План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс
Оценка 4.6

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
21.01.2018
План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс
• Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи; • Показать разницу между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества»; • Помочь учащимся осознать разницу между экологически чистыми и так называемыми «полезными для здоровья» продуктами питания; • Формировать сознательное отношение к процессу выбора продуктов; • Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение. • Воспитывать умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои по-ступки, продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни. • Формировать умение работать в группах и индивидуально оборудование: ноутбук, интеравтивная доска. презентация, учебник. Методы: дискуссия, мозговой штурм. Термины: Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества.Обмен веществ, питание и пищеварение
обмен питание.doc
МБОУ №7 г. Ялта Учитель  биологии Мережко Н.В.  Дата____________ Урок № __________ Тема урока: «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». 8 класс Тип урока: комбинированный Цель:   Показать разницу между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества»;   Помочь учащимся осознать разницу между экологически чистыми и так называемыми «полезными для Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи; здоровья» продуктами питания;  Формировать сознательное отношение к процессу выбора продуктов;  Развивать   творческие   и   аналитические   способности   учащихся,   умение   аргументировать   собственное мнение.  Воспитывать умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки, продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни.  Формировать умение работать в группах и индивидуально  оборудование: ноутбук, интеравтивная доска. презентация, учебник.   Методы: дискуссия, мозговой штурм. Термины:  Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества. Ход урока I. Организационный момент  1 мин. II. Изучение нового материала 15 минут ­ Подведение к теме («Яркое пятно») 1 – 2 мин. Учитель. А теперь.. . Представьте на мгновение, что мы с вами перенеслись на берега туманного Альбиона и за окном не морозный денек,   а  промозглое   утро  улиц   Лондона.   Мы   находимся   в   полицейском   участке   перед   кабинетом   комиссара полиции мистера Бортоломью. Итак, слушайте!  Вы читали сегодняшние газеты? В них сообщение о смерти мистера Бабингтона, известного человека в нашем городе. Мистер Бабингтон третий муж миссис Синтии. До этого она уже дважды была замужем. Все ее мужья были очень состоятельными людьми. И все они умерли с теми же симптомами, как и бедный мистер Бабингтон.  Синтия Когда он приходил  домой,  я накрывала  стол всякими вкусными  блюдами.  Представьте, на большом  блюде ­ жареная курица, фаршированная черносливом, с плавающими в масле профитролями, по бокам блюда печеный рулет из свинины... Сначала он ел с неохотой, но ему было неудобно мне отказать, ведь все это я делала только для него. В конце концов ему это даже понравилось. Он торопился домой, а там его ждали новые вкусные блюда. Причем каждый день что­то новое. После ужина, когда он усаживался перед телевизором, я ставила перед ним большое блюдо с печеными булочками, пирожными, печеньем. Вы знаете, когда человек смотрит телевизор, он незаметно для себя может съесть столько всего, что сам не поверит. В больнице, куда он пошел по моей просьбе, у него что только не признали: и сахарный диабет, и ожирение, и гастрит и еще кучу всяких медицинских непонятных болезней. Вы знаете, еще греки говорили "Обжора роет себе могилу собственными зубами".  Учитель.  Вряд ли автор этого рассказа Артур Хейли думал, что он будет играться на нашем уроке, но, тем не менее, именно в этой истории, которую Вы сейчас услышали, ответ на мой вопрос:  о чем мы с вами сегодня будем говорить на нашем уроке? Выскажите свои предположения. Учащиеся высказывают свои предположения. У кого еще какие мнения? Итак, тема урока: «Питание и пищеварение»  запись темы на доске и в тетради. Совместное открытие знаний  1. Органы пищеварения Давайте вспомним, что такое орган?   Вопросы к классу 2. Кто мне скажет, что такое система органов? 3. Какие системы органов Вы знаете? Когда­то средневековые ученые и врачеватели, следуя примеру древних римлян, разделили внутренние органы человека   на   благородные   и   неблагородные.   К   первым   они   отнесли   печень,   сердце   и   легкие.   Ко   вторым   — некоторые органы пищеварения, в частности желудок и кишечник. Возможно, для такой классификации были свои причины, тем не менее, все без исключения органы пищеварения играют огромную роль в организме. Пищеварение  —   это   процесс   механической   обработки   пищи   в   пищеварительном   канале   и   химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части. 2. Пища – источник энергии и строительного материала 2 ­3 мин. Человек устроен таким образом, что для поддержания своей жизнедеятельности постоянно нуждается в энергии.  (Рассказ учителя  с записью схемы на доске и в рабочих листах)                   Обмен веществ Пластический обмен                                                                     Энергетический обмен Синтез (образование)                                                                        распад сложных веществ                         сложных веществ                                                                               на более простые из более простых  Энергия затрачивается                                                             Освобождается энергия Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой. Благодаря  пластическому   обмену  происходит   усвоение   части   питательных   веществ.   Из   них   строятся   новые белки, жиры и углеводы, необходимые организму для восстановления утраченных клеток и их частей, для его роста и развития. Другая   часть   питательных   веществ   используется   для  энергетического   обмена.  Вместе   с   пищей   в   организм поступают органические вещества, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии, накопленной   растениями   в   результате   фотосинтеза.   В  клетках   организма   животных   и   человека   органические вещества подвергаются биологическому окислению: углеводы и жиры — до углекислого газа и воды, белки — до углекислого газа, воды, солей аммония, фосфора и других простых соединений. В результате этого процесса, происходящего в каждой клетке тела, освобождается энергия, которая необходима для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы сердца и других внутренних органов. 3.   Необходимые   для   жизни   питательные   вещества   человек   получает   из   пищи   растительного   и   животного происхождения. Но в основе «пищевой пирамиды» находятся растения, поскольку, как вы уже знаете, они создают первичные   органические   вещества:   белки,   жиры,   углеводы,   нуклеиновые   кислоты.   Пищевые   белки,   жиры   и углеводы, как растительные, так и животные, не могут непосредственно поступить в кровь, так как являются чужеродными для организма.  5 минут Превращения пищевых веществ в ходе пластического обмена В организм человека поступают В пищеварительном канале распадаются и всасываются в кровь и лимфу В клетке человека создаются Пищевые белки Пищевые жиры Аминокислоты Собственные белки человека Глицерин и жирные кислоты Собственные жиры человека Сложные   пищевые   углеводы (крахмал и др.) Глюкоза   и   другие   простые сахара Собственные  углеводы человека: гликоген и др. Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? Ответ учащихся. В  полноценном  питании  должны  присутствовать  продукты  со  всех  уровней, причем,  чем  ниже  в пирамиде  находится  данный  уровень, тем  больше  в  рационе  должна  быть  доля  находящихся  на  этом уровне  продуктов. Кроме   белков,   жиров   и  углеводов   с  пищей   к  нам   приходят  и  другие   важные   соединения,   как   органические, например витамины и другие биологически активные вещества, так и неорганические, например вода, минеральные соли. Наряду с ними должны быть и балластные вещества, например клетчатка, которые являются необходимой средой   для   существования   в   желудочно­кишечном   канале   полезных   микроорганизмов,   а   также   раздражают рецепторы кишечной стенки, стимулирующие рефлексы, необходимые для продвижения пищи. III. Закрепление  Самостоятельное применение знаний 25 минут 1. Давайте на практике проверим то, о чем мы с Вами говорили. 5 – 7  минут Работа в парах: Рассмотрите рисунки, которые лежат перед Вами. Когда речь идет о правильном питании, часто говорят, что в одних продуктах много жиров, а в других  ­ белков или углеводов. С составом этих веществ мы познакомимся сейчас, но важно и сейчас знать, какую роль они играют в сохранении и укреплении здоровья, почему необходимы для роста и развития организма. Белки – сложные вещества, которые нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц и для   дыхания   (гемоглобин   разносит   кислород).   Белки   защищают   наш   организм   от   инфекции,   помогают регулировать работу многих органов. Растущему организму, то есть вам, ребята, ежедневно требуется около 90 граммов белка. В организм человека белки поступают с растительной и животной пищей.   Причем очень важно соблюдать рациональное соотношение  между белками растительного и животного происхождения.  Внимательно   рассмотрите   схему   «Белковый   круг»   (см.   Приложение   ).   На   этом   рисунке   показано,   с   какими продуктами мы обычно получаем белки: мясо и мясные продукты составляют 36 частей круга, зерновые продукты (крупы, хлеб, кондитерские изделия) – 24 части, молоко, молочные продукты – 22 части, овощи и фрукты – 8 частей, рыба – 5 частей, яйца – 5 частей. Задание классу:  Сложите отдельно количество частей, относящихся к животным белкам, и количество частей, относящихся к растительным белкам. Продолжите предложения:  Белки животного происхождения мы получаем с (мясными   и молочными продуктами, рыбой и яйцами. Они составляют  68 частей белкового круга).  Белки растительного происхождения мы получаем  с (зерновыми продуктами, овощами и фруктами. Они составляют 32 части белкового круга). У: Сделайте вывод, ответив на вопросы:  С какой пищей (животного или растительного происхождения) мы получаем большее количество белков?  Почему важно, чтобы пища животного происхождения обязательно входила в ваш рацион? Жиры – тоже основное питательное вещество, так как является источником энергии для работы нашего организма. В день вам необходимо получать около 80 – 90 г жиров. Задание классу: Внимательно рассмотрите рисунок «Жировой круг» (см. Приложение ) и продолжите предложение:  Жиры растительного происхождения мы получаем с (оливками, орехами, семечками, растительным маслом, вафлями, крупой, хлебом)  Жиры   животного   происхождения   мы   получаем   с  (мясными,   молочными   продуктами,   рыбой, яйцами). Сделайте вывод, ответив на вопрос:  Жиры   растительного   или   животного   происхождения   составляют   большую   часть   нашего   рациона? (животного) Углеводы – питательные вещества, составляющие большую часть рациона и являющиеся основным источником энергии для организма.  Задание классу: Внимательно рассмотрите рисунок «Углеводный круг» (см. Приложение) и   сделайте вывод, ответив на вопрос:  Какие продукты – растительного или животного происхождения служат нам основным источником углеводов?  (растительного)  «Экологический магазин» и супермаркет (видеофрагмент) 15 минут 2. Для того, чтобы приготовить вкусную и полезную еду, нужны продукты. Их можно купить в магазине.  Обратите внимание,   большинство продуктов в магазине продается в упакованном виде. Благодаря этому их удобно продавать и покупать. Упаковка помогает лучше сохранить продукт. И еще – на упаковке содержится полезная информация о товаре. С помощью упаковки вы можете многое узнать о продукте, который покупаете ( см. Приложение ) Работа с классом. Для следующей работы вам потребуется Приложение, которое лежит у вас на столе. Чтобы сделать правильный выбор и купить качественные продукты, нужно соблюдать ряд правил:  Никогда не покупай продукты, срок которых уже истек;  Не покупай продукты, срок хранения которых истечет до того, как ты сможешь использовать их в пищу;  Не покупай продукты с нарушенной упаковкой;  Не покупай продукты, которые нельзя мыть (хлеб, печенье, мармелад и т.д.) на открытых лотках без упаковки;  Не покупай развесные молочные продукты там, где нет холодильника.  (учащиеся поочередно читают правила в Приложении   и комментируют их вслух)  У   вас   на   столе   есть   кружки   и   карточки   разного   цвета.     Если   Вы   выполняете   эти   правила,   способствующие сохранению здоровья, то   возьмите   кружок зеленого цвета, если выполняете иногда – желтого, а если нет – то красного цвета. Поднимите, пожалуйста, карточку того цвета, как и кружок, который вы выбрали.  (Изучение   коллажей,   пустых   упаковок   с   целью   выяснения   употребления   в   пищу   вредных   добавок,   с заполнением таблицы в рабочем листе) музыкальное сопровождение Ты – покупатель. Если ты пришел в магазин за покупкой, ты – потребитель (покупатель). В нашей стране существует специальный закон о защите прав потребителей. Он помогает решить трудности, возникающие в связи с совершением тех или иных покупок.  Презентация слайдов. Напомните   учащимся   золотое   правило   диетологии:   чем   меньшей   переработке   подвергается   пища,   тем   более полезной является она для человека. (Формулирование выводов по уроку учащимися) 3. Выполнение теста в рабочих листах 3 мин. 1. Из пищевода пища попадает в: А) Ротовую полость       Б) Толстую кишку В) Прямую кишку Г) Желудок 2. Какой орган относится к пищеварительному тракту? А) Почки Б) Грудная клетка В) Печень Г) Ротовая полость 3. Какая железа относится к пищеварительной?                         А) Слезная                         Б) Надпочечники                         В) Поджелудочная                         Г) Яичники 4. Какие органы принимают участие в механической обработке пищи? А) Печень Б) Желудок В) Зубы Г) Прямая кишка 5. К питательным веществам можно отнести:______________________________________ 4. Общие выводы урока 1.   Пища,   продвигаясь   по   пищеварительному   тракту,   подвергается   длительной   и   тщательной   обработке,   в результате которой крупные молекулы белков, жиров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всосаться через стенку кишки и попасть в кровь. 2. Пищевые продукты состоят из питательных веществ. 3. К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. 4. Функциями питательных веществ являются строительная и энергетическая. 5.     Пищеварительная   система   образована   органами:   ротовая   полость   с   зубами,   глотка,   пищевод,   желудок, двенадцатиперстная   кишка,   тонкий   кишечник,   толстый   кишечник,   прямая   кишка   и   анальное   отверстие, формирующими   пищеварительный   канал   и   органами   ­   железами,   вырабатывающими   секрет   (печень, поджелудочная железа). В ходе мероприятия мы оценивали себя по шкале цветов, где высший балл соответствовал зеленому цвету, а низший – красному. Те из вас, которые набрали только зеленые, или 1­2 красных или желтых кружков – молодцы! Я рада, что вас так много!  (ребята поднимают зеленые карточки). Вы серьезно относитесь к сохранению своего   здоровья.   Остальные   ребята   –   не   расстраивайтесь.   Если  уже   сегодня  вы   задумались   над   тем,   что каждому из вас следует изменить в своем отношении к своему здоровью – значит, вы провели время не зря и у вас есть над чем поработать.      III. Домашнее задание  1 мин   параграф   пересказ,   подготовьте   сообщения   по   темам:   «Правильное   питание»,   «Профилактика   желудочно­ кишечного тракта» IV. Подведение итогов 2­3 мин. Закончить урок словами одного из известных диетологов: "Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное". Прошу поблагодарить друг друга за помощь. Пожмите руку своему соседу. Учитель: Мы   выслушали   все   мнения,   и,   взяв   от   каждого   рациональное   зерно,   я   предлагаю   вашему   вниманию   проект "Рационального питания школьника". 1.Есть регулярно, а лучше пять раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникнет и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией. 2.Тщательно пережевывать пищу, не злоупотреблять солеными и перчеными блюдами. 3.Пища должна быть разнообразной.  Обязательно включать в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу,   растительное   масло,   салаты   из   овощей.   Эти   продукты   содержат   вещества,   необходимые   растущему организму. Меньше следует употреблять мучного и сладкого. 4.Питание должно быть сбалансированным и энергетически оправданным. 5.Не ­ Кто Урок окончен сна. проголосовать. за   данным ужинать   согласен проектом часа   позже,     полтора чем     до   два   прошу   с

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс

План-конспект урока «Питание и пищеварение. Обмен веществ. Виды обмена веществ». по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018