План-конспект урока по истории России для учеников 6 класса "Объединение земель вокруг Москвы. Куликовская битва".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале представлена методическая разработка урока по истории России на тему "Объединение земель вокруг Москвы. Куликовская битва". Урок соответствует требованиям ФГОС, а также будет очень интересен для детей. Урок идеально подойдет для записи видеоурока на конкурс или для проведения открытого урока.
Иконка файла материала Методическая разработка урока Куликовская битва.doc
Методическая разработка урока по истории России в 6 классе. Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва».  Учитель: Максимова Н.В., МБОУ СШ №5 г. Павлово Тип урока   Цель:  : урок «открытия» и применения нового знания Образовательная ­   продолжить   формирование   представления   о   закономерности   объединения   русских   земель   вокруг Москвы и об основных направлениях политики князя Дмитрия; выявить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость победы; Воспитательная ­ воспитание патриотизма на примере мужества и стойкости участников Куликовской битвы, ставшей началом освобождения Руси от ордынского ига. Развивающая   самостоятельной поисковой деятельности, излагать собственную точку зрения.   ­   развитие   умений   и   навыков   работы   с   историческими   источниками,   формирование   интереса   к Планируемые результаты: Личностные ­ формирование мотивации изучения данной темы, формирование познавательной активности учащихся,  воспитание уважения и признательности к великому прошлому нашей Родины чувства гордости за свою страну и своих  предков, чувства патриотизма. Предметные – развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, ее обобщение; развитие умений выделять главные факты, устанавливать их логическую последовательность. Метапредметные – совершенствование умений понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию изтекста учебника и источника. Основные даты: 1359­1389 гг. – правление Дмитрия Ивановича, 1378 г. – битва на р. Воже, 8 сентября 1389 г.­  Куликовская битва  Выдающиеся личности: Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк Волынский, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя,  Челубей, Мамай Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Оборудование:  История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 2. / Под ред. А. В. Торкунова. – М.:  Просвещение, 2016, интерактивная доска, компьютер, рабочие листы, раздаточный материал с историческими  источниками ЦОР: видеофрагменты – мультфильм «Лебеди Непрядвы» и «Куликовская  битва», презентация Межпредметные связи: обществознание, литература, мировая художественная культура   Формирование УУД: Познавательные – осознанно формулировать речевые высказывания в устной и письменной форме;  Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, умение  работать в группах; Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом  конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;  Личностные – проявлять внимание, желание больше узнать. №  п/п 1. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный  момент     Приветствует отмечает отсутствующих,   настраивает   учеников   на положительную работу. учащихся, Приветствуют учителя, настраиваются на  работу. Методы, формы  работы Здоровьесберегающие  технологии. Метод стимуляции и2. Повторение  пройденного мотивации. Подводящий диалог,  проблемно­диалоговое обучение,  индивидуальная  форма работы, форма  диалога. Метод беседы,  объяснительно­ иллюстративный  метод. ­ Добрый день, ребята. Я уверена, что все настроены   на   работу,   на   уроке   будьте активными.   Надеюсь,   что   результаты работы   на   уроке   удовлетворят   и   вас   и меня! Демонстрирует фрагмент мультфильма  «Лебеди Непрядвы», проводит  фронтальный опрос. ­ Ребята, сегодня я предлагаю вам  повторить пройденный материал с  помощью фрагмента мультфильма  «Лебеди Непрядвы», внимательно  посмотрите отрывок, а потом ответьте на мои вопросы. Вопросы: 1. Предположите, о нашествии какого  грозного врага на Русь повествует данный  отрывок? 2. Какое реальное историческое событие и факт отражает эпизод: «князья были подвергнуты   мучительной   казни:   их связали,   бросили   на   землю,   сверху наложили доски и сидя на этом кровавом помосте   монгольские   военачальники устроили пир»? 3.  В   каком   году   и  на   какое  княжество, каким   монгольским   ханом   был   нанесен первый удар по земле русской? 4.   Назовите   и   расскажите   о Внимательно смотрят фрагмент  мультфильма, отвечают на вопросы  учителя. Предполагаемые ответы:  1. Монголо­татар 2. Битва на реке Калке 31 мая 1223 года. 3. 1237 год нашествие на Рязанское  княжество ханом Батыем. 4.   Козельск   оказал   мужественное сопротивление врагу в течение 2­х месяцев, побежден   врагом   за   счет   излюбленной монгольской   хитрости   изображение «панического бегства». 5.  В 1240 году. ­Москва. Строится, живёт в мире. ­Многие годы Русь подчинялась монголо­ татарам. В Орду ездили мир покупать.  Формируют навыки ведения диалога,мужественном   противостоянии   врагу города­крепости,   прозванного   Батыем «злым городом»? 5. В каком году пала столица Руси Киев? ­ Молодцы, продолжим просмотр  мультфильма, будьте внимательны. Беседа по видеофрагменту.  ­ Какой город изображён в этом  отрывке? Что вы можете о нём  сказать?  – Что ответил князь  своему  сыну на  вопрос: «Ты по что в орду ездил?».  Организует чтение стихотворения, помогает детям сформулировать тему урока. ­ Прочитайте стихотворение,  подумайте, о чём оно повествует?  ­ Какое событие в нём отражено?  ­ Попробуем сформулировать тему  урока? Тема урока «Объединение русских земель  вокруг Москвы. Куликовская битва». ­Давайте запишем тему урока в тетрадь. 3. Мотивационно­ целевой этап развивают речь,мышление. Метод опережающего  обучения, метод  проблемно­ диалоговый; форма  диалога. Один из учащихся зачитывает стих,  остальные формулируют тему урока.  Записывают тему в тетрадь. Ученик  читает: Стенает Русь под гнетом ига, Затмивши тучей солнца свет, висит, как  тяжкая верига, Орда – огромный паразит, к живому  телу присосавшись, Набега ужасом грозит, довольно кровьюнапитавшись… Не для обид и унижений рождала  Родина и мать, Достойней смерть в огне сражений, чем  рабства духа благодать. Довольно быть орды рабами, так  победим или умрем, Москва и Русь стоит за нами, и боль  земли горит огнем! Метод проблемно­ диалоговый; форма  диалога 4. Этап целеполагания Формулируют вопросы.    Выяснить, ­   когда   произошла Куликовская битва; причины, побудившие князя   Дмитрия   Ивановича   бросить смелый   вызов   орде,   итог   и   значение данной битвы в жизни человека и целой страны. Саморегуляция и контроль. ­   Сегодня   мы   с   вами   совершим виртуальное путешествие в Русь 14 века в период   правления   князя   Дмитрия Ивановича   и   станем   свидетелями важнейшего   для   Руси   исторического события – первой победе русской рати, не над   отдельными   отрядами,   а   над главными   силами   Золотой   Орды   в Куликовской битве.  ­  Как вы думаете, на какие вопросы мы  сегодня  с вами должны будем  ответить? ­Хорошо, ребята, а теперь, следуя  вопросам, которые вы сейчас  перечислили, я предлагаю соблюдатьследующий план урока. Вводит план урока в презентации. План урока: 1.Борьба Москвы за политическое  первенство. 2. Русь и Орда накануне Куликовской  битвы. 3. Куликовская битва. 4. Значение Куликовской битвы. 5. Изучение нового  материала 1)Борьба Москвы за политическое  первенство. Организует ответ учащегося о Дмитрии  Донском. ­Ребята, давайте прослушаем сообщение  о Дмитрии Ивановиче. ­Давайте запишем годы правления  Дмитрия Донского в тетрадь. 2) Русь и Орда накануне Куликовской  битвы   ­  В  эти  годы  изменилась   и  ситуация  в Один из учеников зачитывает сообщение о  Дмитрии Донском. Остальные внимательно слушают,  записывают дату правления Дмитрий  Ивановича. Работают в группах. Заполняют таблицу. Перевод информации из одного вида в  другой. Формирование коммуникативных  качеств. Метод опережающего  задания,  индивидуальная  форма работы,  групповая форма  работы.  Метод работы с  книгой.Орде. Какие перемены произошли в Орде, и как готовилась Русь к борьбе за свободу, вы сейчас выясните самостоятельно. Вы делитесь на 6 групп, и готовите рассказ от   своей   группы   по   определенным вопросам. Работа по группам  (Работа с учебником: чтение стр.50 ­ 51 п. 2 «Русь готовится к борьбе за свободу», п.3   «Поход   Мамая   на   Русь»,   работа   с документами(приложение 1 и 2) Вопросы 1  группе «Орда  накануне  сражения» (документ1) 1. Какие перемены произошли в Золотой  Орде к середине  14 в.?  2.   Кто   стоял   во   главе   западной   части Золотой Орды?  Почему хан Мамай не имел прав на ханский престол?  Вопросы 2 группе «Орда  накануне сражения» (документ 1) 1. Какие цели преследовал Мамай,  собираясь напасть на Русь? 2. Назовите союзников Мамая? 3. Расскажите о войске Мамая? Вопросы 3 группе  «Русь накануне сражения» (учебник)1. Какие перемены произошли на Руси к  середине 14 века?  2. Что вы можете сказать  о политике  Дмитрия Ивановича по отношению к  Золотой Орде? Вопросы 4 группе «Русь накануне сражения» (учебник) 1. Какие цели преследовал князь, собираясь на битву с Мамаем? 2. Назовите союзников Дмитрия Ивановича? 3. Расскажите о войске князя? Вопросы 5 группе «Первое столкновение  Руси с Ордой» (документ 2) 1. Что ожидало бы  Русь, если бы Мамай  захватил её земли? 2. Где состоялось первое столкновение с  монголо­татарами? 3. Кто одержал победу? Вопросы 6 группе «Первое столкновение  Руси с Ордой» (документ 2) 1. Почему сражение на р. Воже стало  первым сражением, которое русская рать  смогла выиграть у ордынцев? 2. Как отреагировал Мамай на победу  русского войска? ­ Ребята, когда группы будут отвечать, в должны   будете   заполнять   таблицу, которая   ежит   у   вас   на   партах.(приложение) ­Давайте,   сравним   таблицу,   проверьте, как вы её заполнили.  Выводит таблицу на слайд. ­ Силы обоих сторон готовы к сражению, но перед   битвой   князь   Дмитрий   Иванович отправляется в Троице­Сергиев монастырь.  Кто   благословил   русское   воинство накануне сражения? ­ А о житии Сергия Радонежского узнаем поподробнее.  Ответ учащегося. ­Князь Дмитрий получил благословение  на битву, и она началась ранним утром 8  сентября 1380 г. Давайте запишем дату  Куликовской битвы в тетради. ­ А сейчас давайте прослушаем  стихотворение, и попробуем ответить на  вопрос, как же происходило начало  битвы. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают сообщение учащегося. Коррекция ответов товарищей. Записывают дату в тетради.Один из учеников зачитывает  стихотворение. Остальные внимательно слушают,  отвечают. Стихотворение  Н. Старшинова « Там, за Непрядвою, за  Доном» …Позади у воинов Непрядва, Слева – затуманившийся Дон. И простор великий только на два. Только на два стана разделён. Вот сейчас – не в дальней дали где­то ­ Здесь сойдутся, как гроза с грозой… Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир­Мурзой. До земли поникли травы луга, И до неба поднялись дубы: Всадники несутся друг на друга, Встретились и – кони на дыбы! Копья устремив ожесточённо, Оба пали под ноги коней… И тогда полки сошлись у Дона ­ Кто из них отважней и сильней? Чёрной тучей конница Мамая Затянула весь простор степной.Но, её удары принимая, Выстроились русичи стеной. «Други! Мы живём под небом божьим, А в бою сражаться нам самим. Братья! Лучше голову положим, Но своей земли не посрамим! Лучше пасть, достойно смерть приемля, Чем позором жизнь свою сберечь. Чтобы защитить родную землю, Мы готовы в эту землю лечь!...» Внимательно смотрят фрагмент  мультфильма, отвечают на вопросы.Формулируют значение Куликовской  битвы. Формирование рефлексии. 3) Куликовская битва  ­ Ребята, сейчас мы с вами просмотрим  фрагмент мультфильма «Куликовская  битва» и ответим на вопросы. Вопросы: 1. Каким был итог Куликовской битвы?  Благодаря чему удалось победить врага? 2.В   чем   состоит   подвиг   князя   Дмитрия Ивановича?  Объясните,   зачем   князь Дмитрий   Иванович   перед   началом Куликовской   битвы   переодевается   в одежду простого воина? ­Ребята,   а   теперь   давайте   подумаем, удалось   ли   нам   ответить   на   вопросы, которые мы ставили перед собой в начале урока? ­Отлично,   теперь   давайте   подумаем   о значении Куликовской битвы. Выводит значение на слайд.Значение Куликовской битвы:   1.Битва подорвала могущество Золотой  Орды и ускорило ее распад 2.Поднялся авторитет Руси и Московского  княжества как собирателя русских земель 3.Победа способствовала росту и  объединению русского государства. 4.   Победой   в   Куликовской   битве   Москва окончательно   закрепила   за   собой   роль объединителя,   а   ее   князья   –   защитников земли Русской. ­Восемь дней не уходило с Куликова поля русское   войско.   Хоронили   мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов. В   настоящее   время   неподалеку   от южных   рубежей   Руси,   там,   где   в   Дон впадает   речка   Непрядва,   раскинулось “поле   чисто   и   велико”.   Над   обширной равниной,   поросшей   степными   травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий   памятник   в   виде   чугунного столба,   на   котором   затейливой славянской   вязью   сделана   надпись:“Победителю   татар   великому   князю Дмитрию   Ивановичу   Донскому признательное потомство”. 6. Рефлексия ­Ребята, а теперь скажите мне, что  важного открылось вам в результате  урока  7. 8. Закрепление  материала. Итоги урока. МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных человеческих  качества: ­Для закрепления материала, я  предлагаю вам ответить на вопросы  теста. (приложение) Подводит итоги урока, выставляет оценки  по работе на уроке, задаёт домашнее  задание. ­ Ваше домашнее задание: § 21. А для тех, кто хочет получить дополнительную  оценку с. 57 вопрос 4 (рассказ о  Куликовской битве от имени русского или Формулируют для себя результаты урока. Озвучивают важные события, имена и  человеческие качества, о которых они  узнали на уроке. Отвечают на тест. Метод самоконтроля  и самооценки. Записывают домашнее задание в дневники. Метод  дифференциации.ордынского воина по плану). ­Ребята, большой спасибо за хорошую  работу! Приложение. Документ 1:  «В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими   и   со   всею   силой   татарскою   и   половецкою,   да   ещё   к   том   уже   рати   нанял   бусурман   (мусульман),   армян,   фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский. Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им: «Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…» Из “Новгородской Четвёртой летописи” Документ 2 «Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и  посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего  воеводу, окаяного Бегича, с большим войском и со многими князьями  ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович, и пошел ему навстречу с многочисленным войском, и бился с погаными  на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же  Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…» Таблица. Линии сравнения Цели Союзники Войско Мамай Дмитрий Укрепление своей власти,  восстановление господства над  Русью Избавление от ненавистного иноземного  владычества. Освобождение Руси от ига. Защита  интересов православия Литовский князь Ягайло,  рязанский князь Олег Ордынские полки, отряды  народов Поволжья и Северного  Кавказа, наёмники   Полоцкие и брянские князья – братья Ягайлы Постоянное войско, княжеские дружины и  народное ополчение Тесты «Куликовская битва»  1. Ордынское войско на Куликовом поле возглавил: А) Мамай; Б) Узбек; В) Арапша; Г) Едигей. 2. Вследствие победы русских войск на Куликовом поле: А) уменьшилась выплата ордынской дани; Б) Москва превратилась в центр освободительной борьбы; В) произошел распад Золотой Орды; Г) было свергнуто ордынское иго. 3.Сражение на Куликовом поле произошло:   А) 11 августа 1378 г.;      Б) 3 октября 1382 г.;     В) 8 сентября 1380 г.;    Г) 15 июля 1410 г.4.Продолжи предложения: 1. Перед битвой князя Дмитрия благословил Сергий…  2. Куликовская битва произошла у реки…  3. В год Куликовской битвы Золотой Ордой правил…  4. Ордынского воина, участвовавшего в поединке перед битвой звали… 5. Дмитрия Ивановича, после победы на Куликовом поле, прозвали…