Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 9 класса (Пёрышкин) по соответствующей теме. Это краткий конспект урока, помогающий распределить время и этапы урока. Это вариативный план, который предполагает наличие пустых мест, которые учитель может заполнить при желании своим материалом. Материал полностью готов к распечатке
Цель: знать понятие интерференция и дисперсия света, спектр
Демонстрации: таблицы по теме, дисперсия и интерференция света, цвета в природе
Тема 50: Электромагнитная природа света § 57,60
Пакеты заданий
I .Фронтальный опрос
II .Новая тема
А теперь давайте ознакомимся с интерференцией света
Интерференция – наложение, сложение волн, в результате которого образуется усиление или ослабление светового
потока
Опыт Юнга (нач 19 века) – отчётливо проявилась волновая природа света: свет, пропущенный через узкую щель, падал на
две близко расположенные щели, за которыми находился экран
Наблюдал на экране: вместо двух светлых полос – чередующиеся цветные полосы
Объяснение Юнга с помощью волновой теории: световые волны, прошедшие через различные щели, накладываются друг на
друга и если
*max одной волны совпадает с max другой (приходят в одинаковой фазе), то они усиливают друг друга – светлая полоса
*max одной волны накладывается на min другой (приходят в противофазе), то они гасят друг друга – тёмная полоса
Почему полосы оказываются цветными?
Каждому цвету соответствует своя длина волны и поэтому волны разной длины усиливают (или гасят) друг друга в разных
точках
Наблюдение интерференции доказывает, что свет при распространении обнаруживает волновые свойства
Интерференционные опыты позволяют измерить длину световой волны – очень мала – от 4*107 до 8*107 м
Абсолютный показатель преломления среды определяется её свойствами
Вопрос: только лишь среда определяет показатель преломления?
Из опытов: показатель преломления среды зависит от частоты (цвета) световой волны.
Опыт на рис 161 (стр 214)
Опыт Ньютона: проделал маленькое отверстие в оконной ставне, он подставил под пучок солнечного света треугольную
стеклянную призму, и на противоположной стороне заиграли все цвета радуги – спектр (совокупность частот или длин волн,
содержащихся в излучении какоголибо вещества)
Разложение белого света в цветной спектр означает, что белый свет является составным (смесь всех цветов радуги)
Дисперсия света – зависимость показателя преломления света от длины волны
Вывод:
*скорость луча обратно пропорц показателю преломления
*белый свет имеет сложную структуру (состоит из монохроматических цветов)
Красный – наибольшая
Оранжевый
Жёлтый….
Фиолетовый – наименьшая
λ
(760 нм), отклоняются меньше, рассеиваются меньше, скорость больше
λ
(380 нм), отклоняются сильнее, рассеивается сильнее, скорость меньше
§ 57 стр 203
§ 60 стр 216
III .Закрепление
IV
.Практика
Д/З: § 57 стр 203§ 60 стр 216
Упр 49 217