План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
10.06.2017
План - конспект урока по физике 8 класс "Двигатель внутреннего сгорания".
В разработке приведены дополнительные материалы, исторические сведения о великих физиках и их открытиях, карточки индивидуальных заданий в группах, таблицы. Разработка поможет учителю сделать свой урок более интересным, увлекательным и разнообразным.План - конспект урока на тему "Двигатель внутреннего сгорания"
Dvig_vnut.sgoraniya.docx
Тема: Двигатель внутреннего сгорания.
Цели:
1. Изучить устройство, принцип действия и назначение тепловых машин на примере
двигателя внутреннего сгорания.
2. Рассмотреть историю развития тепловой машины, экологические проблемы и
перспективы развития.
3. Совершенствовать навыки работы с оборудованием. Формировать умение делать выводы
о проведенных экспериментах. Развивать умение общаться друг с другом.
ЗАДАЧИ УРОКА.
Обучающие:
o продолжить знакомить учащихся с физическими принципами действия
тепловых двигателей на примере двигателя внутреннего сгорания.
Развивающие:
o развивать умения применять полученные знания для объяснений явлений,
развивать у учащихся интерес к изучению физики, развивать устную речь,
умения выражать свои мысли.
Воспитывающие:
o формировать доброжелательные отношения в классе, такие качества, как
ответственность, аккуратность, умения слушать других.
Оборудование:
1. Модель ДВС.
2. Фото автомобилей, мотоциклов, самолетов, катеров.
3. Карточки с заданиями для групп.
4. Презентация к уроку. (Приложение 1)
5. Мультимедийная установка
План урока:
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний. Работа газа и пара при расширении.
3. Новый материал: двигатель внутреннего сгорания.
4. Закрепление изученного. Работа в группах. 5. Рефлексия. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Учитель: Сегодня мы изучаем тему «Двигатель внутреннего сгорания». Целями нашего
урока сегодня будет: изучить устройство, принцип действия и назначение тепловых машин
на примере на примере двигателя внутреннего сгорания; рассмотреть историю развития
тепловой машины; экологические проблемы и перспективы развития.
Форма нашего урока «урокигра» «Конструкторское бюро».
2. А сейчас проверим, насколько вы уяснили прошлый материал, а заодно и то, как
подготовились к уроку. Команды получают задания на карточках.
Карточка №1
Какие двигатели называют тепловыми? Какие виды тепловых двигателей вам известны?
Карточка №2
Приведите примеры превращения внутренней энергии пара в механическую энергию тела?
Карточка №3
Зачеркните лишнее словосочетание: тепловой двигатель, работа газа, превращение энергии,
Джеймс Уатт, Лев Толстой, отражение света.
Кто выполнил задание – отвечает. По одному представителю от группы.
3. Запасы внутренней энергии огромны. Очень важно умело и грамотно использовать её
запасы, содержащиеся в топливе. Использовать внутреннюю энергию – значит, совершить за
счёт неё полезную работу. Послушаем краткую историю создания тепловых
машин (выступление учащегося):
История ДВС
В 1860 Г француз Э. Ленуар построил устройство, в котором горючее сжигалось внутри
самого устройства. Модель была несовершенная, КПД не превышал 3 %.
Спустя 18 лет немецкий изобретатель Отто создал двигатель внутреннего сгорания,
который работал по четырёхтактной схеме: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск
отработанных газов. Именно модификации этого двигателя и получили наибольшее
распространение.
Первый автомобиль с бензиновым двигателем построили в 1886 году под руководством
немецкого инженера Даймлера. Большая роль в развитии автомобилестроения
принадлежит Генри Форду, который в начале 20 века начал выпуск автомобилей с
конвейера. В России первые автомобили начали строить в начале 20 века. Учитель: Применение тепловых двигателей чрезвычайно разнообразно. Они приводят в
движение самолёты, ракеты, тепловозы, паровозы, наземный и водный транспорт.
Давайте вспомним определение тепловых двигателей.
(Тепловые двигатели машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в
механическую энергию.)
А какое превращение энергии произошло в нашем опыте?
(Внутренняя энергия пара кинетическую энергию пробки.)
В настоящее время наибольшее распространение имеют двигатели внутреннего сгорания.
Остановимся на них.
Двигатель внутреннего сгорания – очень распространенный вид
теплового двигателя. Топливо (бензин, керосин или горючий газ) в нем
сгорает прямо в нутрии самого двигателя. Отсюда и такое название
ДВС.
(модель двигателя в разрезе)
Устройство: цилиндр, поршень, 2 клапана (впуска и выпуска), свеча.
Крайние нижнее и верхнее положения поршня называются мертвыми
точками. Такты двигателя внутреннего сгорания: впуск, сжатие,
рабочий ход, выпуск.
1. впуск
В процессе впуска поршень перемещается от верхней мертвой точки (в.м.т.) к
нижней мертвой точке (н.м.т.), при этом открывается впускной клапан, и в цилиндр
поступает свежая топливновоздушная смесь.
2. Сжатие
.
Оба клапана закрыты, поршень, перемещаясь от н.м.т. к в.м.т. сжимает
рабочую смесь (в общем случае рабочее тело).
При этом значительно возрастает температура смеси.
3. Рабочий ход.
В конце сжатия топливовоздушная смесь поджигается искрой
от свечи зажигания. Топливо сгорает, и образованные горячие газы
расширяются и толкают поршень вниз.
4. Выпуск. Поршень перемещается от н.м.т. к в.м.т. и через открывающийся к этому времени
выпускной клапан, выталкивает отработанные газы из цилиндра в
атмосферу.
Непрерывность работы двигателя обеспечивается последующим
повторением рабочих циклов.
Не во всех двигателях есть свеча для воспламенения смеси. Послушаем сообщение
учащегося о двигателе Дизеля:
Двигатель Дизеля
Немецкий инженер Р. Дизель в 1897 г. изобрёл двигатель, в котором сжимали воздух и в
момент максимального сжатия в камеру сгорания при помощи форсунки делали впрыск
топлива. Далее раскалённые газы перемещали поршень, и происходило преобразование
внутренней энергии в механическую. В двигателе внутреннего сгорания есть карбюратор,
при помощи которого образуется горючая смесь (смесь бензина с воздухом). В двигателе
Дизеля нет карбюратора.
КПД дизельных двигателей достигает 35 – 44 %, а у двигателя внутреннего сгорания КПД
не превышает 25 – 32 %. Дизельные двигатели нашли широкое применение в тракторах,
большегрузных машинах, на кораблях, передвижных электростанциях.
Учитель: При использовании для своих нужд тепловых двигателей человек сталкивается с
экологическими проблемами (сообщение учащегося):
Как влияют тепловые двигатели на окружающую среду?
При работе тепловых двигателей для охлаждения используется окружающая среда
(атмосферный воздух и вода открытых водоемов), в результате чего происходит
повышение температуры окружающей среды, называемое «тепловым загрязнением». Этот
эффект усиливается тем, что при сгорании огромного количества топлива повышается
концентрация углекислого газа в земной атмосфере. А при большой концентрации
углекислого газа атмосфера плохо пропускает тепловое излучение нагретой Солнцем
поверхности Земли, что приводит к «парниковому эффекту».
В результате описанных процессов, средняя температура на Земле в течение последних
десятилетий неуклонно повышается. Это грозит глобальным потеплением с нежелательными последствиями, к числу которых относятся таяние ледников и подъем
уровня мирового океана.
Кроме того, при сжигании топлива в тепловых двигателях расходуется атмосферный
кислород (в наиболее развитых странах тепловые двигатели уже сегодня потребляют
больше кислорода, чем вырабатывается всеми растениями, растущими в этих странах) и
образуется много вредных веществ, загрязняющих атмосферу.
Тепловые машины не только сжигают кислород, но и выбрасывают в атмосферу
углекислый газ, угарный газ, различные виды сернистых соединений, а также соединения
тяжелых металлов. Сгорание топлива в топках промышленных предприятий и тепловых
электростанций почти никогда не бывает полным, поэтому происходит загрязнение воздуха
золой, хлопьями сажи. Во всем мире обычные энергетические установки выбрасывают в
атмосферу ежегодно более 200 млн. т золы и более 60 млн. т оксида серы.
Кроме промышленности, воздух загрязняют и различные виды транспорта, прежде всего
автомобильный. Жители больших городов задыхаются от выхлопных газов автомобильных
двигателей.
Такие виды топлива, как нефть, уголь, газ являются невосполнимыми источниками
энергии. В ближайшие 45 70 лет человечество столкнётся с проблемой нехватки
традиционных видов топлива.
Учитель: У вас на столах лежат конверты с заданиями, которые сейчас необходимо
сделать.
Первичная проверка усвоения знаний и первичное закрепление
А теперь каждый и из вас самостоятельно заполнит таблицу №1
Поршень может двигаться вверх или вниз.
Клапаны либо открыты, либо закрыты.
И самые сложные процессы происходят с горючей смесью. Она входит в цилиндр;
сжимается и воспламеняется; образованные горячие газы двигают поршень;
выбрасываются в атмосферу.
Таблицу №1
движение
поршня
впускной
клапан
I такт
вниз
II такт
вверх
III такт
вниз
IV такт
вверх
открыт
закрыт
закрыт
закрыт
рабочее
горючая смесь
Горючая смесь
Образованные
Отработанные тело
входит в
цилиндр
сжимается и
воспламеняется
горячие газы
двигают
поршень
газы
выбрасываются в
атмосферу
выпускной
клапан
закрыт
закрыт
закрыт
открыт
Сравните свои ответы (слайд 7)
Кто не ошибся, поднимите руку. Молодцы!
Задания для групповой работы:
1 группааналитики. Что такое мертвые точки и какое явление способствует выводу
поршня из этих точек? (крайние положения поршня, явление инерции)
2 –экологи: Почему человек обижен на автомобиль и почему зол на него?
(много труда, а КПД двигателя автомобиля маленький, загрязняет окружающую
среду)
3 практики: Какие такты работы двигателя внутреннего сгорания изображены на
рисунках? (рабочий ход, сжатие)
По способу осуществления рабочего цикла ДВС бывают:
четырехтактные
двухтактные.
Как вы думаете, какой из тактов должен обязательно присутствовать в двухтактном
ДВС?
Ответы учащихся:
(В двухтактном двигателе рабочий цикл полностью происходит в течение одного оборота
коленчатого вала. При этом от цикла четырёхтактного двигателя остаётся только сжатие и расширение.)
Как поступает горючая смесь в цилиндр и как удаляются отработанные газы в двухтактном
двигателе? Найти ответ на этот вопрос и есть ваше основное домашнее задание.
Домашнее задание:
1)Письменно ответить на вопрос: Как поступает горючая смесь в цилиндр и как
удаляются отработанные газы в двухтактном двигателе?
2) написать минисочинение “Значение ДВС в жизни людей и на окружающий мир”
Подведение итогов
Учитель: Хочется отметить, что важным на современном этапе является создание новых
экономичных и экологически чистых машин. Это машины нового века, новых технологий.
Это – машины будущего. Может быть ктото из вас и будет изобретателем этих машин.
Желаю вам в этом удачи.
План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
План - конспект урока по физике "Двигатель внутреннего сгорания" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.