План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"
Оценка 4.6

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

Оценка 4.6
Видеоуроки +2
docx
обществознание
7 кл—11 кл +1
27.01.2017
План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"
К СОЖАЛЕНИЮ.В БУРНОЕ СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ МНОГИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ ИСТОРИИ СОБСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА , В ТОМ ЧИСЛЕ ,ИСТОРИЮ СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. МНОГИЕ ИЗ НИХ ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ СВОИХ ПРАВ И СВОБОД,ЧТО ПРИВОДИТ К ТОМУ , ЧТО НЕ МОГУТ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.БОЛЕЕ ТОГО, МНОГИЕ ДАЖЕ И НЕ ТОЛЬКО НЕ ДЕРЖАЛИ, КОНСТИТУЦИЮ,НО И НЕ ЧИТАЛИ ЕЕ
конституция- основной закон государства.docx
КОНСТИТУЦИЯ ­ ОСНОВНОЙ ЗАКОН  ГОСУДАРСТВА Тема урока: «Конституция­ Основной закон государства» Цели урока: Образовательная: продолжить изучение программного раздела обществознания, посвященного Основному закону­ Конституции РФ ознакомить учащихся с развитием конституционализма в нашей стране сформировать знания о принципах правового государства, основах конституционного  строя Развивающая цель: развитие умений работы с разными источниками информации (документ, книга,  интернет­сайт) систематизация знаний о правах и свободах человека и гражданина развитие  логического мышления Воспитательная цель: содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в  Конституции РФ, к законам и символам государства развитие навыков работы в  группах Задачи урока: актуализировать в сознании учащихся понятия •  «права и свободы человека и гражданина РФ» •  «конституционные обязанности человека и гражданина» •  характеристика основ государственного строя •  «правовое государство», «федеративное», «демократическое с республиканской  формой правления». Тип урока: комбинированный Методы: слово преподавателя, презентация Оборудование урока:                          •      Изображение государственных символов •    Конституция России (тексты) •    Всеобщая декларация прав человека (тексты) •    Карта России и сопредельных государств •    экран, проектор Ожидаемые результаты: обучающиеся смогут дать определение Конституции, получат понятие о её структуре; смогут классифицировать основные права и свободы человека и гражданина, приводить примеры; усвоят виды и содержание конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ; ответят на тестовые задания (рефлексия). План урока 1)  Понятие о Конституции, развитии конституционализма в нашей стране 2) Особенности принятия Конституции РФ 1993г. 3) Структура Конституции РФ 4)  Конституционная характеристика РФ 5)  Классификация прав и свобод человека и гражданина РФ 6)  Виды и содержание конституционных обязанностей человека и гражданина РФ 7)  Рефлексия ( работа с тестовыми заданиями)  Конституция (от латинского соnstituto­ устройство) ­ Основной закон государства,  определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы  образования представительных органов власти, избирательную систему, основные  права и обязанности граждан. Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в  нашем государстве есть Конституция, являющаяся своеобразным договором между  народом, государством, обществом. Конституции часто критикуют, ими гордятся, на  них приносят клятву, ими укрепляется государственная власть. Сегодня мы  рассмотрим этапы становления конституционализма в нашей стране, каковы основы  конституционного строя России, рассмотрим права и обязанности гражданина и  человека                                                                                                                                        I. Основные этапы конституционного развития России Первые попытки учреждения конституционного правления в России предпринимались  еще в XIX в. Так, в начале века по указанию Императора Александра I официальные  конституционные проекты были подготовлены М.М.Сперанским и Н.Н.Новосильцевым  (Государственная Уставная Грамота Российской Империи); в 60­х ­ начале 80­х гг. XIX в. по инициативе Императора Александра II конституционные проекты готовились  великим князем Константином , министрами внутренних дел П.А.Валуевым,  М.Т.Лорис­Меликовым, Н.П.Игнатьевым и др. В них предусматривалось ограничение  власти монарха выборным народным представительством и провозглашение минимума  прав и свобод личности. Но ни один из них, к сожалению, не был реализован .                   .  Начало установления конституционного строя в России связано с революцией 1905 ­  1907 гг. В августе 1905 г. были опубликованы нормативные акты об учреждении  законосовещательной Государственной Думы, а 17 октября того же года ­ Манифест  "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались  основные гражданские свободы; в декабре 1905 г. были расширены избирательные  права населения. 23 апреля 1906 г. Император Николай II утвердил в новой редакции  "Основные государственные законы Российской Империи", которые по существу стали  первой конституцией России. Однако переход к конституционной монархии не  произошел, так как по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г., принятому  вопреки Основным государственным законам, резко ограничивались избирательные  права подданных. Большинство депутатских мест закреплялось за представителями имущих классов, что делало Думу органом сословного, а не народного  представительства. К тому же Верхняя палата Парламента ­Государственный Совет ­  наполовину назначалась Императором. Реализации провозглашенных Манифестом 17  октября 1905 г. прав и свобод также не было Попытка еще одной конституционной реформы инициировалась Государственной  Думой в период кризиса в годы Первой мировой войны, но была^отвергнута  самодержавием. Нерешенность насущных проблем России конституционным путем  привела к очередной революции. Временное правительство России 1917 г. пыталось  провести конституционную реформу через Учредительное Собрание, но не успело.  После захвата власти большевиками в октябре 1917 г. под лозунгом скорейшего созыва  учредительного Собрания начало его работы было отложено на январь 1918 г., но  проиграв выборы даже в условиях развязанного большевистского террора, Ленин  приказал в ночь с 5 на 6 января 1918 г, разогнать орган народного представительства.  Это привело к резкой эскалации .Гражданской войны, в ходе которой погибли 15­20  млн.из 150млн. россиян, несколько миллионов эмигрировали. Основным лозунгом  белого движения был лозунг созыва Учредительного Собрания для создания  конституционного строя в России,  Следующая конституционная реформа началась в стране спустя 70 с лишним лет,  несмотря на обилие советских конституций, все они носили формальный,  декларативный характер .закрепляя монополию на власть правящего  коммунистического класса на безальтернативной основе, и принимались под  очередного вождя­Ленина, Сталина, Брежнева. Глобальный кризис социализма , массовое недовольство населения вынудили советское  руководство пойти на ограниченную конституционную реформу конца 80­х гг. 20 века , которая закончилась августовским путчем 1991 г., крахом СССР и мировой системы  социализма . В 1988­1993 гг. в Конституции СССР (до 1991 г.) и РСФСР было внесено около 300  поправок в целях придания им цивилизованного характера. Но даже существенное  изменение содержания советских конституций не привело к установлению  демократического строя. Конституция РСФСР 1978 г. действовала до вступления в  силу новой Конституции РФ 25 декабря 1993г. Учитель: мы должны выяснить каковы  особенности принятия Конституции 1993г. II Особенности принятия Конституции РФ  1993 г Смена Конституции РСФСР 1978 г. была обусловлена следующими причинами:  Конституция РСФСР принималась в 1978 г. под Конституцию СССР 1977 г. и  закрепляла положение России как составной части Советской империи; в декабре 1991г. договор об образовании  СССР от ЗОдекабря 1922г. был аннулирован и СССР распался;  Конституция РСФСР в 1978 г. принималась под брежневский режим (как и все  предшествующие « советские Конституции» ­ под правителя ), а в результате кризиса социализма он был упразднен;  Конституция РСФСР закрепляла монополию на власть КПСС, которая в 1991 г.  развалилась;  формально Конституция РСФСР провозглашала власть Советов, но реально они  были прикрытием власти партаппарата КПСС, с упразднением КПСС власть Советов оказалась неэффективной;  выборы депутатов Съезда Советов РСФСР проводились весной 1990г. в условиях монопольного господства КПСС и не соответствовали воле избирателей;  в 1992 г. в России начались радикальные экономическая, правовая и  политическая реформы, в то время как Конституция РСФСР закрепляла в экономике монопольную собственность госаппарата  ­ так называемую «общенародную социалистическую собственность» и власть Советов;  в России сложилась многопартийность;  введение поста и всенародные выборы Президента РФ с широкими полномочиями были не совместимы с всевластием и безответственностью прокоммунистических Советов;  с крахом КПСС старая система власти разрушилась, а новая не была  конституционно закреплена. Таким образом, в начале 90­х гг. 20 века в России возникла острая необходимость  принятия Конституции, соответствующей общепринятым в мире стандартам. Сопротивление коммунистической номенклатуры, избранной на Съезд Советов РСФСР  и в Верховный Совет РСФСР в 1990 г. в период монополии КПСС на власть, было главной причиной оттяжки принятия новой Конституции. Первый Президент России Б.Н Ельцин, избранный всенародным  голосованием в 1991 г., и правительство пытались найти компромисс со Съездом народных депутатов РСФСР.  Однако Съезд цеплялся за власть любым путем, в том числе и провоцированием гражданской войны. На всероссийском референдуме 25 апреля 1993г. о доверии Президенту Б.Н. Ельцину,  об одобрении социально­экономического курса , о досрочных выборах Президента и Верховного  Совета РСФСР абсолютное большинство россиян проголосовали за реформы. Однако  коммунистическая номенклатура, господствовавшая на Съезде Советов, отказалась подчиниться итогам референдума. 5 июня 1993 г. во исполнение решений референдума Указом.Президента РФ было  открыто Конституционное совещание по подготовке проекта новой Конституции для вынесения его на  всенародный референдум, но 24 июня 1993г. Верховный Совет своим решением отказался сотрудничать с  Конституционным Совещанием. 21 сентября 1993г. Президент вынужден был своим Указом распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначил референдум по принятию Конституции и выборы  Парламента на 12 декабря 1993г. Сторонники Верховного Совета спровоцировали массовые беспорядки 3­4 октября  1993г., в результате которых имелись человеческие жертвы. Президент и Правительство вынуждены были  применить силу для прекращения кровопролития. 12 декабря 1993г. проект Конституции, выработанный Конституционным совещанием,  был принят на всенародном референдуме абсолютным большинством голосов и в соответствии со ст.1 Раздела второго проекта Конституции вступил в силу в день официального опубликования итогов  референдума ­25 декабря 1993г. Какой можно сделать вывод о принятии нынешней Конституции?  Конституция РФ принималась в очень тяжелых для страны условиях, в  обстановке политического и экономического кризиса;  новая Конституция юридически закрепила переход России в разряд стран с  рыночной экономикой, уважением к правам человека;  наша страна перестала быть советской, социалистической. Понятие «Государственное» и «Конституционное» право ­равнозначны. Работаем со  схемой: Конституционное право России Конституционное право­ ведущая отрасль права России, представляющая собой  совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные  отношения, которые определяют организационное и функциональное единство  общества: основы конституционного строя, взаимоотношений гражданского общества и государства, основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему  органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок и  принципы их формирования и деятельность. III Структура Конституции РФ (схема  проецируется на экран) Что значит «Россия ­ федеративное государство»?   Ответы обучающихся  наша страна ­ Россия состоит из равноправных субъектов федерации ­ краев,  областей, республик, городов федерального значения и др.;  каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, а остальные  субъекты ­ устав и законодательство (например, Ставропольский край);  но Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей  территории России;  сейчас в Российской Федерации 83 субъекта. IV Конституционная характеристика Российской Федерации (схема проецируется на  экран) Идет групповое обсуждение конституционных характеристик РФ, учащиеся  приводят примеры, учитель уточняет, ученики находят подтверждение в текстах  Конституции РФ. V Учащиеся делятся на 6 групп, работают с текстами Конституции ­  классифицируют основные права и свободы 1 группа ­ политические права и свободы; 2 группа ­ экономические права и свободы человека и гражданина в РФ; 3 группа ­личные права и свободы человека и гражданина; 4 группа ­ социально­культурные права и свободы; 5 группа ­ юридические права ­ гарантии человека и гражданина; 6 группа ­ работая с текстами Конституции РФ, делает подборку видов и содержания  конституционных обязанностей человека и гражданина. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина:  экономические;                                     *  политические;  личные;  социально­культурные;  экологические;  юридические. Виды политических прав и свобод человека и гражданина в России:  право на объединение (п.1стЗО);  право на митинги, шествия, пикетирование (ст.31);  право участвовать в управлении делами государства (п.2.ст.32);  право на обжалование (п.З.ст.32)  право участвовать в отправлении правосудия (п.5.ст.32) Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации:  право на свободное использование своих способностей и имущества для  предпринимательской деятельности (п.1ст.34);  право на частную собственность и её наследование (ст.35,36);  право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст.37);  право на труд в условиях его охраны (п.Зст.37);  право на вознаграждение за труд без какой­либо дискриминации (п.Зст.37);  право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (п.4ст.37);  право на забастовку (п.4ст.37);  право на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными  действиями органов государственной власти (ст.53). Личные права и свободы человека и гражданина:  право на жизнь (п.1ст.20);  право на достоинство (п.1ст.21);  право на безопасность (п.2ст.21);  право на свободу и личную неприкосновенность (п.1ст.22);  право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,  защиту чести и доброго имени                              (п.1ст.23);  право на тайну переписки, телефонных переговоров (п.2ст.23);  право на ознакомление с документами и материалами (п.2ст.24);  право на неприкосновенность жилища (ст.25);  свобода мысли и слова (п.1ст.29);  свобода совести и вероисповедания (ст.28);  право свободно выезжать за пределы России (ст.27);  право на информацию (п.4ст.29). Социально­культурные права и свободы: защита материнства, детства, семьи (ст.38);  право на труд (ст.37);  право на отдых (ст.37);  право на защиту от безработицы (ст.37);   право на социальное обеспечение (ст.39)  право на жилище (ст.40);  право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41);  право на благоприятную окружающую среду (ст,42);  право на образование (ст.43). Юридические права ~ гарантии человека и гражданина:  право на государственную защиту прав и свобод (ст.45);  право на судебную защиту (п.1ст.46);  право на получение квалифицированной юридической помощи (п.1ст.48);  право на получение адвокатской помощи (п.2ст.48);  право не свидетельствовать против себя и членов семьи (ст.51);  право на компенсацию причиненного ущерба от преступления и злоупотребления  властью (ст.52,53);  презумпция невиновности (ст.49). VI Виды и содержание конституционных обязанностей человека и гражданина в  Российской Федерации: забота о детях и их воспитание (п.2ст.38); забота детей о нетрудоспособных родителях (п.Зст.38);  обязательность соблюдения Конституции и любых законов (п,2ст15);    обязательность получения общего образования (п.4ст.43);  обязанность обеспечения родителями детям основного общего образования  (п.4ст.43); забота о сохранении исторического и культурного наследия (п.Зст.44);   обязанность платить налоги и сборы (ст.57);  обязанность охранять природу и окружающую среду (ст,57);  обязанность защищать Отечество (п.1ст.59). Гарантии конституционных прав, свобод, и законных интересов граждан.  Экономические, политические, социально­нравственные и юридические гарантии  являются условиями и средствами, обеспечивающими реальную возможность  воспользоваться правами, свободами и законными интересами граждан. Они  представляют собой политико­правовой режим, механизм организации и  осуществления реализации конституционных ценностей, . Выводы: 1) В результате совместной работы в группах, анализа и сопоставления текстов  Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, учащиеся под руководством  учителя отмечают особенности личных прав и свобод ­ они не отчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения; 2) Помимо прав и свобод в Конституции закреплены и обязанности гражданина России. Обязанности и права неразрывно связаны. 3) Конституция РФ выполнена на уровне достижений современной юридической науки,  является тщательно проработанным документом; 4) Основной Закон РФ составлен в соответствии с ценностями, провозглашенными во  Всеобщей декларации прав человека .право защищать свои права и свободы способами,  не запрещенными законом (п.2 ст.45); Рефлексия: Работа с тестовыми заданиями:  Задание к теме «Конституция РФ» Вариант 1  №1 Какое определение соответствует понятию «конституция» : 1) это свод всех законов страны 2) это присяга на верность государству 3) это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти и т.д.  №2 Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире: 1) Франции  2)Голланди  3)США №3 Когда была принята ныне действующая Конституция РФ:  1)22 августа 1991г. 2)  12 декабря 1993г.  3)6 октября 1994г. №4 Когда была принята последняя Конституция СССР: 1) в 1965г. 2) в 1977г. 3) в 1989 №5 Какие характеристики теперешнего российского государства закреплены в статье 1 Конституции: 1) демократическое 2) социалистическое 3) общенародное 4) пролетарское 5) федеративное 6) союзное 7) конфедеративное 8) правовое 9) с монархической формой правления 10) с республиканской формой правления №6 Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в  России: 1) народ 2)парламент 3) президент №7 Что является высшей ценностью в России по Конституции 1) промышленный потенциал 2) человек, его права и свободы 3) государство №8 Какие формы собственности, признаваемые и защищаемые государством указаны в  Конституции 1)колхозная 2) частная 3) государственная 4) иностранных граждан 5) муниципальная №9 По Конституции в РФ признается идеологическое 1) многообразие 2) единообразие 3) разнообразие №10 Чем является по государственному устройству Россия 1) федерацией 2) конфедерацией 3) унитарным государством Задания к теме «Конституция РФ» Вариант 2 №1. Почему в США нет «Индейского штата», «Негритянского штата»,  «Мексиканского штата», «Эскимосского штата»: 1)  потому что в США не учитывается интерес национальных меньшинств. 2)  потому что США­федерация, состоящая из государственных единиц. 3) потому что США не многонациональное государство. №2. Какой раздел считается важнейшим в конституциях демократических государств: 1) о высших органах власти. 2) о судебной системе. 3) о правах и свободах человека №3. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во второй главе  Конституции РФ: 1) санкции за нарушение прав. 2) обязанности 3) меры поощрений №4. что такое субъект федерации 1) только республика, имеющая свою конституцию и законодательство 2) края, имеющие свой устав 3) член федерации, имеющий равные права с другими членами федерации. №5. Субъектами РФ являются: 1) республики 2) поселки городского типа 3) автономные области 4) края 5) столицы республик 6) Москва 7) автономные округа 8) области 9)районы 10) Санкт­Петербург 11)  Екатеринбург №6 Кто является главой государства РФ: 1) Президент 2)  Председатель правительства 3) Председатель Государственной Думы №7. Как называется парламент России: 1)  Национальное собрание 2)  Верховный совет 3) Федеральное Собрание №8. Из каких двух палат состоит российский парламент: 1) Сенат 2) Совет Федерации 3) Государственная Дума 4)  Палата представителей №9. Правосудие в России осуществляется: 1)  Президентом РФ 2) Администрацией на местах 3) Только судьей Задания к теме «Конституция РФ  Вариант 3 Раздаточный материал для слабоуспевающих (ответы «да», «нет»)   1) Первым президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин? 2) Президент избирается на 4 года на основе прямого избирательного права открытым голосование? 3) Ныне действующая Конституция РФ принята на съезде депутатов.    4)Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ'? 5) Правительство РФ осуществляет законодательную власть? 6) Конституция РФ имеет верховенство только на территориях с преобладанием  русского населения? 7) Активное избирательное право гражданин РФ приобретает с получением паспорта? 8)  В нашей стране было принято всего 10 Конституций? 9' Император Николай 2 подписал акт отречения от престола в 1905г.? 10) Соответствует ли понятию «государство» определение ­ «это форма организации  общества, основной институт политической системы»?

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"

План конспект урока по обществознанию по теме"Конституция-основной закон государства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017