План- конспект урока по теме "Движение тела под углом к горизонту"

Медиа
Разработки уроков
doc
Физика
10 кл
05.01.2017
Данный материал предназначен для учителя физики. Законы полета метательных снарядов не привлекали особого внимания ученых до тех пор, пока не были изобретены дальнобойные орудия, которые посылали снаряд через холмы или деревья - так, что стреляющий не видел их полета. Сверхдальняя стрельба из таких орудий на первых порах использовалась в основном для деморализации и устрашения противника, а точность стрельбы не играла вначале особенно важной роли. Как интересно преподнести данный материал учащимся и заинтересовать их для дальнейших находок, даст ответ мой план - конспект. Добро пожаловать творческих учителей.Файл представлен в версии "Microsoft word", в виде план - конспекта.
движ под углом ИКТ.doc
 Автор:  Мякишева Елена Юрьевна  Название учреждения образования:  ГУ «Средняя школа №  19 отдела образования акимата города Костаная»  Должность:  учитель физики  Предметное направление:  физика  Квалификационная категория:  высшая  Тема:  Движение тела под углом к горизонту  Класс:  10  Форма проведения: комбинированный  урок   Год проведения:  2015
План – конспект  урока по физике      10 класс ЕМН Тема урока:   Движение тела, брошенного под углом к горизонту Задачи урока: Воспитывать личность:   Имеющую знания по теме движение тела, брошенного под углом к горизонту  Умеющую характеризовать данный вид движения, решать задачи по данной теме и  использовать свои знания в жизни  Имеющую сформированные чувства индивидуальности и работоспособности Основной материал:                                                                               Ход урока:                                                                             То, что мы знаем, ­ ограничено, а то, чего мы не знаем, ­ бесконечно                                                                                                                                                           (П.Лаплас) 1. Повторение  Дома вы повторяли тему равномерное и неравномерное движение, вспоминали как графически можно описывать движение. Давайте ещё раз восстановим в памяти эту тему. 1) Расскажите что вы видите на графиках
2) Составьте по графику задачу 2.  Проверка домашнего задания Класс работает с учителем (с помощью интерактивной доски пишут диктант) 2 учащихся работают одновременно самостоятельно у доски  3 учащихся работают одновременно  за первыми партами с экспериментальными  задачами
Работа класса: 1 задание:  м с                      1                                                              2                                                          3 мх м 2с a                                                                                           0                                                                                                                                                                                                                                                                             сt, сt,                                        мх                     4                                                              5                                                           6                 м с                                                                                             20                                                                                                         сt, сt, сt, 0 сt, a м 2с м с                      7                                                            8                                                            9 мх м с
сt, сt, сt,                                                                                                                                                            а) перечислить равномерные движения тел б) перечислить равноускоренные движения в) перечислить равнозамедленные движения Ответы запишите в таблицу 2 задание: Задание выполняется с помощью   Xplorer GLX Тележка движется по горизонтальной поверхности. По графику её движения определить  Какой вид движения изображён на графике?  В какие интервалы времени тело движется таким образом?  Определите по графику скорость тележки и запишите результат в таблицу 3 задание: Задание выполняется с помощью   Xplorer GLX Тележка движется по наклонной плоскости. По графику её движения определить  Какой вид движения изображён на графике?  В какие интервалы времени тело движется таким образом?  Определите по графику ускорение тележки и запишите результат в таблицу 4 задание: По графику  составить задачу м                               с  5   0         3              7     9 сt,
6 У учащихся на столах лежат таблицы для заполнения ответов: Равном ерное Равноу скорен ное Равноз амедле нное  Скорость, м/с Ускорение а,  м/с2                                                       Составленная задача  Ответы: (к графикам) Равном ерное Равноу скорен ное Равноз амедле нное  5 3 8 6 1 2 7 9 Скорость, м/с Ускорение а,  м/с2                                                       Задача (пример) Карлсон вылетел с крыши дома и разогнался до  скорости  5 м/с. В окне дома напротив он увидел Колю  и начал притормаживать, пока не снизил  скорость  до нуля. Вдруг Карлсон  вспомнил,  что забыл на крыше варенье для друга и  разогнавшись до скорости  6 м/с полетел  обратно. На крыше в течении  2минут он  отдыхал, а затем полетел дальше. Одновременно на доске  работают  2 учащихся Задание для 1 учащегося: Заполнить таблицу (формулы, названия физических величин, единицы измерения физических величин) S= S= X=  X=  S a 0X   
S=   S а=   X t X 0   a    Ответы  const S 0 t ta 0 S t S S   t 0 2   2 0  2 a 2 ta 2 X X a  X  0 t 0  скорость a ускорение 2 ta 2 0  X 0 0  t t перемещени S е 0X начальна я координата t время 0 начальна я скорость    м/с   м S    X м X координата   a м/с2 Задание для  2 учащегося: Собрать схему определений: Равномерное  движение Ускорение  Механическое  движение Перемещение Неравномерное  движение Материя Физическая величина, показывающая быстроту изменения скорости Физическая величина, показывающая быстроту изменения перемещения Всё, что объективно существует вокруг нас Движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит  равные расстояния Линия, вдоль которой движется тело Вектор, соединяющий начальное положение с конечным Траектория Измеренная траектория Изменение положения тела в пространстве, относительно других тел с  течением времени Движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит  неравные расстояния Путь Скорость Ответы:
Равномерное  движение Ускорение  Механическое  движение Перемещение Неравномерное  движение Материя Физическая величина, показывающая быстроту изменения скорости Физическая величина, показывающая быстроту изменения перемещения Всё, что объективно существует вокруг нас Движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит  равные расстояния Линия, вдоль которой движется тело Вектор, соединяющий начальное положение с конечным Траектория Измеренная траектория Путь Скорость Изменение положения тела в пространстве, относительно других тел с  течением времени Движение, при котором за равные промежутки времени тело проходит  неравные расстояния Экспериментальные задания для учащихся на  первых партах:(которые до урока были  свободны)       Оборудование:  линейка, секундомер, шарик    Задание: Определите ускорение шарика, движущегося по горизонтальной поверхности.  Выясните от каких параметров зависит это ускорение.       Оборудование:  линейка, секундомер, шарик, брусок Задание: Определите ускорение шарика, движущегося по наклонной плоскости. Выясните от  каких параметров зависит это ускорение.       Оборудование:  линейка, секундомер, шарик Задание: Определите конечную скорость шарика через 2с движения. Выясните от каких  параметров зависит эта величина. Ответы:  Вычисления делаются по формуле:           t 0 S   ta 2 ta 0 2     a  S 2 2 t Путь измеряется линейкой, время секундомером.
3. Объяснение нового материала                                                                                                            Вспомним, ребята, какие траектории движения тел встречаются в нашей жизни. Сегодня нас интересует движение тела, брошенного под углом к горизонту. Вспомним из  курса физики 9 класса каким образом можно описать данный вид движения. Изучение особенностей такого движения началось довольно давно, еще в XVI веке и было связано с появлением и совершенствованием артиллерийских орудий.  Представления о траектории движения артиллерийских снарядов в те времена  были довольно забавными. Считалось, что траектория эта состоит из трех  участков: А ­ насильственного движения, В ­ смешанного движения и С ­  естественного движения, при котором ядро падает на солдат противника сверху  Законы полета метательных снарядов не привлекали особого внимания ученых до  тех пор, пока не были изобретены дальнобойные орудия, которые посылали снаряд через холмы или деревья ­ так, что стреляющий не видел их полета.  Сверхдальняя стрельба из таких орудий на первых порах использовалась в основном для  деморализации и устрашения противника, а точность стрельбы не играла вначале особенно важной  роли. Полное решение проблем, связанных с движением тел брошенных  горизонтально  или под углом к горизонту, осуществил все тот же Галилей. В своих рассуждениях он исходил из двух основных идей: тела, движущиеся горизонтально и не  подвергающиеся воздействию других сил будут сохранять свою скорость;  появление внешних воздействий изменит  скорость движущегося тела независимо  от того, покоилось или двигалось оно до начала их действия. Галилей показал, что  траектории снарядов, если пренебречь сопротивлением воздуха, представляют  собой параболы. Галилей указывал, что при реальном движении снарядов,  вследствие сопротивления воздуха, их траектория уже не будет напоминать   параболу: нисходящая ветвь траектории будет идти несколько круче,  чем  расчетная кривая.
Ньютон и другие ученые разрабатывали и совершенствовали новую теорию  стрельбы, с учетом возросшего влияния на движение артиллерийских снарядов  сил сопротивления воздуха. Появилась и новая наука – баллистика. В современной баллистике для решения подобных задач используется электронно­ вычислительная техника ­ компьютеры, а мы пока ограничимся простым случаем ­  изучением такого движения, при котором сопротивлением воздуха можно  пренебречь. Это  позволит нам повторить рассуждения Галилея почти без всяких  изменений. В наивысшей точке траектории – в точке С ­ скорость движения тела будет  наименьшей, она направлена горизонтально, под углом 90° к линии действия силы  тяжести. На второй части траектории полет тела происходит аналогично  движению тела, брошенному горизонтально. Время движения от точки А до точки  С будет равно времени движения по второй части траектории в отсутствие сил  сопротивления воздуха. Если точки "бросания" и "приземления" лежат на одной горизонтали, то  тоже  самое можно сказать и о скоростях "бросания" и "приземления". Углы между  поверхностью Земли и направлением скорости движения в точках "бросания" и  "приземления" будут в этом случае тоже равны. Дальность полета АВ тела, брошенного под углом к горизонту, зависит от  величины начальной скорости и угла бросания. При неизменной скорости   бросания V0 с увеличением угла, между направлением скорости бросания и  горизонтальной поверхностью от 0 до 45°, дальность полета возрастает, а при  дальнейшем росте угла бросания ­ уменьшается.  Опишем данное движение с помощью формул: g  Введём обозначения:
тела подъёма тела скорость тела брошено начальная высота дальность угол время под полёта полёта которым тела   o  H  L    t    ox  oy x t  cos  sin   y o      sin  L тело ox oy x o o ox tg y    sin t o 2 tg y 2  H cos  cos 2 o tg y t o tg y 2 y   oy t  Запомни: Ребята, где в жизни нам пригодится данное утверждение? Чем оно нам может помочь? Запомни:
Ребята, по данной формуле можно решать большой блок задач. Пример (Задача с ЕНТ 2010 года): Снаряд  выпущен под углом к горизонту со скоростью 500 м/с один раз под углом 300 к горизонту,  второй раз под углом 450. в каком случае дальность полёта снаряда больше? Ответ:  в соответствии  с представленной формулой  2sinx , а он максимальный при 450. Закрепление: 1. Запишите уравнение движения тела. Что изменится в уравнении, если ось У направить вниз? 2. Начертить траекторию полёта снаряда и записать уравнение его движения ( пушка на доске) 3.  Экспериментальное задание ( Модель)
По скорости и углу броска, полученному  на модели рассчитать дальность полёта и высоту броска  и проверить с помощью модели. 4. Найдите начальную скорость ядра. Проверим с помощью модели. 5. Найти ошибку в формуле. 6. Давайте вместе с Вами посмотрим где в нашей жизни встречается движение под углом к  горизонту. Домашнее задание: Сделать эксперимент На конец линейки положите две спичечные коробки или монеты и воткните позади одной  из них  канцелярскую кнопку. При резком движении линейки в горизонтальном направлении одна коробка отлетит на некоторое расстояние, а вторая упадёт вниз. По удару коробок о пол сравните время их движения и обоснуйте сделанный вывод. Ответ: время полёта коробок одинаково и равно в соответствии с формулой  h  2gt 2  времени их  свободного падения t с высоты h. Великие рождаются творенья Не потому ли, что порою где­ то Обычным удивляются явленьям Учёные, художники, поэты. Ребята, удивляйтесь, экспериментируйте, творите и    Спасибо за урок. Методическая  литература: 1. Учебник «Физика» 10   для ЕМН  Кронгарт Б., Кем В., Койшыбаев Н., Алматы  «Мектеп», 2010 2. Физика: Механика: Учебное пособие Балашов  М.М., Гомонова А.И. ,  Москва  «Просвещение», 2005г 3. Дидактические материалы Физика Ромашкевич А.И. Москва,  «Дрофа», 2006 4. Сборник задач  Кем В.И., Кронгарт Алматы «Мектеп», 2010  5. Электронные  учебники по физике: энциклопедия Кирилла и Мефодия,   репетитор по физике,  открытая физика
Как интересно преподнести данный материал учащимся и заинтересовать их для  дальнейших находок, даст ответ мой план ­ конспект.  Добро пожаловать творческих  учителей.
прямая ссылка
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)