ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Праздники в религиях мира.
Должность учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Предмет ОМРКСЭ
Класс 5
Базовый учебник Основы мировых религиозных культур.
Цель урока: показать близость религиозных праздников разных вероисповеданий.
Задачи:
-образовательные познакомиться с главными праздниками иудеев, узнать какие праздники существуют у христиан, что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам у мусульман и увидеть праздники буддистов;
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
Праздники в религиях мира.
Должность учитель начальных классов первой квалификационной
категории.
Предмет ОМРКСЭ
Класс 5
Базовый учебник Основы мировых религиозных культур.
Цель
урока:
вероисповеданий.
показать близость религиозных праздников разных
Задачи:
образовательные познакомиться с главными праздниками иудеев, узнать
какие праздники существуют у христиан, что такое Курбанбайрам и Ураза
байрам у мусульман и увидеть праздники буддистов;
развивающие: развивать зрительную память, устную и письменную речь,
умение работать индивидуально и в группе;
воспитательные:
навыки самоконтроля, учить ставить цель своей
деятельности, формировать у обучающихся образ мира как единого и
целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать
доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать
доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание
и сопереживание чувствам других людей.
Тип урока «Открытие новых знаний».
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая,
самостоятельная работа с источниками информации.
Необходимое техническое оборудование:
для учителя: мультипроектор, программа Power Point, карточки для работы
в группах, тесты, кроссворды.
для учащихся: учебник, тесты, исследовательские карты.
Технологическая карта изучения темы: «Праздники в религиях
мира».
1Тема
Цель
Планируемые
результаты
Основные
понятия
Ресурсы:
основные
дополнительные
Организация
пространства
Технология
проведения
Праздники в религиях мира.
показать близость религиозных праздников разных вероисповеданий.
Предметные: – познакомиться с главными праздниками иудеев, узнать какие праздники существуют у
христиан, что такое Курбанбайрам и Уразабайрам у мусульман и увидеть праздники буддистов;
Личностные:
формировать учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
проводить самооценку на основе критерия успешности;
прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
определять и формулировать тему и цель урока;
умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПУУД:
ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения в форме простых суждений;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КУУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Праздники разных религий: Песах, Курбанбайрам, Шавоут, Сагаалган и т.д.
Основы мировых религиозных культур (учебник)
презентация к уроку
рабочая тетрадь
карточки для работы в группе
тесты
кроссворды.
фронтальная
групповая
индивидуальная
Деятельность учеников
Деятельность учителя
1.Мотивация
(самоопределение) к
учебной
Стоят возле парт перед началом
урока.
Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка украшает
человека, дарит всем настроение радости.
Только это настроение нам понадобится
2деятельности
Цели:
осуществить
осознанный переход
обучающихся
в
пространство учебной
деятельности;
создать условия для
возникновения
внутренней
потребности
в
включения в учебную
деятельность.
Этап предполагает
осознанное вхождение
учащегося
в
пространство учебной
деятельности
на
создание
уроке;
условий
для
возникновения
внутренней
потребности
включения
в
деятельность («хочу»),
выделения
содержательной
области
1.1.
благоприятного
эмоционально
психологического
фона
урока.
1.2. Формирование у
учащихся желания
работать на уроке и
уверенности в своих
силах.
2. Актуализация и
пробное
учебное
действие.
Цели:
актуализировать
изученные способы
действий,
тренировать
мыслительные
операции;
(«могу»).
Создание
сегодня для нашей работы. Думаю, что
поможет нам настроиться на рабочий лад это
стихотворение
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое
оно? Помогло оно настроиться на наш урок?
Как вы думаете, какая атмосфера будет царить
в нашем классе сегодня?
А когда у человека на душе бывает радостно,
спокойно?
Назовите добрые дела и поступки, которые
можешь сделать ты для когото?
Мне очень хочется, чтобы атмосфера мира,
добра, радости общения сохранилась в классе
не только до конца урока, но и гораздо дольше.
Ну а сегодня в конце нашего урока вы
попробуете словами выразить чувства, которые
остались в вашей душе.
.
Спокойно по очереди садятся за
парты.
Теплая, добрая, прекрасная.
Когда он совершает хорошие
поступки, добрые дела.
Дети прикрепляют
соответствующее поле.
слова
в
Игра «Не ошибись».
Распредели на группы. Даются слова:
русские, буряты, калмыки и т.д. Соотнеси к
определённой религии.
Проверяют, находят неточности.
3Этап предполагает
создание мотивации к
самостоятельному
выполнению пробного
учебного действия;
актуализацию знаний,
умений и навыков,
достаточных
для
построения нового
способа
действий;
тренировку
соответствующих
мыслительных
операций;
затруднения
индивидуальной
деятельности
учащихся,
фиксируемое
самими.
3. Выявление места и
причины
затруднения
создание
в
ими
Цели:
выполнить
реконструкцию
выполненных
операций
и
зафиксировать в языке
шага, где возникло
затруднение;
соотнесение своих
действий
с
алгоритмом.
Этап предполагает
выявление и фиксацию
учащимися
места,
шага, где возникло
затруднение;
определение причины
затруднения каких
конкретно
знаний,
умений не хватает для
решения исходной
задачи такого класса
или типа.
4.Построение
Делятся на группы.
Разгадывают кроссворд.
Праздники.
Затрудняются ответить.
Познакомиться с праздниками разных
религий мира.
С чего же начать открытие нового знания?
Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю
разгадать кроссворд.
Какое ключевое слово получилось?
Ребята, а что такое праздник? Слайд 2.
А кто знает что такое религиозный праздник?
Значит какова тема нашего урока?
_ Скажите какие праздники есть в религиях
мира?
Значит какова цель нашего урока?
Сегодня наш урок пройдёт в виде мозгового
4на
проекта и выхода из
затруднения
Цели:
устранить возникшее
затруднение
с
помощью
учебных
действий,
направленных
реализацию цели.
("открытие" детьми
нового знания). Этап
предполагает
обдумывание
учащимися
коммуникативной
проекта
форме
будущих
учебных
действий: постановку
цели,
построение
плана
достижения
цели, выбор метода и
средств разрешения
проблемной ситуации.
в
5.Реализация
проекта. Первичное
закрепление
с
проговариванием во
внешней речи
Цель:
решить
типовое
Самый важный праздник.
Праздник это определённое событие.
Верующие постятся.
Пост.
Многие ограничивают себя в питании.
Обряды.
Угощение.
Можно спросить у взрослых, в
интернете, в учебнике…..
Работают самостоятельно.
Заполняют исследовательскую карту.
Сравнивают. Находят сходства и
различия.
Любовь, уважение, сострадание…
Добрые, ласковые.
штурма.
Как вы думаете что может быть общего у
праздников всех религий?
Вернёмся к определению праздник. Что такое
праздник?
Если это праздник, то мы должны знать его
продолжительность.
Из своего жизненного опыта скажите как люди
готовятся к религиозным праздникам?
Что предшествует такому празднику?
А что такое пост?
Если это праздник, то должны какиенибудь ..
(вернёмся к определению, если затруднятся)
_ А как вы думаете без чего не обходится
любой праздник в том числе и религиозный?
Итак мы с вами выделили основные понятия,
которые должны исследовать.
Мы поделимся на группы. Каждой группе
даётся один исследовательский объект и
исследовательская карта.
Ребята а где мы добываем новую
информацию?
Сегодня мы её будем добывать с помощью
учебников и ноутбуков.
А сначала давайте проведём зарядку для глаз.
Зарядка для глаз «Песенка кота
Леопольда».Слайд 3.
Давайте вспомним правила работы в группе.
1. Мы работаем умело, каждый в группе занят
делом.
2. Мы друг другу не мешаем, если просят,
помогаем.
Заполняем таблицу на доске.
Мы с вами создали исследовательскую карту
религиозных праздников.
Если сравнить праздники в разных религиях,
то какое сходство и различие можно заметить.
Физминутка.(шар)
Ребята, а как вы думаете что воспитывают
религиозные праздники?
Посмотрите на этот шар. Он очень хрупкий.
Можно ли сравнить его с человеком. Каждый
человек любит какие слова? Вот сейчас мы
будем передавать этот шар друг другу очень
5в
с
выбор
задание в форме
коммуникативного
взаимодействия
группах
проговариванием
алгоритма действия
Этап предполагает
решение
исходной
задачи(обсуждение
различных вариантов,
предложенных
учащимися,
оптимального
варианта); фиксацию
преодоления
затруднения;
уточнение характера
нового знания.
6. Этап первичного
закрепления.
Цель:
использовать
изученный
ранее
материал как шаг для
новых
введения
способов
действий
обучающихся.
Этап предполагает
усвоение
детьми
нового
способа
действий при решении
типовых задач с их
проговариванием во
внешней
речи
(фронтально, в парах
или группах). Этап
предполагает
самостоятельное
выполнение
учащимися задания. с
использованием
нового
действия,
самопроверку
на
основе сопоставления
с эталоном.
способа
уважение,
Любовь,
милосердие,
Выступления детей.
забота,
бережно и говорить добрые слова.
Учитель передаёт шар –сострадание…
Творческим заданием к уроку для некоторых
ребят было задание подготовить сообщения о
праздниках разных религий. Слайды 4,5,6,7.
Включаю музыку.
Продолжаем нашу работу. Прочитайте
написанные на слайде группы заданий.
Слайд 8
1. Иудаизм, буддизм, христианство, ислам,
Пасха, Песах, Сагаалган,Курбанбайрам,
Уразабайрам.
2. Пекли пирог с кашей, и когда именинник
садился за стол, разламывали пирог над его
головой…(….)
Группы детей начинают ходить с букетами
подснежников, ирисов или тюльпанов по
улицам и распевать песни…(…).
Работать в субботу запрещается не только
людям, но даже домашним животным..(…).
3. Будда перед уходом в нирвану призвал к
себе всех животных, однако проститься с ним
пришли только ( Мышь, Корова, Тигр, Заяц,
Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна,
Курица, Собака и Свинья).
Сформулируйте к ним задания
соответствии с темой урока.
1.Соотнеси праздники к религиям.
2.Вставь пропущенные слова.
3. Угадай название праздника по
описанию.
Выполняют
работу
Выполните задание на выбор.
6типа
задания
и
их
7. Самостоятельная
работа
Цель:
выполнить
нового
осуществить
самопроверку,
осуществить
ситуацию успеха.
Этап предполагает
самостоятельное
выполнение
учащимися задания.
Эмоциональная
направленность
данного этапа состоит
в организации,
по
возможности,
для
ученика
каждого
ситуации
успеха,
мотивирующей его к
включению
в
дальнейшую
познавательную
деятельность.
8. Рефлексия учебной
деятельности
Цель:
организовать
и
рефлексию
самооценку учениками
собственной учебной
деятельности
на
уроке.
. Этап предполагает
оценивание учащимися
собственной
деятельности,
фиксацию
неразрешённых
затруднений на уроке
направлений
как
будущей
учебной
деятельности,
обсуждение и запись
домашнего задания.
дифференцированно.
Проверьте по эталону. Слайд 9.
При правильном выполнение задания
пишут: Молодец.
12 ошибки: Старайся.
Работа с тестами.
Взаимопроверка.
Слайд 10.
Сегодня на уроке я ...
Самым полезным интересным
для меня было ...
Я встретился с трудностью
при ...
Я и не подозревал….
Над каким материалом работали на уроке?
Какой из праздников вам понравился больше
других?
Какие религиозные праздники принято
отмечать в вашей семье?
Слайд 11.
1.Подготовить рассказрассуждение на тему:
«Какой смысл несут праздники традиционных
религий России?».
2.Творческая работа «Религиозные праздники
в моей семье».
Записывают домашнее задание.
7Дает инструктаж по выполнению домашнего
задания.
8