План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
9 кл
05.01.2017
Данный материал предназначен учителям физики. 20 июля 1969 года американский аппарат «Апполон 11” совершил полет на Луну, на поверхность которой высадились Нил Амстронг и Баз Олдрин. В память об этом событии они установили американский флаг. Слышали ли они звуки ударов при вбивании древка флага в лунный грунт? Если ударить по одному концу длинной металлической (водопроводной) трубы молотком, то стоящий на другом конце услышит двойной удар. Почему? Ответы на эти и другие вопросы можно найти, если познакомиться с материалом данного урока. Как интересно преподнести данный материал учащимся и заинтересовать их для дальнейших находок, даст ответ мой план - конспект. Добро пожаловать творческих учителей.Данный файл представлен в версии "Microsoft word" и предназначен учителям физики.
Звук.docx
Автор: Мякишева Елена Юрьевна
Название учреждения образования: ГУ «Средняя школа № 19
отдела образования акимата города Костаная»
Должность: учитель физики
Предметное направление: физика
Квалификационная категория: высшая
Тема: Звук и его свойства
Класс: 9
Форма проведения: комбинированный урок
Год проведения: 2015 1.
2.
3.
4.
Шёпотом блеклых мыслей, мелодией ржавых труб,
в рояле рождаются звуки под тяжестью моих рук.
Добро пожаловать на урок физики
«ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА»
Цель урока:
Обучающий аспект:
Проверить усвоение учащимися темы предыдущего урока «Колебания».
Усвоить понятия звука, инфразвука, ультразвука, источника звука.
Уяснить свойства и характеристики звука.
Учиться практическому использованию полученных знаний в жизни.
Развивающий аспект:
1. Содействовать формированию интеллектуальных умений: наблюдать, анализировать,
сравнивать, делать правильные выводы, рассуждать, обобщать.
2. Развивать воображение, память и внимание учащихся.
3. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к физике, расширять
их кругозор.
Воспитательный аспект:
1. Воспитывать у учащихся чувства организованности и ответственности.
Учебный элемент 0
Задача: Ознакомить учащихся с целями и задачами урока, которые они поставят самостоятельно.
Учебный элемент 1
Задача: Определить исходный уровень знаний по теме «Колебания»
Работа: фронтальная беседа и тест (5 мин)
Учебный элемент 2
Задача:
Познакомить учащихся с понятием звука
Выяснить какие тела являются источниками звука
Уяснить диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом
Усвоить свойства и характеристики звука
Зафиксировать новый материал в виде глоссария
Работа: Диалог «учительученик» (12 мин)
Учебный элемент 3
Задача: Учить учащихся рассуждать, думать, самостоятельно выделять нужный материал из предложенного
Работа: Самостоятельная работа учащихся, составление глоссария по новой теме.(5 мин)
Учебный элемент 4
Задача: Учить учащихся практическому использованию полученных знаний в жизни. Учить учащихся делать
выводы, думать, говорить, высказывать свои предположения
Учить интегрировать теоретические знания и практический опыт.
Работа: Устное решение качественных задач. Работа в группах. (8мин)
Учебный элемент 5
Задача: Закрепить полученные знания
Работа: Сочинение физической сказки (6мин)
Учебный элемент 6
Задача: Озвучить оценки, полученные на уроке (1мин) Учебный элемент 7
Задача: Акцентировать внимание учащихся на домашнем задании (1 мин)
Учебный элемент 8
Задача: Рефлексия (1 мин)
Учебный элемент 0
Звучит красивая музыка, она замолкает и я ребятам показываю на губы, говорю давайте
помолчим 5 секунд. Что вам было приятнее слушать музыку или слушать тишину? А в чём
разница? И то и другое – надо уметь слушать. Как вы думаете что за тема урока у нас
сегодня и какую цель урока мы можем поставить перед собой?
Учебный элемент 1
Фронтальная беседа и тест (5 мин)
Какие процессы называются колебательными?
Приведите примеры колебаний в жизни.
Назовите основные характеристики колебательного движения
Что такое волна?
Какие виды волн вы знаете?
Где в жизни мы встречаемся с поперечными и продольными волнами?
ТЕСТ «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»
1 ВАРИАНТ
Какие движения называются колебаниями?
Какие колебания называются гармоническими?
Что такое период колебаний?
Какая волна называется продольной?
ТЕСТ «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»
2 ВАРИАНТ
1. Что такое волна?
2. Что такое смещение точки при колебаниях?
3. Что такое частота?
4. Какая волна называется поперечной?
Учебный элемент 2
Объяснение нового материала. (в сопровождении презентации)
Демонстрации:
источники звука (линейка, гитара, бокалы, камертон);
свойства звука (ребята демонстрируют звук разный по силе и тону)
опыт № 1 У каждого из вас на столе стоят бокалы. Сделайте пожалуйста так, чтобы
ваши бокалы запели и попробуйте объяснить почему они все поют по – разному.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
опыт № 2 У вас на столе стоят два разных камертона, получите с их помощью звук и
попробуйте объяснить почему он разный.
Учебный элемент 3
Самостоятельная работа учащихся.
В начале урока ребята получили задание: заполнить таблицу:
Содержание
ЗВУК. СВОЙСТВА ЗВУКА.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Новые понятия
Звук
Источник звука
Диапазон частот, восприн
маемых человеческим ухом
Инфразвук
Ультразвук
Сила звука зависит
Высоту тона определяет
Для переноса звука нужна
Скорость звука в вакууме
Скорость звука в различных
средах
Таблица заполнялась по ходу объяснения нового материала.
Для полного понимания материала учащиеся смотрят дополнение объяснения учителя на
интерактивной доске.
Учебный элемент 4
ЗАДАЧИ К УРОКУ «ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА»
1.
Капитан Джон Уильямс покинул борт горящего танкера «Куин» последним. До
шлюпки предстояло доплыть 100 м. Горящая нефть покрыла водную поверхность и поэтому
пришлось плыть под водой. Находясь под водой, у самой шлюпки, капитан услышал взрыв.
Вынырнув из воды и схватившись за борт шлюпки, капитан услышал второй взрыв. Так он
рассказывал о данном событии в своём отчёте. Но это расходилось с показаниями команды,
которая слышала лишь один взрыв. Как объяснить это расхождение в показаниях капитана и
команды? 2.
Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная овчарка. Однажды поздним
вечером геолог сидел за столом, кар ты геологические рассматривал. Рядом в коляске
маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Всё тихо мирно. Вдруг собака рванулась с
места. Схватила девочку за рубашку, выхватила её из коляски, кинулась в дверь. Геолог
испугался. Подумал: собака взбесилась! Схватил ружьё, вместе с женой выбежал из дома. И
вдруг затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.
Так собака спасла всю семью геолога. Случилось это в туркменском городе Ашхабаде. А за
три дня до землетрясения ушли из своих нор змеи и ящерицы, голуби улетели из голубятен.
В югославском городе Скопле както ночью забеспокоились звери в зоопарке. Завыла гиена.
Жалобно затрубил слон. Бегемот перепрыгнул через загородку. Всполошились птицы. А рано
утром затряслась земля.
Значит, чувствуют звери и птицы заранее, что надвигается грозная подземная буря.
Каким образом чувствуют звери приближение бури и шторма?
3.
Летучая мышь ловит насекомых с помощью посвистывания. Какое физическое явление
лежит в основе такой охоты?
Подсказка:
Встань на большой поляне в лесу, крикни отрывисто и громко. И тут же сам себя услышишь.
Словно лес твоим голосом откликнулся. Это звук отразился от стены деревьев и вернулся к
тебе назад.
4.
5.
Объясни почему приложив ухо к рельсам можно услышать звук приближающегося
поезда раньше чем по воздуху?
При сильной грозе человек сначала увидел вспышку молнии и только потом услышал
гром. Почему не одновременно?
Проверка заполнения таблицы:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Новые понятия
Звук
Источник звука
Диапазон частот, восприн
маемых человеческим ухом
Инфразвук
Ультразвук
Содержание
продольная механическая волна, которая вызывает у
человека ощущение звука
колеблющееся тело, которое в процессе своих колебаний
создаёт механические волны
от 20 до 20.000 Гц
колебания с частотой меньше 20 Гц
колебания с частотой больше 20.000 Гц 6.
7.
8.
9.
10.
Сила звука зависит
Высоту тона определяет
Для переноса звука нужна
Скорость звука в вакууме
Скорость звука в различных
средах
от амплитуды колебаний
частота колебаний
передающая среда
340 м/с
различная
Учебный элемент 5
Групповая работа: Нас опять ожидает работа в группе. Объединитесь в свои группы.
Каждая группа выбирает вопрос, на который через 1 минуту дает ответ.
В русской народной сказке “БабаЯга” есть такой эпизод: “....Покричала бабаяга, пошумела,
потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает... А
девочка бежалабежала, остановилась, прислушалась – тишина. Приложила ухо к земле и
слышит: земля гудит бабаяга гонится, и уж совсем близко...”. Какой физический факт
доказывает сказка? (Звук в твердых телах распространяется с большей скоростью, чем в
газах.)
Почему летящего комара слышим всегда, а птицу, чаще всего, нет? (Птица реже машет
крыльями)
20 июля 1969 года американский аппарат «Апполон 11” совершил полет на Луну, на
поверхность которой высадились Нил Амстронг и Баз Олдрин В память об этом
событии они установили американский флаг. Слышали ли они звуки ударов при
вбивании древка флага в лунный грунт? (Нет, т.к. звук в вакууме не возникает.)
Если ударить по одному концу длинной металлической (водопроводной) трубы
молотком, то стоящий на другом конце услышит двойной удар. Почему? (Первый звук
– это звуковая волна, распространившаяся по металлической трубе, а вторая – по
воздуху. Скорость звука в твердых телах больше, чем в газах.)
Как определить расстояние до эпицентра грозы? (После вспышки молнии засечь время
в секундах. Время умножить на 340 м/с (или
300) это есть нужное расстояние. )
Сочинение физической сказки (5мин) о принце, играющем на гитаре для своей принцессы,
живущей на другой планете. Рассказывание сказки сопровождается гитарной музыкой.
Учебный элемент 6
Работу кого из класса можно было бы оценить на уроке? Почему? Вопросы ко мне есть?
Учебный элемент 7
Сегодня вы получите дифференцированное домашнее задание:
1. Дома можно сделать КЛАСТЕР по параграфу и этого достаточно, чтобы получить
оценку «3»
2. КЛАСТЕР и дополнительный материал по пройденной теме нашего урока из
источников и интернета, который вы сможете представить в своём ответе, оценивается
оценкой «4»
3. Решение упражнения после параграфа и умение объяснить все 4 задачи из этого
упражнения поможет вам получить оценку «5».
4. Также возможно составить 4 вопроса высокого порядка по пройденной теме, ответы
на которые необходимо знать.
Учебный элемент 8
Рефлексия в виде таблицы оценивания своих знаний на конец урока: Настроение на
уроке
Работа на
уроке
Усвоение
материала
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
Природа наградила нас чудесным даром: слышать. Берегите этот дар. Учитесь
слушать и слышать хорошее и доброе вокруг себя. Не забывайте, что есть люди,
которые лишены этого. Любите себя и спасибо вам за урок.
Методическая литература:
1. Башарулы Р, Казахбаева Д., Токбергенова У., Бекбасар Н., Физика 9 класс: учебник
для общеобразовательных школ. – Алматы «Мектеп», 2013.
2. Стефанович София, Иванофф Джордж, Тейлор Питер. 101 дело, которое нужно успеть
сделать до того, как повзрослеешь (или прежде чем слишком постареешь для таких
занятий). – Hinkler Books Pty Ltd, 2009
3. Электронные учебники по физике: энциклопедия Кирилла и Мефодия, репетитор по
физике, открытая физика.
4. Интернет помощник.
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.