План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
дефектология
1 кл
23.03.2017
Этапы логопедической работы над звукопроизношением звука С. I этап — подготовительный.
Цель: подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звуков. II этап -этап формирования первоначальных произносительных
навыков и умений. Цель: вызывание отсутствующего звука, добиться правильного произношения изолированного звука. III этап -этап - автоматизацию звука.
Цель: добиться правильного произнесения звука в самостоятельной речи.Этапы логопедической работы над звукопроизношением звука С.
Конспект этапы логопедической работы.doc
Планконспект урока.
Тема: «Звук (С), буква С».
Этапы логопедической работы над звукопроизношением звука С
с учеником 2 класса с тяжелым нарушением интеллекта, F71.
(ГБОУ Уфимская коррекционная школаинтернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно
двигательного аппарата.)
I этап — подготовительный.
Цель: подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному
восприятию и произношению звуков.
Содержание логопедического воздействия:
1.
Формирование точных движений органов артикуляции посредством
артикуляционной гимнастики (общие: статические и динамические упражнения). Они
подразделяются в комплексе упражнений для артикуляционной гимнастики:
• Упражнения для нижней челюсти («Заборчик», «Челюсти»);
• Упражнения для губ («Улыбка», «Трубочка»);
• Упражнения для языка («Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка»,
«Качели», «Часики», «Маляр», «Почистим зубки», «Лодочка»,
«Приклей конфетку»).
2. Формирование направленной воздушной струи используются
упражнения на произнесение на одном выдохе 23 гласных, произнесение на одном
выдохе одинаковых слогов (например, па па ха ха), слогов с разными гласными (ха
хохи), упражнения: «Согреем ладошки», «Фокус», «Фасолевые гонки», «Ветерок»,
«Загнать мяч в ворота» и т.д.
3. Развитие мелкой моторики рук физкультминутки для развития пальцев «Капусту
рубим».
Упражнение «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая
прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим
капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверхвниз
вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
4. Развитие фонематических процесс ов необходимые игры и упражнения, по Г.В.
Чиркиной «6 этапов формирования фонематического восприятия». Неречевые
звуки:
• «Угадай, что звучит». Покажите ребёнку барабан, губную
гармошку, колокольчик и покажите, как они звучат. Затем зайдите за
ширму или занавеску и попросите ребёнка отгадать, что звучит,
воспроизводя звучание этих предметов, когда он их не видит.
• «Оркестр». Предложите ребёнку поиграть на разных музыкальных
инструментах. Затем попросите его отвернуться и узнать по
звучанию, на каком инструменте играете вы.
Речевые звуки:
• «Найди звук». Выберите какойнибудь звук. Произнесите его
несколько раз и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он
услышит нужный звук в словах, которые вы будете называть.
Например, звук [О]. К примеру, можно называть следующие слова:
слон, нет, нос, мяч, он, стол, стул, табуретка.
• «Робот». Предложите ребёнку поиграть в «робота». Вы даёте
указания, а он исполняет. Например, ребёнку предлагается положить
книжку на коробку, а карандаш за коробку. При успешном
выполнении задание усложняется, темп упражнения увеличивается.
5. Отработка опорных звуков. Опорный звук для (С) (Ш).
II этап этап формирования первоначальных произносительных
навыков и умений.
2.1. Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука, добиться правильного произношения
изолированного звука.
Содержание работы:
1. Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и
положений органов артикуляционного аппарата;
2. Создание артикуляционной базы для звука (комплекс упражнений);
3. Работа над воздушной струей и голосом для постановки звонких и
соноров;
4. Отработка произнесения изолированных звуков.
Используются способы постановки звуков:
I. По подражанию кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних
зубов, воздушна струя сильная, проходит по середине языка и при поднесении тыльной
стороны ладони ко рту ощущается как холодная.
П. От опорных звуков предложить ребенку сделать упражнение «Забей мяч в ворота»:
широко широко улыбнуться, показать зубы и произнести звук И про себя. Потом с такой красивой улыбкой подуть на мячик. Следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а
кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате должен послышаться
слабый, но четкий звук С. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
III. Механический способ осуществляется при помощи зонда. Предложить ребенку
сделать широкую улыбку. Зубы при этом должны быть обнажены, кончик языка находиться
за нижними зубами. На кончик языка по середине положите тонкую деревянную палочку
(спичку без серной головки). Слегка нажмите палочкой, формируя таким образом по средней
линии языка желобок для воздушной струи. Скажите ребенку подуть на кончик языка.
Послышится звук С. Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться как холодная, а
не теплая, если поднести ко рту тыльную сторону ладони. Механическую помощь можно
использовать на этапе произношения изолированного звука, звукоподражания и слогов. При
получении четкого изолированного звука наступает этап автоматизации.
2.2.
Автоматизацию
звука.
Цель: добиться правильного произнесения звука в самостоятельной речи.
Содержание работы:
1. Введение поставленного звука в слоге;
2. Введение поставленного звука в слова;
3. Введение поставленного звука в предложения;
4. Введение поставленного звука в самостоятельную речь ребенка.
Ниже приводится речевой материла для автоматизации звука [С] в прямом слоге. Речевой
материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего
нарушаются вместе с данным звуком.
1. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие слоги.
сасосусы сысусоса; сосусасы са
сысосу; сусасысо сосусасы.
2. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
С ударением на слоге:
вслух следующие слова.
сад, сам, сало, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада,
писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса;
сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой,
кусок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол;
суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут,
плясун; сын, сыр, сыт, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка.
Без ударения на слоге:
сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар,
сарафан, салфетка, Лариса, колёса;
сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу;
сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, 3. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие слоги со
посылать.
стечением согласных.
свасвосвусвы;
скаскоскускы;
сласлослуслы;
смасмосмусмы;
снасноснусны;
спаспоспуспы;
стастостусты.
4. Предложите ребенку произнести вслед, за вами
вслух следующие слова со
стечением согласных.
свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод;
скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковороды;
слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай;
смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны;
спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать;
стая, сталь, ставни, ставить, стакан, старик, пристань, приставить, достать;
сто, стол, столько, стойка, постой, настойка;
стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.
5. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие предложения.
У Сони сумка. В лесу лиса. На траве роса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У
Бориса русые волосы. Собери сор совком. Собака своих не кусает. Я упал в сугроб. На рисунке
стойкие солдаты. Судно встало на якорь у скалы. Самолёт летит высоко над лесом. Собака
видит на суку сороку и лает. Трава сохнет на солнце. Бери для скотины сухую солому. В саду
сладкие абрикосы. Во дворе сыро, надевай сапоги. Соня, смотри — сом!
6. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие тексты.
На санках.
На санках Саня с Соней
Едут, санки погоняя.
Санки скок,
Саню в бок,
Соню бух в сугроб. Гусаки,
Идут леском
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
В саду.
Соня была в саду. В саду стол и скамейка. Соня села на скамейку. Она стала рисовать.
Нарисовала сад, над садом самолёт. Рисунок был не плох.
7. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие тексты.
В лесу.
Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро. Собака увидела
на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Слава встал и стал смотреть вверх. Над
лесом летел самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и
Слава повернули домой. На краю леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро
они были дома.
Затем автоматизируйте звук [С] в обратном слоге. Речевой материал не содержит других
звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным
звуком. Нередко буква «з» в конце слова и перед глухим согласным произносится как [С].
8. Предложите ребёнку произнести вслед за вами или прочитать
вслух следующие слоги.
асосусысэс;
ясёсюсисес;
асясосёс;
асёсюсус;
ысусосас.
9. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие слова.
С ударением на слоге:
бас, вас, нас, пас, квас, погас, астра, каска, маска, масло, паста, опасно, гласный,
красный, колбаска, ласточка;
нос, рос, мороз, воск, мост, рост, хвост, оспа, рослый, остров, острый, Барбос, покос,
вопрос, абрикос, киоск, кросс, космос, полоска;
ус, вкус, арбуз, карапуз, куст, густо, пусто, вкусно, капуста, мускул, вкусный, грустный,
русский;
мыс, кумыс, быстро, выступ, выслать, рыскать, выставка; ясно, ясный, ястреб, тряс,
пляска, коляска; нёс, пёс, тёс, овёс, унёс, вёсла, пёстрый; лес, леска, кресло, место,
тесто, тесно, интерес, интересный; рис, диск, лист, писк, риск, миска, повис, Борис,
артист, танкист, искра, кислый, тенистый, гористый, холмистый; Без ударения на слоге:
парус, глобус, фокус, автобус, троллейбус, куски, кусты, густой,
пустой, пустяк, уснул, устал, успел, пускать; S тиски, листва, искать, испугать,
история, Испания, пенистый.
предложения.
10. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие
У нас пёс. Пёс уснул. На клумбе астры. У дятла острый нос. Кислый квас. В миске капуста.
Арбуз красный. У вас вкусный квас. Мы ловили пескарей. Артисты надели маски. Редиска
растёт быстро. Водитель остановил автобус у моста. В кустах ктото пискнул. Береги
нос в
трескучий мороз. Усталый Ваня быстро уснул. Ястреб унёс утёнка. На пустыре вырос
кустарник. Ктото поёт грустную песню. Какой чудесный голос у артиста!
11. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие тексты.
Борис с Соней на посту проверяют чистоту.
Руки чистые у вас? Если нет — не пустим в класс!
Баба.
Борис с ребятами лепил из снега гору, а мы — бабу. Баба у нас просто чудесная.
Вместо глаз вставлены угольки. Нос — сук от куста. Губы — красные лоскутки. На голове
миска. Дядя Анастас нас хвалил. А пёс Барбос бегал и лаял.
12. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
и
затем
пересказать
текст.
Пастух.
Борис был пастухом. Он пас телят на лугу. У луга лес. Это опасно. Того и гляди выскочит
волк. Барбос помогал. Но он часто убегал в кусты. Борис не пускал его в кусты. Не пускал
близко к кустам и телят, «Надо поить телят и самому поесть», — думает Борис. Еда в сумке у
сосны. Там и водоём с водой. Борис гонит телят. Барбос помогает.
Подогнал Борис телят. Лёг под сосной. Потом достал редиску, хлеб, колбасу, мясо. Кость
отдал Барбосу. Барбос грыз кость.
2.3. Дифференциация звука.
Цель: научить детей смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: последовательная дифференциация изолированого, в слогах,
словах, в предложениях, в самостоятельной речи.
Дифференциация твёрдого звука [С] и мягкого звука [С]
Замечания: Нижеприведенный речевой материал не содержит других звуков из групп
свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данными звуками.
1. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие слоги.
сася, сяса, сасяса, сясася; сосё, сёсо, сосё со, сёсосё; сыси, сисы, сысисы, сисыси.
2.
Предложите
ребёнку
произнести вслед за вами
вслух следующие
слова.
Сася: оса — вся, сад — сядь, коса — косяк, роса — поросята, лиса
— лисята, гусак —гусята, досада — десятый, усатый — всякий,
полосатый — десятый.
Сосё: соло — сёла, сом — Сёма, сок — Васёк, сор — боксёр, сотня
— сёдла, фасоль — осёл, весомый — весёлый, хлебосол — новосёл,
спросонок — поросёнок.
Сыси: сын — синька, сыр — кассир, сыпать — сито, сытный — ситный, сынок — силок,
весы — висит, носы — носи, бусы — бусинки, косынка — косилка, посылка — носилки.
Ссь: нос — ось, вес — весь, рис — рысь, лис — лисья, вас — Васька, навес — навесь,
тесно — тесьма, описка — опись.
3. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух следующие предложения.
Коси, коса, пока не высохла роса. Десятый котёнок был полосатый. Поселилась лиса с
лисятами в норе. Повёл гусак своих гусят на пруд. Сёма поймал усатого сома. Поросёнок
захрюкал спросонок. Стоят деревья сонные, снегом занесённые. Схватил Симу гусёнок за
носок. Гусыня плывёт по речке синей. У Сони косы, у Аси косички. Ася рассыпала бусы и одна
бусинка потерялась. Ситный хлеб вкусный и сытный.
4. Предложите ребёнку выучить наизусть следующее
стихотворение.
Сосулька.
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать;
И потому опять настала слякоть... (А. Кондратьев)
5. Предложите ребёнку произнести вслед за вами
вслух, а затем пересказать текст.
Утро у Васи.
Выспался Вася. Выходит во двор. Блестят росинки, как бусинки. Поросята бегают по
двору. Вот идёт соседка. Она приехала сюда с севера. Она несёт сумку с фасолью. Л вот сестры
Соня и Сима. У Сони косы, а у Симы косички. На голове у Сони косынка. Соня работает на
косилке.
Вася собирает гусей в стадо. Надо гнать их пастись. Впереди гусак. За гусаком гуси и
гусята. Десять гусят, семь гусей. Хотел идти с ними полосатый кот. Но гусь его прогнал. Вася
свистнул Моську. Моська будет помогать. Близко лес, а в лесу лиса. У лисы голодные лисята.
Лиса может унести гусёнка или гуся.
Итоги: закрепление полученных навыков ежедневно, как на уроках, так и в повседневной
жизни.
План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
План-конспект урока по теме: «Звук (С), буква С в словах и словосочетаниях».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.