиц­зиц». (Под надписью «устройство  табакерки» вывешивается надпись «пружина») Рисунок (запишите в тетрадь ПРУЖИНА) Подчеркните орфограммы – Поверил ли Миша Пружине? Докажи. Рисунок – Из каких же частей состоит табакерка? Если успеем: 5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед  каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)  а) Каким существительным можно заменить местоимение «я»? (пружинка)  Прочитайте самостоятельно и зачеркните карандашом частицы не, бы, кабы. ­ Прочитайте, какой текст получился. б)Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (глаголы) Назовите их. На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором. Что делала?  Толкала, вертелся,  цеплялся, стучали, звенели,  была. ­ Что общего у всех этих глаголов? (суффикс –л­) ­ На что он указывает? ( прошедшее время глагола) ­ На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени? ­ Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени. ­ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется, стучат,  звенят, есть (играет, звучит). ­ Прочитайте отрывок, заменив глаголы.  ­ Поняли ли вы, как устроена табакерка? – Прочитайте текст и зачеркните карандашом частицы  не, бы, кабы. – Прочитайте текст, который получился. – Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (Глаголы) – Назовите их. – На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором. – Что делала?  Толкала, вертелся,  цеплялся, стучали, звенели,  была. – Что общего у всех этих глаголов? (Суффикс ­л­) – На что он указывает? (Прошедшее время глагола) – На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени? – Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени. – На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется,  стучат, звенят, есть (играет, звучит). – Прочитайте отрывок, заменив глаголы.                Третий этап урока РЕФЛЕКСИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) 1. – Поняли ли вы, как устроена музыкальная табакерка? Синквейн   «Музыкальная табакерка» ­ На листочках напишите небольшое стихотворение о музыкальной табакерке (План синквейна. Написание синквейна. Чтение творческих детских работ). 2. – Благодаря кому мы узнали о работе табакерки?  – Что можно сказать о Мише, расскажи о нем. (воспитанный, вежливый,  добрый, любознательный) – Прочитайте, что сказал папа Миши, когда он проснулся. 3. Итог урока – Чему научился мальчик во время путешествия.  (1. Правила рисования.  Издали все кажется меньше.  2. От чего музыка бывает разной. У Колокольчика побольше – голос  низкий, поменьше – высокий. 3. Без учебы жить неинтересно.  4. Как важно быть послушным и прилежным. 5. И самое главное – Внимательное отношение к окружающему миру,  который о многом может рассказать и многому может научить. Будем помнить об этом, ребята!) 4. Рефлексия – Вернемся к цели нашего урока.  – Как же можно назвать эту сказку, если Миша узнал в ней много нового. Чем  она отличается от других литературных сказок? (Научно­познавательная) – Зачем автор написал эту сказку? – Обсудите с соседом и скажите.  – Справились ли мы с поставленными задачами?  – Оцените себя. ­ По окончании урока вы возьмёте свои зелёные листочки и приклеите к  Дереву предсказаний, к той цели, которой  вы сегодня достигли. 5. Домашнее задание. Записать в тетрадь вывод, сделанный  по сказке.                                          КАРТОЧКА Ф.И. ______________________________________________________________ Задание: Объясни значение трудных слов, соедини нужные ячейки.   Бюро специальная мебель в виде  пирамиды для дорогой  посуды Бахрома Горка Ставни Тиснёная бумага Табакерка Шатёр Флюгер   тканое покрытие в виде  высокой многогранной  пирамиды представляет собой  металлический флаг,  расположенный на  вертикальной оси и  поворачивающийся под  воздействием ветра стол с ящиками  для хранения бумаг украшение к занавесям,  тесьма с висящими с одной  стороны нитями бумага, с выдавленным  рисунком деревянный затвор, «ворота»  на окошках в деревянных  домах  это маленькая изящная  коробочка, вмещавшая  горсточку ароматной пыли

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)

План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2019