План-конспект урока музыки для 1 класса по теме: "Ритм - золотой ключик музыки"

  • Мероприятия
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: сформировать целостное представление о ритме. Задачи урока: 1) актуализация представлений о пульсации, сильной и слабой доли; 2) введение понятий ритм, ритмический рисунок; 3) обучение моделированию ритмического рисунка в процессе ритмодекламаций; 4) развитие чувства ритма. Оборудование: баян, синтезатор, ноутбук, мультимедийная установка. Музыкальный материал: «Музыка, здравствуй - музыкальное приветствие Звуковой эффект: тиканье часов – слушание «Разные ребята» Д. Кабалевский – попевка «Марш цветных солдатиков», Л. Мурашко – слушание «Улетает скворушка», И. Смирнова – работа над песней Ход урока Вход в класс. Организация класса. - Ребята, скажите, как называется тема первой четверти? - Средства музыкальной выразительности (музыкальные краски). - А что мы называем королевой музыки? - Мелодию. - Какая бывает мелодия? - Плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, низходящая.
Иконка файла материала 10.docx
РИТМ – ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК МУЗЫКИ Цель урока: сформировать целостное представление о ритме. Задачи урока: 1) актуализация представлений о пульсации, сильной и слабой доли; 2) введение понятий ритм, ритмический рисунок; 3) обучение моделированию ритмического рисунка в процессе ритмодекламаций;  4) развитие чувства ритма. Оборудование:  баян, синтезатор, ноутбук, мультимедийная установка. Музыкальный материал:  «Музыка, здравствуй  ­ музыкальное приветствие      Звуковой эффект: тиканье часов – слушание   «Разные ребята» Д. Кабалевский – попевка     «Марш цветных солдатиков», Л. Мурашко – слушание   «Улетает скворушка», И. Смирнова – работа над песней                                                                              Ход урока Вход в класс. Организация класса.  ­ Ребята, скажите, как называется тема первой четверти?  ­ Средства музыкальной выразительности (музыкальные краски).  ­ А что мы называем королевой музыки?  ­ Мелодию.  ­ Какая бывает мелодия?  ­ Плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, низходящая.  ­ Из чего состоит мелодия?  ­ Из звуков.  ­ Какие бывают звуки? Высокие                                                                                                          низкие Долгие                                            Музыкальные звуки                               короткие          Громкие                                                                                                          тихие           ­ Одним из важных средств  музыкальной  выразительности  является ритм. Он встречается не только в музыке. Им наполнена вся природа. В природе и в жизни есть свой ритм – чередование разных явлений  (утро – вечер, день – ночь, зима – лето, туча – солнце, радость – грусть и др.); движений человека, качелей (вверх – вниз), колоколов (динь – бом), маятника (тик – так) и др.      Все вокруг для нас привычно,      Каждый звук для нас не нов.      Но послушай, как ритмично      Ходит маятник часов:      Тик – так! Тик – так!      Тик – так! Тик – так!       (звук часов  – слушание)­ В музыке ритм – это также чередование, только разных по длительности звуков – долгих и коротких. Например: Такая запись называется ритмическим рисунком. Слушай, слушай, различай Звук короткий и протяжный, Чувство ритма развивай, Это очень, очень важно! Далее тренируемся в чтении и отхлопывании ритмослогов. Игра «Эхо» (учитель задает ритмический рисунок, ученики повторяют). ­ Ритм в музыке – это «золотой ключик». С его помощью можно войти в разные музыкальные жанры («киты»). Он способен передать характеры людей, животных.   ­   Попевка   «Разные   ребята»   (музыка   Д.   Кабалевского)   дает   возможность почувствовать   и   передать   характеры   детей.     Послушайте   две   мелодии.   Чем   они отличаются? Какой характер человека способна передать первая мелодия? Какой – другая? Какую мелодию можно сравнить с шагами, какую с бегом? Сравните нотную графику (пульс­шаги) двух мелодий (разных ребят): ­ А теперь споем и покажем пульс­шаги по таблице и исполним их хлопками. (Важно,  чтобы   дети   почуствовали,  что   разные   характеры   детей   передаются   разным характером исполнения). Исполнение попевки по рядам (один ряд поет про спокойных детей, другой – про непоседов) и вместе, в двухголосии.     Физкультминутка Физкультминутка «Осень» Березы косы расплели, Руками клены хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали,Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали. Все присмирело. Съежилось, Поникло, пожелтело. Лишь елочка пригожая К зиме похорошела.   ­   А   теперь   мы   будем   ритмодекламировать   стихотворение.  Читаем   и   отхлопываем ритм:                                            Стаи птиц улетают                                            Прочь за синее море.                                            Все деревья блистают                                            В разноцветном уборе.  Записываем его нотами в своих тетрадях:    Ста ­   и   птиц   у ­     ле ­    та ­      ют        Прочь за       си  ­  не  ­    е       мо­    ре.        Все   де­   ре ­   вья    бли ­ ста ­   ют В раз­  но­ цвет­ ном   у ­     бо ­    ре.    Читаем   по   ритмослогам:   ти­ти   та,   ти­ти,   ти­ти.   Далее   играем   короткие длительности на треугольнике, а долгие – выделяем маракасом.     “Ритмический диктант” - Кто хочет побывать в роли учителя музыки и прохлопать свой музыкальный ритм, - чтобы весь класс его повторил? (Ребята   поочередно   выступают   в   роли   учителя   музыки,   демонстрируя   свои ритмические рисунки).  Ребята, какие марши вы знаете, для кого они написаны. А кто мог бы шагать под этот марш? “Марш   цветных   солдатиков”   –   слушание.   В   ходе   слушания   ученики   должны почувствовать   мелкий,   легкий   шаг,   услышать   небольшие   изменения   в   темпе(замедление, возвращение к первоначальному темпу), смену шага, как­будто кто­то мешает солдатикам шагать ровно, а также на смену характера звучания, это значит на смену музыкальных частей. Продолжение работы над песней “Улетает скворушка”, слова Т. Прописновой, музыка И. Смирновой. Прохлопываем ритм второй части куплета: Даль про­зрач­на­     я      вид­   на,  и       се­  год­    ня    у        ок­   на    Пе­    сен­ка   про­щаль­на­   я      нам с ут­ра  слыш­на Исполнение песни требует выразительной артикуляции, чистой интонации. Рефлексия: o Что было самым интересным? o А что было для вас самым трудным? o Какие сделаны тобой открытия в знании музыки?