План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
Оценка 4.7

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
9 кл
05.01.2017
План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
Данный материал предназначен учителям физики. 20 июля 1969 года американский аппарат «Апполон 11” совершил полет на Луну, на поверхность которой высадились Нил Амстронг и Баз Олдрин. В память об этом событии они установили американский флаг. Слышали ли они звуки ударов при вбивании древка флага в лунный грунт? Если ударить по одному концу длинной металлической (водопроводной) трубы молотком, то стоящий на другом конце услышит двойной удар. Почему? Ответы на эти и другие вопросы можно найти, если познакомиться с материалом данного урока. Как интересно преподнести данный материал учащимся и заинтересовать их для дальнейших находок, даст ответ мой план - конспект. Добро пожаловать творческих учителей.Данный файл представлен в версии "Microsoft word" и предназначен учителям физики.
Звук.docx
Автор:  Мякишева Елена Юрьевна Название учреждения образования:  ГУ «Средняя школа № 19  отдела образования акимата города Костаная» Должность:  учитель физики Предметное направление:  физика Квалификационная категория:  высшая Тема:  Звук и его свойства Класс:  9 Форма проведения: комбинированный  урок  Год проведения:  2015 1. 2. 3. 4.                                               Шёпотом блеклых мыслей, мелодией ржавых труб,                                         в рояле рождаются звуки под тяжестью моих рук. Добро пожаловать на урок физики «ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА» Цель урока:                                          Обучающий аспект: Проверить усвоение учащимися темы предыдущего урока «Колебания». Усвоить понятия звука, инфразвука, ультразвука, источника звука. Уяснить свойства и характеристики звука. Учиться практическому использованию полученных знаний в жизни.                                     Развивающий аспект:    1. Содействовать формированию интеллектуальных умений: наблюдать, анализировать,              сравнивать, делать правильные выводы, рассуждать, обобщать.    2. Развивать воображение, память и внимание учащихся.    3. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к физике, расширять        их кругозор.                                    Воспитательный аспект:                1. Воспитывать у учащихся чувства организованности и ответственности.  Учебный элемент 0 Задача: Ознакомить учащихся с целями и задачами урока, которые они поставят самостоятельно. Учебный элемент 1 Задача: Определить исходный уровень знаний по теме «Колебания» Работа: фронтальная беседа и тест (5 мин) Учебный элемент 2 Задача:  Познакомить учащихся с понятием звука Выяснить какие тела являются источниками звука Уяснить диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом Усвоить свойства и характеристики звука Зафиксировать новый материал в виде глоссария Работа:  Диалог «учитель­ученик» (12 мин)  Учебный элемент 3 Задача: Учить учащихся рассуждать, думать, самостоятельно выделять нужный материал из предложенного Работа: Самостоятельная работа учащихся, составление глоссария по новой теме.(5 мин) Учебный элемент 4 Задача: Учить учащихся практическому использованию полученных знаний в жизни. Учить учащихся делать  выводы, думать,  говорить, высказывать свои предположения  Учить интегрировать теоретические знания и практический опыт. Работа: Устное решение качественных задач. Работа в группах. (8мин) Учебный элемент 5   Задача: Закрепить полученные знания  Работа:  Сочинение физической сказки (6мин) Учебный элемент 6 Задача:  Озвучить оценки, полученные на уроке (1мин) Учебный элемент 7 Задача:  Акцентировать внимание учащихся на домашнем задании (1 мин) Учебный элемент 8 Задача:  Рефлексия  (1 мин) Учебный элемент 0 Звучит красивая музыка, она замолкает и я ребятам  показываю на губы, говорю давайте  помолчим 5 секунд. Что вам было приятнее слушать музыку или слушать тишину?   А в чём  разница? И то и другое – надо уметь слушать.   Как вы думаете что за тема урока у нас  сегодня и какую цель урока мы можем поставить перед собой? Учебный элемент 1 Фронтальная беседа и тест (5 мин) Какие процессы называются колебательными? Приведите примеры колебаний в жизни. Назовите основные характеристики колебательного движения Что такое волна? Какие виды волн вы знаете?  Где в жизни мы встречаемся с поперечными и продольными волнами? ТЕСТ  «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ»   1 ВАРИАНТ Какие движения называются колебаниями? Какие колебания называются гармоническими? Что такое период колебаний? Какая волна называется продольной? ТЕСТ  «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ» 2 ВАРИАНТ 1. Что такое волна?  2. Что такое смещение точки при колебаниях? 3. Что такое частота? 4. Какая волна называется поперечной? Учебный элемент 2 Объяснение нового материала. (в сопровождении презентации) Демонстрации:  источники звука (линейка, гитара, бокалы, камертон);  свойства звука (ребята демонстрируют звук разный по силе и тону)      опыт № 1   У каждого из вас на столе стоят бокалы.  Сделайте пожалуйста так, чтобы  ваши бокалы запели и попробуйте объяснить почему они все поют  по – разному. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4.   опыт № 2   У вас на столе стоят два разных камертона, получите с их помощью звук и  попробуйте объяснить почему он разный. Учебный элемент 3 Самостоятельная работа учащихся.  В начале урока ребята получили задание: заполнить таблицу: Содержание ЗВУК. СВОЙСТВА ЗВУКА. №  п/п 1. 2. 3. 4.  5.  6.  7.  8. 9.  10. Новые понятия Звук Источник звука Диапазон частот, восприн­ маемых человеческим ухом Инфразвук Ультразвук Сила звука зависит Высоту тона определяет Для переноса звука нужна Скорость звука в вакууме Скорость звука в различных средах Таблица заполнялась по ходу объяснения нового материала. Для полного понимания материала учащиеся смотрят дополнение объяснения учителя на  интерактивной доске. Учебный элемент 4 ЗАДАЧИ К УРОКУ «ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА» 1. Капитан Джон Уильямс покинул борт горящего танкера «Куин» последним.  До  шлюпки предстояло доплыть 100 м. Горящая нефть покрыла водную поверхность и поэтому  пришлось плыть под водой. Находясь под  водой, у самой шлюпки, капитан услышал взрыв.  Вынырнув из воды и схватившись за борт шлюпки, капитан услышал второй взрыв. Так он  рассказывал о данном событии в своём отчёте. Но это расходилось с показаниями команды,   которая слышала лишь один взрыв. Как объяснить это расхождение в показаниях капитана и  команды? 2. Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная овчарка. Однажды поздним  вечером геолог сидел за столом, кар ты геологические рассматривал. Рядом в коляске  маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Всё тихо ­ мирно. Вдруг собака рванулась с  места. Схватила девочку за рубашку, выхватила её из коляски, кинулась в дверь. Геолог  испугался. Подумал: собака взбесилась! Схватил ружьё, вместе с женой выбежал из дома. И  вдруг затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.     Так собака спасла всю семью геолога. Случилось это в туркменском городе Ашхабаде. А за  три дня до землетрясения ушли из своих нор змеи и ящерицы, голуби улетели из голубятен.      В югославском городе Скопле как­то ночью забеспокоились звери в зоопарке. Завыла гиена.  Жалобно затрубил слон. Бегемот перепрыгнул через загородку. Всполошились птицы. А рано  утром затряслась земля.     Значит, чувствуют звери и птицы заранее, что надвигается грозная подземная буря. Каким образом чувствуют звери приближение бури и шторма? 3. Летучая мышь ловит насекомых с помощью посвистывания. Какое физическое явление лежит в основе такой охоты?                                                                Подсказка: Встань на большой поляне в лесу, крикни отрывисто и громко. И тут же сам себя услышишь.  Словно лес твоим голосом откликнулся. Это звук отразился от стены деревьев и вернулся к  тебе назад. 4. 5. Объясни почему приложив ухо к рельсам можно услышать звук приближающегося  поезда раньше чем по воздуху? При сильной грозе человек сначала увидел вспышку молнии и только потом услышал  гром. Почему не одновременно?  Проверка заполнения таблицы: №  п/п 1. 2. 3. 4.  5.  Новые понятия Звук Источник звука Диапазон частот, восприн­ маемых человеческим ухом Инфразвук Ультразвук Содержание продольная механическая волна, которая вызывает у  человека ощущение звука  колеблющееся тело, которое в процессе своих колебаний  создаёт механические волны от 20 до 20.000 Гц колебания с частотой меньше 20 Гц колебания с частотой больше 20.000 Гц 6.  7.  8. 9.  10. Сила звука зависит Высоту тона определяет Для переноса звука нужна Скорость звука в вакууме Скорость звука в различных средах от  амплитуды колебаний частота колебаний передающая среда 340 м/с различная Учебный элемент 5    Групповая работа: Нас опять ожидает работа в группе. Объединитесь в свои группы.  Каждая группа выбирает вопрос, на который через 1 минуту дает ответ.  В русской народной сказке “Баба­Яга” есть такой эпизод: “....Покричала баба­яга, пошумела,  потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает... А  девочка бежала­бежала, остановилась, прислушалась – тишина. Приложила ухо к земле и  слышит: земля гудит ­ баба­яга гонится, и уж совсем близко...”. Какой физический факт  доказывает сказка? (Звук в твердых телах распространяется с большей скоростью, чем в  газах.)  Почему летящего комара слышим всегда, а птицу, чаще всего, нет? (Птица реже машет   крыльями) 20 июля 1969 года американский аппарат «Апполон 11” совершил полет на Луну, на  поверхность которой высадились Нил Амстронг и Баз Олдрин В память об этом  событии они установили американский флаг. Слышали ли они звуки ударов при  вбивании древка флага в лунный грунт? (Нет, т.к. звук в вакууме не возникает.)  Если ударить по одному концу длинной металлической (водопроводной) трубы  молотком, то стоящий на другом конце услышит двойной удар. Почему? (Первый звук  – это звуковая волна, распространившаяся по металлической трубе, а вторая – по  воздуху. Скорость звука в твердых телах больше, чем в газах.)  Как определить расстояние до эпицентра грозы? (После вспышки молнии засечь время  в секундах. Время умножить на 340 м/с (или   300) ­ это есть нужное расстояние. ) Сочинение физической сказки (5мин) о  принце, играющем на гитаре для своей принцессы,  живущей на другой планете. Рассказывание сказки сопровождается гитарной музыкой. Учебный элемент 6 Работу кого из класса можно было бы оценить на уроке? Почему? Вопросы ко мне есть? Учебный элемент 7 Сегодня вы получите дифференцированное домашнее задание: 1. Дома можно сделать КЛАСТЕР по параграфу и  этого достаточно, чтобы получить  оценку «3» 2. КЛАСТЕР и дополнительный материал по пройденной теме нашего урока из   источников и интернета, который вы сможете представить в своём ответе, оценивается оценкой  «4» 3. Решение упражнения после параграфа и умение объяснить все 4 задачи из этого  упражнения поможет вам получить оценку  «5». 4. Также возможно составить 4 вопроса  высокого порядка по пройденной теме, ответы  на которые необходимо знать. Учебный элемент 8 Рефлексия  в виде таблицы оценивания  своих знаний на конец урока: Настроение на уроке Работа на уроке Усвоение материала Что такое звук? Скажи! Постучи и пошурши, Покричи и позвени, Звук, попробуй, догони! Даже если подойдёшь Очень осторожно, Не увидишь, не найдёшь, А услышать можно. Природа наградила нас чудесным даром: слышать.  Берегите этот дар. Учитесь  слушать и слышать хорошее и доброе вокруг себя.  Не забывайте, что есть люди,  которые лишены этого.  Любите себя и спасибо вам за урок. Методическая  литература: 1. Башарулы Р, Казахбаева Д., Токбергенова У., Бекбасар Н.,  Физика 9 класс: учебник  для общеобразовательных школ. – Алматы «Мектеп», 2013. 2. Стефанович София, Иванофф Джордж, Тейлор Питер. 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь (или прежде чем слишком постареешь для таких  занятий). – Hinkler Books Pty Ltd, 2009 3. Электронные  учебники по физике: энциклопедия Кирилла и Мефодия,  репетитор по  физике,  открытая физика.  4. Интернет помощник.

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"

План - конспект урока по теме "Звук и его свойства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017