Урок литературного чтения
"В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке".
4з класс 25.01.2019
Учитель: Селиванова Светлана Васильевна
Тема урока: Урок закрепления новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с научнопознавательной литературной
сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы
критического мышления, развивать интерес к механике.
Задачи:
Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;
При помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной
шкатулки;
Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по
развитию речи;
Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;
Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.
Результаты:
Личностные.
1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль
произведения.
2.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель
урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и
оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.
Метапредметные.
РУУД:
Умение выявлять проблему;
Умение определять и сохранять цель;
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный
результат.
ПУУД:
Умения сравнивать, делать выводы.
КУУД:
Умение соблюдения позиции «понимающего».
Умение работать в парах, группах.
Предметные:
1.Знание видов сказки.
2. Умение определять тематику сказки.
3.Знание структуры сказки. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование:
Виноградова Н.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для
учащихся общеобразоват. учреждений. В 3 ч. – М.:ВентанаГраф, 2013.
Карточки для работы в парах, группах.
Презентация по теме урока
Пьеса Анатолия Лядова “Музыкальная шкатулка”,
Толковый словарь В. И.Даля.
Ход урока.
1. Организационный момент. 2 мин
1) Эмоциональный настрой.
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее
настроение.
Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на
нашем уроке.
Повернитесь к гостям поздоровайтесь и подарите им улыбку, а теперь
посмотрите друг на друга улыбнитесь и мысленно пожелайте всем удачи.
Садитесь.
2. Проверка домашнего задания
Слайд 1
– С произведением какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
Слайд 2
– Что вы узнали и запомнили об В.Ф. Одоевском? (Посмотрите в тетради)
1) Рассказ учителя о писателе.
2) Звучит музыка Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка»
Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского.
Давно, давно, 200 лет назад, в городе Петербурге жил один человек
Владимир Федорович Одоевский. И был этот человек, как все про него
говорили ужасный чудак. Чудаком его считали за то, что он носил
остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до
пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за
книгами, и вдобавок сам был сочинителем, так тогда называли писателей. В
своем странном костюме Одоевский, пожалуй, правда смахивал на
сказочного чародея. Ну, кроме одежды ничего в нем странного не было,
наоборот, был он очень умный, образованный и необыкновенно добрый
человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда о комнибудь хлопотал. Но
больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря
его хлопотам и трудам было основано в Петербурге несколько детских
приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В
детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от
чего идет дождь, или почему зимой холодно, а летом тепло, или рассказать
интересную только что придуманную сказку. А когда он записал несколько
таких сказочек, то получилась книжечка «Сказки и рассказы для детей
дедушки Иринея» (псевдоним автора).
Слайд 3
Это была первая русская книжка для детей. Вот с одной из этих сказок мы
сегодня познакомимся на уроке. Называется она … «Городок в табакерке».
Слайд 4
Первый этап урока ВЫЗОВ
3. Актуализация знаний
1)Вопросы по прочитанному тексту.
Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось?
Кто является главным героем сказки? (мальчик Миша) Рисунок.
Кого из героев сказки вы узнали на этих иллюстрациях?
(мальчикколокольчик, валик, пружинка)
– Как сказать коротко: о чем эта сказка?
– Похожа ли эта сказка на другие, известные нам литературные сказки.
– Так может это не сказка? Докажите, назовите особенности литературных
сказок.
(Дети называют особенности литературных сказок:
Авторская,
Современная, создавалась в эпоху автора.
Главные герои – люди, животные, неживые существа, современные
волшебники,
Сказочная история, раскрывает замысел автора, т.е. главную мысль.
Литературная сказка – поучительная история,
Авторы учат нас быть добрыми, честными, не бояться трудностей).
– А вот чем эта сказка отличается от других литературных сказок?
На этот вопрос и на ряд других вопросов мы ответим в конце урока.
– А зачем мы читаем сказки? Ведь они нравятся и взрослым и детям.
– А чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского?
– Что еще мы узнали, читая эту сказку?
– Итак, давайте сформулируем цели нашего урока и прикрепим их на Дерево
предсказаний, оно будет нам опорой на уроке.
2)Доска: «Дерево предсказаний».
(учитель прикрепляет к дереву большие листки с записью целей урока)
– Определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других
литературных сказок;
– Разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерки;
– Дать характеристику Мише;
– Сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского. (15 минут)
Изучение нового материала
Работаем с текстом.
Второй этап урока ОСМЫСЛЕНИЕ
4. Работа со сказкой.
1).Словарная работа.
– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150
лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются
в нашей речи, потому что некоторые вышли из употребления совсем.
– А знаете ли вы значение этих слов?
2). Работа в парах по карточкам (Желтые)
Возьмите желтые карточки и соедините слово с его значением.
3). Проверка.
Слайд 5,6,7
– А что такое “табакерка”? Что можете добавить о табакерке?
( В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак
больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на
здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках из папьемаше, серебра, золота,
дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора,
нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку
ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и
указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим
вкусом.
В XIX начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской
наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся
по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки,
украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в
особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак,
табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть,
потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими
миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая
выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку
фигуркой пастушки.
3) К какой горке подходил Миша? Слайд 9
2)– Что такое бюро? Слайд 8
4)– Что такое ставни? Слайд 10
5)– Объясните, что обозначает слово флюгер? Слайд 11
7) Что такое шатёр? Слайд 13
8) Что такое бахрома? Слайд 14
6)– Какую бумагу называют “тиснёной”? Слайд 12
ФИЗМИНУТКА на релаксацию. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и слушайте…
Играет музыка Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка»
Вам понравилась музыка? Какая это музыка? Живая?
Кто её исполняет? (оркестр музыкальных инструментов, А. Лядов
«Музыкальная шкатулка»)
Снова закройте глаза…
Раздаются звуки музыкальной шкатулки.
– Что за звуки мы слышим? (Играет не инструмент, а механизм, сделанный
из металлических деталей. Красивая мелодия, но с неживым оттенком)
– Мы чувствуем этот оттенок? Да. (Играет не человек, а механизм)
– Это играет музыкальная шкатулка.
Посмотрите, какие они разные по внешнему виду (Выставка шкатулок).
– Отличаются ли они от старинных?
(10 минут)
4. Работа с учебником.
– Откройте и прочитайте, как выглядела табакерка в сказке.
– Что удивило Мишу, когда папенька открыл табакерку. Рисунок.
– Как повел себя Миша?
– А что папа ответил Мише? Прочитайте.
– Как вы думаете, почему папа так ответил Мише и не объяснил, как работает
шкатулка?
– Итак, Миша задумался и уснул. Давайте вместе с вами пройдем этот путь
чтобы узнать устройство табакерки.
(5 минут)
Слайд 15
(На доске надпись: «Устройство табакерки»)
И вы запишите в тетрадь этот заголовок.
5. Игра «Кто сказал?»
Возьмите голубой листочек.
Один ученик читает отрывок. Все угадывают, кому принадлежат эти
слова.
А) «Диньдиньдинь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам
честь к нам пожаловать. Диньдиньдинь, диньдиньдинь». (Под надписью
«устройство табакерки» вывешивается надпись «колокольчик»)
Рисунок (запишите в тетрадь КОЛОКОЛЬЧИК)
Подчеркните орфограммы
– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под
сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша? – Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?
– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на
колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычок».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только
заниматься игрой, например, на компьютере.
– А кто сказал эти слова:
Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Туктуктук! Туктук
тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись
«молоточки»)
Рисунок (запишите в тетрадь МОЛОТОЧКИ)
Подчеркните орфограммы
– А кто сказал эти слова:
В) «А мне какое дело, шурымуры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шурымуры, шурымуры…» (
Кто это сказал? (Валикнадзиратель)
Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка:
валик.
Рисунок (запишите в тетрадь ВАЛИК)
Подчеркните орфограммы
– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают
за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:
Г) «Зицзицзиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик
не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали;
кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики
не звенели, и музыки бы не было! Зицзицзиц». (Под надписью «устройство
табакерки» вывешивается надпись «пружина»)
Рисунок (запишите в тетрадь ПРУЖИНА)
Подчеркните орфограммы – Поверил ли Миша Пружине? Докажи. Рисунок
– Из каких же частей состоит табакерка?
Если успеем:
5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед
каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)
а) Каким существительным можно заменить местоимение «я»? (пружинка)
Прочитайте самостоятельно и зачеркните карандашом частицы не, бы, кабы.
Прочитайте, какой текст получился.
б)Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (глаголы)
Назовите их.
На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
Что делала? Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.
Что общего у всех этих глаголов? (суффикс –л)
На что он указывает? ( прошедшее время глагола)
На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени.
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется, стучат,
звенят, есть (играет, звучит).
Прочитайте отрывок, заменив глаголы.
Поняли ли вы, как устроена табакерка?
– Прочитайте текст и зачеркните карандашом частицы не, бы, кабы.
– Прочитайте текст, который получился.
– Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (Глаголы)
– Назовите их.
– На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
– Что делала? Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.
– Что общего у всех этих глаголов? (Суффикс л)
– На что он указывает? (Прошедшее время глагола)
– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
– Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется,
стучат, звенят, есть (играет, звучит).
– Прочитайте отрывок, заменив глаголы.
Третий этап урока РЕФЛЕКСИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
1. – Поняли ли вы, как устроена музыкальная табакерка?
Синквейн «Музыкальная табакерка»
На листочках напишите небольшое стихотворение о музыкальной табакерке
(План синквейна. Написание синквейна.
Чтение творческих детских работ).
2. – Благодаря кому мы узнали о работе табакерки?
– Что можно сказать о Мише, расскажи о нем. (воспитанный, вежливый,
добрый, любознательный)
– Прочитайте, что сказал папа Миши, когда он проснулся.
3. Итог урока
– Чему научился мальчик во время путешествия.
(1. Правила рисования. Издали все кажется меньше.
2. От чего музыка бывает разной. У Колокольчика побольше – голос
низкий, поменьше – высокий.
3. Без учебы жить неинтересно.
4. Как важно быть послушным и прилежным.
5. И самое главное – Внимательное отношение к окружающему миру,
который о многом может рассказать и многому может научить.
Будем помнить об этом, ребята!)
4. Рефлексия
– Вернемся к цели нашего урока.
– Как же можно назвать эту сказку, если Миша узнал в ней много нового. Чем
она отличается от других литературных сказок? (Научнопознавательная)
– Зачем автор написал эту сказку?
– Обсудите с соседом и скажите.
– Справились ли мы с поставленными задачами?
– Оцените себя.
По окончании урока вы возьмёте свои зелёные листочки и приклеите к
Дереву предсказаний, к той цели, которой вы сегодня достигли.
5. Домашнее задание.
Записать в тетрадь вывод, сделанный по сказке.
КАРТОЧКА
Ф.И. ______________________________________________________________
Задание: Объясни значение трудных слов, соедини нужные ячейки.
Бюро
специальная мебель в виде
пирамиды для дорогой
посуды Бахрома
Горка
Ставни
Тиснёная бумага
Табакерка
Шатёр
Флюгер
тканое покрытие в виде
высокой многогранной
пирамиды
представляет собой
металлический флаг,
расположенный на
вертикальной оси и
поворачивающийся под
воздействием ветра
стол с ящиками для хранения
бумаг
украшение к занавесям,
тесьма с висящими с одной
стороны нитями
бумага, с выдавленным
рисунком
деревянный затвор, «ворота»
на окошках в деревянных
домах
это маленькая изящная
коробочка, вмещавшая
горсточку ароматной пыли
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
План-конспект урока литературного чтения "В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке" (4 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.